|
Фото © Владимир Песня
Фукуока. Елизавета Туктамышева |
13 апреля 2019
Турнир World Team Trophy завершившийся в Фукуоке, подвел черту под сезоном фигурного катания. Специальный корреспондлент РИА Новости вспоминает наиболее яркие моменты сезона и делает свой выбор лауреатов, с которым совершенно необязательно соглашаться
В один из последних дней чемпионата мира в Сайтаме я ждала автобуса в компании известного на Западе шоу-менеджера Ари Закаряна. Разговаривали мы, как обычно, о фигурном катании, и мой собеседник сказал:
- Считаю, что нам до зарезу нужен совершенно иной подход к фигурному катанию, как к бизнесу. Я много работаю со звездами самых разных видов спорта и знаю, например, что на национальном чемпионате США по баскетболу первые ряды в зале стоят до десяти тысяч долларов. Люди платят эти деньги не потому, что оттуда лучше видна площадка – она так же хорошо видна и с четвертого, и с пятого ряда, но в первом ряду сидят селебрити. И богатые люди платят за то, чтобы можно было прийти после игры домой и сказать: «А я сегодня сидел рядом с Ким Кардашьян!».
В России в последние годы довольно резко взлетела популярность фигурного катания, но почему? Да потому, что в этот вид спорта, благодаря телевизионным проектам пришли звезды кино, музыки, телевидения. Сейчас у этих звезд , как и у многих крупных бизнесменов, занимаются фигурным катанием дети. Надо обязательно подтягивать звезд ко всем крупным турнирам, рассылать приглашения, предлагать какие-то программы на тот случай, если звезда захочет привести на мероприятие друзей или семью. Как думаете, если на соревнования в Италии придет Адриано Челлентано, Тото Кутуньо или кто-то еще, это поднимет интерес к мероприятию?
Почему точно так же не приглашать на турниры спортивных звезд прежних лет? – продолжал Закарян. - Смотрите, что происходит сейчас: сейчас закончили кататься Алена Савченко/Бруно Массо – и с их уходом фактически закончилось все фигурное катание в Германии. Ушел Стефан Ламбьель – на карте нашего вида спорта исчезла Швейцария, как может исчезнуть Италия с уходом Каролины Костнер, или Испания – с уходом Хавьера Фернандеса. Кто-то из чемпионов работает риэлтором и продает дома, кто-то трудится в каком-то другом бизнесе. Почему было не пригласить на тот же чемпионат мира таких людей, как Брайан Бойтано, Мишель Кван? Рассказать о них, организовать какие-то мероприятия с их участием , фото и автограф-сессии. Я бы вообще делал для всех олимпийских чемпионов отдельный контракт, который обязывал бы людей, после того, как они принимают решение закончить со спортом, еще как минимум год ездить по миру, как ездят победительницы конкурса «Мисс Вселенная». Или Евровидения. Это прекрасный промоушен своего вида спорта, своих спонсоров, своей страны, наконец. И этим мы могли бы дать колоссальную возможность для роста всему ледовому бизнесу.
Уже прощаясь, Закарян сказал:
«Еще я обязательно сделал бы для фигуристов красную дорожку в конце сезона - как это делается в кинобизнесе на церемонии вручения Оскаров. И обещаю, что сделаю все возможное, чтобы такая церемония в нашем виде спорта появилась».
После того, как завершился турнир в Фукуоке, подаривший огромное количество совершенно выдающихся выступлений, стало даже жаль, что Закаряну до сих пор не удалось реализовать свою мечту. Но это совершенно не является препятствием для того, чтобы порассуждать о вероятных номинациях.
Лучшая женская роль. Алина Загитова
Самая бесспорная и наиболее заслуженная кандидатура остается единственной, несмотря на то, что сезон был завершен блистательным прокатом другой российской спортсменки – Елизаветы Туктамышевой. Выиграв мировое первенство в Сайтаме, Алина добилась уникального в женском катании результата – собрала победы на всех крупнейших существующих турнирах. Теперь у фигуристки есть своеобразный Большой шлем - золото европейского и мирового чемпионатов, победа на Олимпийских игр и в финале Гран-при. Загитовой принадлежат рекорды мира в произвольной программе и общем зачете, и даже немного жать, что третье из возможных рекордных достижений – в короткой программе – был обновлен японкой Рикой Кихирой. Путь, который прошла российская спортсменка от Олимпийских игр до победы в Сайтаме можно смело номинировать на «Преодоление года», хотя в эту категорию я бы отнесла еще минимум двух претенденток: двукратную чемпионку мира Евгению Медведеву, завоевавшую бронзу чемпионата мира после целого ряда сокрушительных провалов, и китаянку Вэнцзинь Суй, которая вернулась на первую ступень пьедестала парного катания после тяжелейших операций, сделанных фигуристке год назад сразу на двух ногах. И ставшую чемпионкой мира, во что не верил даже ее собственный тренер.
Лучшая мужская роль. Натан Чен
Подопечный Рафаэля Арутюняна, не проигравший в этом сезоне ни одного турнира, по совокупности своих достижений укладывает на лопатки весь остальной мир. Он – чемпион и рекордсмен мира, причем добился этих титулов, тренируясь, фактически, в одиночку, параллельно обучаясь в университете Йеля – одного из наиболее престижных учебных заведений мира. Год назад Чен стал первым фигуристом, сумевшим выполнить в произвольной программе все существующие прыжки в четыре оборота. В связи с тем, что текущие правила стали предъявлять крайне высокие требования к качеству исполнения элементов, фигурист отказался в этом сезоне от прыжковой программы-максимум. Но сам факт, что американец реально владеет более широким арсеналом, нежели любой другой одиночник мира, включая двукратного олимпийского чемпиона Юдзуру Ханю, делает выбор в его пользу еще более справедливым.
Лучшая режиссура (тренер). Алексей Мишин
Профессору фигурного катания давно пора вручить совершенно особенный приз за долгожительство его учеников в спорте и умение удивлять. Нет, вспоминать Евгения Плющенко здесь ни к чему. В этом году подопечные великого тренера прошли сквозь сезон как бы вторым планом, но никто не разочаровал: Софья Самодурова продемонстрировала просто-таки фантастическую для дебютантки взрослых турниров стабильность, не сорвав ни одного элемента. Такой же дебютант, но на мужском поле Андрей Лазукин был дважды внезапно брошен в пекло крупных турниров (сначала он незапланированно отправился на чемпионат мира, затем в Фукуоку на World Team Trophy) и оба раза за новичка не было стыдно. С учетом плачевного состояния мужского катания в России, это само по себе немалое достижение.
Но настоящей витриной выдающихся тренерских достижений Мишина стала Елизавета Туктамышева, которая не просто вернулась на высший уровень, но сделала это, ничем не уступая сильнейшим. Достаточно сказать, что результат, показанный спортсменкой в Фукуоке (234,43) позволил бы ей на равных сражаться с Загитовой за победу в чемпионате мира. Общий результат олимпийской чемпионки в Сайтаме оказался выше, но технику в произвольной программе Лиза у Алины выиграла. А техника – это прежде всего тренер.
Лучшая женская роль второго плана. Елизавета Туктамышева
Слово «второй» может кому-то показаться оскорбительным в адрес спортсменки, показавшей в субботу столь феноменальный прокат произвольной программы, но на самом деле идеально отражает ситуацию: большую часть сезона фигуристка провела на вторых ролях, поскольку оказалась за бортом сборной команды. На вторых ролях Туктамышева была и в декабрьском финале Гран-при, где проиграла сразу двоим –Кихире и Загитовой. Благодаря выступлению Туктамышевой на командном турнире в Фукуоке весь мир увидел: у взрослого женского одиночного катания есть будущее, и оно фантастически красиво выглядит. Большое спасибо за это, Лиза!
Лучшая мужская роль второго плана. Хавьер Фернандес
Свою спортивную карьеру испанец завершил в этом сезоне седьмой подряд победой на чемпионате Европы, и было бы просто неправильно не отдать спортсмену должное. Более продолжительная серия случалась в мужском катании лишь однажды, ее автором являлся австриец Карл Шефер, но было это без малого сто лет назад, с 1929-го по 1936-й.
Хавьера будет не хватать: по умению невероятно легко, без какого бы то ни было видимого напряжения откатать программу, нашпигованную сложнейшими прыжками, он превосходил даже великого и ужасного Юдзуру Ханю. И если японец на протяжении многих лет был двигателем мужского одиночного катания, космическим кораблем, то Фернандес – его душой и улыбкой.
Лучший оригинальный сценарий (произвольная программа). Вэнцзинь Суй/Хан Цун
Выступление китайского дуэта на чемпионате мира в Сайтаме с композицией Rain, In Your Black Eyes, благодаря исполнению которой фигуристы выиграли у сильнейшей российской пары Евгении Тарасовой/Владимира Морозова более восьми баллов, напомнило мне чемпионат мира-2003, где чемпионами мира стали Шень Сюэ и Чжао Хунбо. Дело было даже не в том, что фигуристы, которым впоследствии было суждено одержать олимпийскую победу в Ванкувере, сумели совместить в той своей произвольной программе несовместимые на первый взгляд вещи: наиболее прогрессивные технические идеи, основоположником которых в парном катании был покойный Станислав Жук (высоченные выбросы, колоссальная амплитуда), и единость и пластику легендарных Белоусовой и Протопопова. Запомнилось на самом деле другое. Как на последней минуте композиции за 22 секунды до ее оканчания зал встал в едином порыве, устроив фигуристам овацию.
Нынешняя программа, поставленная для Вэнцзинь Суй/Хан Цуня выдающимся канадским хореографом Лори Никол, стала фактически повторением тех же самых приемов: удивительного единства формы и содержания. И вишенкой на торте мирового парного катания в целом.
Встать рядом с китайцами в этой номинации наверное могли бы встать и канадские танцоры Пайпер Гиллес/Шон Порье с композицией Starry Starry Night, но седьмое место пары на чемпионате мира играет, увы, не в ее пользу.
Лучший короткометражный фильм (короткая программа). Виктория Синицина/Никита Кацалапов против Чена и Кихиры
Национальные пристрастия в фигурном катании никто не отменял, поэтому Синицина и Кацалапов. Их ритм-танго стало именно тем оружием, которое помогло совершить прорыв в элиту, той самой «одежкой», по которой встречают. Дело здесь даже не в том, что танго как никакой другой танец подходит вице-чемпионам мира по характеру. И не в безупречном исполнении. А в том, что фигуристам удалось невероятно точно перенести на лед абсолютно не переносимые туда вещи – танцевальные шаги. История танцев на льду помнит лишь единичные примеры того, когда тренеру и спортсменам удавалось сохранить аутентичные паркетные шаги на протяжении всей программы. Один из примеров – латина двукратных олимпийских чемпионов Тессы Вирчу/Скотта Моира. После того, как то же самое блестяще удалось Синициной и Кацалапову, можно утверждать, что в своем мастерстве танцоры окончательно дошли до статуса пары, которая может все.
За соответствие шагов классическому танцу отвечали специально приглашенные мастера, чемпионы мира по аргентинскому танго Сагдиана Хамзина и Дмитрий Васин. Инициатива по их приглашению принадлежала тренеру дуэта Александру Жулину, и это был сильный ход.
Лучшее и уникальное качество исполнения. Натан Чен
Двукратный чемпион мира здесь вне конкуренции. В финале мирового первенства в Сайтаме Чен катал свою произвольную программу сразу после Ханю и последующей Винни-пуховой вахканалии на льду. Японец установил в том выступлении мировой рекорд, то есть фактически откатался на своем максимуме. А Натан просто взял и превзошел рекордный результат двукратного олимпийского чемпиона на десять баллов, выиграв у Ханю по сумме двух программ 22,45. Дорогого стоит.
Лучший помощник «режиссера». Сергей Дудаков и Даниил Глейхенгауз
Самое примечательное из того, что осталось в сезоне за границами взрослого льда, фанаты называют аббревиатурой ТЩК. Анна Щербакова , Александра Трусова, и Алена Косторная мало того, что выиграли первые три места на взрослом чемпионате России, так еще и разыграли между собой высшие награды юниорского финала Гран-при и мирового первенства. Четверные прыжки Трусовой и Щербаковой, включая наиболее технически сложный лутц – в значительной степени зона ответственности Сергея Дудакова, тренера по прыжкам в группе Этери Тутберидзе. Задача Глейхенгауза – упаковать все это в максимально привлекательную хореографическую упаковку. С учетом того, что оба специалиста очень плотно занимались в этом сезоне подготовкой Загитовой и вице-чемпионки мира Элизабет Турсынбаевой, их победа в этой номинации бесспорна.
Глейхенгауз мог бы претендовать на номинацию «лучший хореограф», но сделать выбор между ним, Лори Никол и Шэ-Линн Бурн, сумевшую фантастически раскрыть Чена в короткой программе совершенно с неожиданной стороны, я не возьмусь.
Молодежная награда. Рика Кихира и Софья Самодурова
Результаты этих двух фигуристок на первый взгляд несопоставимы (все-таки именно Кихира потрясла мир своими выступлениями в первой половине зимы, в то время как Самодурова сумела выиграть лишь чемпионат Европы), но по реализации собственного потенциала в первом взрослом сезоне подопечная Мишина даст японке сто очков вперед. Иначе говоря, если бы Кихира продемонстрировала стабильность Самодуровой, она легко могла бы оставить за собой высшие титулы всех стартов без исключения. Но не сумела. Почему? Возможно, имеет место та же причина, по которой в сезоне 2016/17 главные соревнования сезона проиграл Натан Чен: так же, как в прошлом году Кихира, он победил в финале Гран-при, а потом у него просто закончились силы. Рика, тем не менее, остается наиболее опасной соперницей для мира женского одиночного катания, и дело здесь не только в том, что спортсменка выполняет в двух программах три тройных акселя. По качеству этих прыжков, когда они удачны, с японкой пока еще не сравнялась даже Туктамышева.
Лучшая работа художника (костюмы). Алина Загитова
На вкус и цвет товарищей нет, или, как любит повторять легендарная Тамара Москвина, кому-то нравится поп, кому-то попадья, а кому-то попова дочка. Этот сезон был щедр на изысканные наряды, и в число лауреатов смело можно записывать японку Сатоко Мияхару с ее пастельной изысканностью или канадских танцоров Кейтлин Уивер/Эндрю Поже с ее платьем цвета пепельной розы (хотя классическое кимоно, в котором Кейтлин появилась на банкете в Сайтаме было еще более к лицу фигуристке). За первенство в этой номинации могла бы поспорить и глубоко-черная строгость танговых костюмов Синициной и Кацалапова. Но я все-таки выберу Загитову и ее черно-красное платье к произвольной программе «Кармен». Красный цвет вообще сильно обязывает. И, как бы то ни было, Загитова стала единственной в мире, кто сумел по-настоящему этому цвету соответствовать.
Команда года. Сборная США
И напоследок титул не кинематографический, а чисто спортивный. Поскольку сезон у фигуристов завершился командными соревнованиями, здесь даже не нужно ничего придумывать: сборная США опередила хозяев турнира на 13 очков и преподнесла публике целый ряд совершенно фантастических выступлений.
Интересно, что в американской сборной образца 2019 года отчетливо прослеживается русский след. Натан Чен и Мэрайя Белл работают с экс-советским специалистом Рафиком Арутюняном, в подготовке спортивной пары Эшли Кейн/Тимоти Ледюк принимает активное участие Нина Мозер и это может оказаться со стороны российского тренера весьма дальновидным ходом, если учесть, что многочисленные родственники партнерши (мать, отец, тетка и двоюродный брат) активно задействованы в судействе соревнований, представляя две страны – Канаду и Австралию. Еще одна американская одиночница Брэди Теннел начинала свою карьеру у еще одного экс-российского наставника Евгения Мартынова, а танцоров Мэдисон Хаббер/Закария Донохью тренировали в свое время Наталья Анненко, а затем Анжелика Крылова.
Россия в этом командном забеге осталась, к сожалению, лишь третьей: для того, чтобы опередить Японию, нашей команде не хватило всего двух очков.
|