БОЛГАРЫ ПРОДАЛИ КАТАРУ ЦЕЛУЮ КОМАНДУ С ТРЕНЕРОМ |
|
Фото из архива Елены Вайцеховской
на снимке Салем Бадр
|
26 ноября 1999
Давно родилось и продолжает гулять во многих видах спорта выражение: не наш день. Нашими, то есть российскими, в Афинах могут стать разве что заключительные суббота и воскресенье, когда будут разыгрываться награды в категориях 94 и свыше 105 кг, в которых выступят олимпийские чемпионы Алексей Петров и Андрей Чемеркин.
Ну а четверг стал для нас самым обычным, не очень провальным, но и отнюдь не успешным днем. Соревновались лишь мужчины в категории 77 кг. Россиянин Олег Перепеченов выступал в группе В, что говорит само за себя. К тому же в первом упражнении, удачно вырвав 152,5 кг, Олег смазал два оставшихся подхода.
Теоретически, руководство нашей сборной и рассчитывало в Афинах лишь на Петрова с Чемеркиным (о женщинах мы сейчас не говорим). Ну и на то, естественно, что удастся завоевать командное место не ниже 6-го, чтобы в олимпийском Сиднее Россия была представлена полным составом участников. Это 8 человек.
Вот только и на Олимпийских играх ситуация вряд ли изменится. Надеяться на то, что вдруг «выстрелит» кто-то из более молодых, наивно. Особенно учитывая сумасшедший прогресс в мировой штанге за последний год. Значит, остается по-прежнему полагаться на ветеранов - Петрова, Чемеркина и, может, серебряного призера Игр в Атланте Сергея Сырцова, если тот сумеет подготовиться к олимпийскому сезону должным образом (к этому не смог). Не правда ли, очень напоминает картину в плавании 4-летней давности, когда весь командный план немаленькой сборной тянули на себе два человека - Александр Попов и Денис Панкратов?
«Объясните, что происходит?» - приставала я к тренерам. "Спад", - коротко отвечали они. Что ж, в таком случае в категории 77 кг этот спад явно затянулся. В последний раз наш штангист - Владимир Каныгин - становился в ней чемпионом мира в 1971 году. В принципе причина затянувшегося кризиса банальна до оскомины: нет денег. То есть они есть - для проведения сборов и выезда на соревнования. Но по-хорошему современному тяжелоатлету нужно только на восстановители и витамины минимум 1000 долларов в месяц. «Дайте мне 30 тысяч - и я гарантирую, что за выступление нашей женской сборной в Сиднее стыдно не будет, - уверял меня главный тренер команды Солтан Каракотов. - Причем я готов отчитаться за каждый цент».
Судя по тому, как разворачиваются события в Афинах, Россия вряд ли получит право выставить на Играх более трех спортсменок. На их подготовку и нужны эти деньги. Не так много на самом деле. Препараты, которые употребляют штангисты, сплошь импортного производства, дорогие. Есть более дешевые аналоги, которые полуподпольно изготовляются в Латвии, Польше и некоторых других странах. Но такая экономия всегда чревата неприятностями. Даже нормальное, то есть разнообразное и свежее, питание в России удается обеспечить спортсменам далеко не во всех городах. Приятное исключение - Таганрог. По отзывам спортсменов и тренеров, центр, которым руководит олимпийский чемпион Давид Ригерт, сегодня лучший не только в России, но и в Европе. Многие до сих пор склонны считать, что Ригерт, который недолго проработал главным тренером российской сборной, оставил этот пост не столько из-за проигранного с треском чемпионата Европы, сколько потому, что не нашел возможным оставить таганрогский клуб без своего присмотра. И бывшего главного тренера не осуждает никто.
Финансы - беда многих. Даже болгары, выступающие на чемпионате гораздо успешнее россиян, были вынуждены продать за нефтедоллары в Катар практически целую команду вместе с тренером. В результате финал в четверг получился в высшей степени занимательным. За золото на равных боролись два официальных болгарина - чемпионы мира Пламен Желязков и Златан Ванев - и два болгарина катарских - Салем Бадр и Суфиан Надер (как звали спортсменов в их прошлой тяжелоатлетической жизни, я выяснить не успела, но это сути не меняет). Кстати, турок Мехмет Юмаз тоже во многом обязан Болгарии. Точнее, главному тренеру этой страны Ивану Абаджиеву, проработавшему в Турции пару лет между барселонской Олимпиадой и Играми в Атланте.
Болгарам, правда, не очень повезло: получить главное золото они не смогли. Желязков рванул 170 кг, но оказался несколько тяжелее румынского штангиста Развана Илие, поднявшего тот же вес в группе В, и армянина Хачика Капанацкяна. В толчке же Желязков взял лишь 200 кг, а Ванев, подняв в первом подходе 197,5, решился на авантюру, заказав мировой рекорд - 212,5, но дважды не справился со штангой.
По ходу борьбы выплыла явная несправедливость тяжелой атлетики, регламентированная правилами. В заключительном подходе в рывке Капанацкян установил рекорд мира, взяв 170,5. Поскольку в зачет может идти лишь вес, кратный 2,5, в активе армянина остались все те же 170 кг. И рекордсмен мира оказался в этом упражнении только вторым. Победитель - Илие - был на 150 граммов легче.
|