ПЕРВАЯ ДУЭЛЬ СЕЗОНА:
КИХИРА ПОБЕЖДАЕТ ВСЕХ, ТУКТАМЫШЕВА ПРОИГРЫВАЕТ СЕБЕ |
|
Фото © Владимир Песня
Фукуока. Елизавета Туктамышева |
16 сентября 2019
Прошедший уикэнд собрал на двух разных турнирах сразу четверых фигуристок, способных претендовать на то, чтобы быть в элите мирового одиночного катания. Специальный корреспондент РИА Новости Елена Вайцеховская анализирует итоги этих выступлений и объясняет, насколько они логичны
Удивительный случай: при том, что в канадском Оквиле традиционно открывал сезон двукратный олимпийский чемпион Юдзуру Ханю, гвоздем программы стал не он, а женская дуэль между победительницей прошлогоднего финала Гран-при Рикой Кихирой и двукратной чемпионкой мира Евгенией Медведевой. Огня этому противостоянию придавало то, что параллельно в итальянском Бергамо соревновались чемпионка мира-2015 Елизавета Туктамышева, действующая чемпионка России и дебютантка взрослого сезона Анна Щербакова, а также чемпионка Европы-2019 Софья Самодурова, хотя последняя достаточно быстро выпала из списка претенденток на высокие места в силу достаточно простеньких программ и не слишком качественного их исполнения.
Любое заочное сравнение в фигурном катании всегда условно: на разных турнирах бывают разные судейские бригады с разной, скажем так, степенью лояльности к спортсменам и разным уровнем профессионального понимания того, что происходит на льду. Поэтому принимать те или иные сопоставления за истину в последней инстанции как минимум неразумно. Но кое-какие выводы уже сейчас напрашиваются сами собой.
Абсолютной победительницей уик-энда, если брать голые цифры итогового результата, стала Кихира, победившая Евгению Медведеву в Оквиле – 224,16. Победа в Бергамо досталась Анне Щербаковой с результатом 218,20, (Медведева заочно уступила ей менее балла), а Лиза Туктамышева замкнула четверку – 214,38.
Вряд ли можно назвать этот своеобразный рейтинг предсказуемым: куда логичнее было бы увидеть впереди «забега» Кихиру с Туктамышевой: и та, и другая спортсменка владеет тройным акселем, обе исполнили этот прыжок по три раза, иначе говоря, сложность программ получилась не просто сопоставимой, но даже с некоторым техническим перевесом в пользу питерской спортсменки. Однако качество Лиза уступила полностью. Как заочно – Кихире, так и очно – Щербаковой. По итоговой сумме она проиграла дебютантке в произвольном прокате почти десять баллов, чего на самом деле вполне можно было избежать. Каким образом? Давайте попробуем разобраться.
Говорить о том, что Щербакова стопроцентно готова ко взрослой борьбе я бы пока не спешила: катание недавних юниорок в сравнении со взрослыми лидерами всегда поначалу выглядит несколько ученически. Но в этом иногда кроется и очевидный плюс: в начале сезона, когда большинством опытных спортсменок форма еще толком не набрана, а программы не вкатаны, важен бывает не кураж, а тщательность. Аня по-ученически тщательно выжала из каждой составляющей своей произвольной программы максимум: прекрасно исполнила четверной лутц, набрала за технику рекордную сумму 86,15 и обошла Туктамышеву второй оценкой, что по неписанным правилам фигурного катания выглядело некой несуразицей, пусть даже Лиза и пропустила в прошлом сезоне чемпионаты Европы и мира.
Такой же максимум выжали из себя в Оквилле Кихира и Медведева: помарки в исполнении прыжков имелись и у той, и у другой фигуристки, но было видно, что обе невероятно сконцентрированы на каждой секунде своих программ.
Прокат Туктамышевой выпадал из общего ряда некоторой характерной для фигуристки небрежностью подачи. Подобная манера вполне имеет право на существование. Более того: когда нарочитая небрежность сочетается с безупречно исполненными элементами ультра-си, то начинает играть в плюс спортсмену: мол, вы тут все из кожи лезете, а я вышел с улыбочкой и одной левой со всеми расправился. Но дело в том, что безупречного исполнения у Туктамышевой не случилось ни в короткой программе, ни в произвольной, и показная небрежность тут же приобрела негативный оттенок: неужели нельзя было хотя бы попробовать побороться за элементы? Зачем при абсолютно равных исходных позициях отдавать свое? Понятно же, что тебя будут сравнивать с другими, и заочно – в том числе.
Второй выход Лизы на лед лишь усугубил ощущение пренебрежения ко всему происходящему и публике в том числе: в связи с тем, что новое платье для произвольной программы фигуристке сшить не успели, в Бергамо она каталась в откровенно «тренировочном» виде.
И вот тут впору вспомнить известное выражение о том, что дьявол кроется в деталях. Иначе говоря, в любом жизненном явлении, всегда находятся ерундовые на первый взгляд составляющие, способные сильно повлиять на конечный результат. Когда речь идет о спорте высших достижений, эта истина становится и вовсе непреложной – даже когда речь идет о совершенно второстепенных турнирах.
Могла ли стать дополнительным минусом к общему впечатлению (то есть, ко второй оценке) смена фигуристкой короткой программы? На мой взгляд – вполне. Туктамышева еще до начала соревновательного сезона достаточно аргументированно объяснила, почему оригинальной постановке «Drumming Song» она предпочла более понятный публике Oblivion, оставив в программе весь тот набор движений, что был поставлен канадским хореографом Шэ-Линн Бурн. Но дело в том, что эти две музыкальные композиции ритмически совершенно разные. Сколь бы гениальным исполнителем ни был фигурист, музыкальные акценты при подобной перестановке зачастую оказываются смазанными.
Возможно, Туктамышевой имело смысл оставить «Drumming Song» как показательный номер, вернувшись в короткой программе к прошлогоднему танго. Или все-таки попробовать руководствоваться не собственными представлениями о прекрасном, а довериться интоиции постановщика и проверить новую программу на публике – вдруг сыграет? Промежуточный вариант оставил слишком неоднозначное впечатление, чтобы утверждать, что замена музыки оправдала себя. Не говоря уже о том, что сам факт подобных манипуляций судьи очень часто воспринимают как признание того, что первоначальная постановка либо оказалась неудачной, либо спортсмен с ней просто не справился. И то и другое бывает трудно засчитать в плюс. Возможно, как раз поэтому по итогам первых выступлений в сезоне в плюсе из сильнейшей четверки одиночниц остались все, кроме Туктамышевой.
Можно, конечно, сказать, что первые старты сезона вообще ни к чему спортсмена не обязывают. Тем более – такие, как в Бергамо, где даже вместимость трибун едва ли не меньше, чем в подмосковном Новогорске, и они редко когда заполняются публикой под завязку. Но парадокс в том, что в женском фигурном катании подобная точка зрения уже потеряла право на существование - слишком сильно обострилась за последние годы конкуренция как в мире, так и внутри России. Когда на роль лидера на равных претендует почти десяток спортсменок, на заметку невольно берется каждая мелочь. Реально задумаешься, что выгоднее: вообще пропустить турнир, или явиться на него не в полной боевой готовности, В каком-то смысле, это борьба за выживание, причем достаточно беспощадная. Но такова данность, которую уже никому не дано повернуть вспять.
Как в этой данности выживать, наглядно показала в Оквиле Евгения Медведева. Двукратная чемпионка мира на первый взгляд имела не слишком много шансов на то, чтобы выдержать очное противостояние с Кихирой. Как и заочное – с Анной Щербаковой и Туктамышевой. По базовой стоимости двух своих программ Женя уступала японке 10,3, Лизе - 12,79, а юной соотечественнице-дебютантке 14,29. Но финишировала она с той же Щербаковой на равных - с разницей в 0,77. И если попытаться на основе первого выступления Жени составить рецепт ее успеха, львиную его долю составили бы не пластика, удачные программы, костюмы и качество проката в целом, а понимание происходящего и готовность драться за собственное место под солнцем до последней проведенной на льду секунды.
|