|
Фото © Андрей Голованов
Гуанчжоу. Сажид Сажидов
|
28 сентября 2006
Во второй день турнира борцов-вольников бронзовый призер Игр в Афинах Сажид Сажидов выиграл золото в категории 84 кг, победив в финале представителя Грузии Реваза Миндорашвили
Финал c участием Сажидова закончился, можно сказать, досрочно – за два периода. Хотя вряд ли этого стоило ожидать: во второй из четырех утренних схваток борец травмировал колено, неловко повернув ногу в поединке с иранцем Резой Яздани. Да и сам регламент, согласно которому все схватки, включая полуфинальную, проводятся утром, прилично вымотал российского атлета.
- Сильно устал, признался он после награждения. Предыдущие трое суток никак не мог справиться с бессонницей – даже снотворное не помогало. Но, думаю, это к лучшему – получить возможность за два года до Игр выступить в тех же условиях. Это – очень ценный опыт. Было тяжело и морально. Когда проиграл Махач (Муртазалиев – прим. Е.В.), за которого я очень сильно болел, он так расстроился, что я даже подумал, что легче проиграть самому, чем видеть такое горе со стороны.
- Кто из пяти соперников, с которыми вам пришлось встретиться, в итоге оказался наиболее тяжелым?
- Канадца Кросса Трэвиса я совсем не знал. Про иранца много слышал – он в этом сезоне дважды выигравал этапы «Гран-при», в том числе и у наших ребят, но сам я с ним не встречался ни разу. C поляком Радославом Хорбиком, напротив, прекрасно знаком – мы неоднократно тренировались вместе на сборах. Тарас Данко, с которым мы боролись в полуфинале, – серьезный соперник. В прошлом году был чемпионом Европы. Наверное, он просто подустал. Проводить четыре схватки утром утомительно. Я сам год назад проиграл из-за этого на чемпионате мира – не успел восстановиться с непривычки. Ну а с Миндорашвили у меня особенные счеты. Ведь проиграл я год назад именно ему.
- Получается, взяли реванш?
- Об этом я не думал. Не знал к тому же, что бороться в финале буду именно с ним. Хотелось просто показать всем, что я готов соревноваться по любым правилам, да и самому было важно в этом убедиться. Поэтому настраивался на выступление предельно серьезно. Знал, как много земляков переживали за меня и дома, и здесь, и счастлив, что сумел быть достойным их внимания.
Двое других россиян выбыли из борьбы за медали досрочно. И это было куда более сильным впечатлением первой половины дня, нежели факт выхода Сажидова в финал. Двукратный олимпийский чемпион Бувайcар Сайтиев проиграл в четвертьфинальном поединке Михаилу Ганеву, а действующий чемпион мира и Европы Махач Муртазалиев – украинцу Андрею Стаднику. Чемпионами в их категориях стали украинец Ибрагим Алдатов (74 кг) и американец Билл Зэдик (66 кг).
Не существует в спорте поражений, из которых нельзя было бы извлечь плюсы. В этой истине я усомнилась лишь однажды – в Сиднее, когда трехкратный олимпийский чемпион Александр Карелин проиграл финальную схватку в тяжелом весе американцу Рулону Гарднеру. До сих пор уверена: если бы Карелину предоставилась возможность немедленно, безо всякого отдыха переиграть те финальные девять минут, он не просто победил бы Гарднера, но растерзал в клочья, пусть даже его самого после этого унесли бы с ковра. Но чудес не бывает. И что уж тут извлекать, когда понимаешь, что карьера закончена окончательно и бесповоротно и с этим чувством боли и горечи теперь предстоит жить всю оставшуюся жизнь?
Тем не менее, даже в том поражении плюсы имелись. Не для Карелина, но для многих других борцов, ни один из которых, я уверена, не пропустил трансляцию того драматического сиднейского поединка. Потому что оно блистательно проиллюстрировало на примере самого выдающегося борца тысячелетия, что в современном спорте – если уж ты намерен победить – нельзя терять контроль над ходом поединка даже на тысячную долю секунды. Равно как и рассчитывать, что титулы (даже такие!) всерьез способны кого-то напугать.
Учиться на чужих ошибках всегда менее больно, чем на собственных. Зато свои запоминаются лучше. И чем они больнее, тем сильней впечатываются в сознание. Поражения в Гуанчжоу Бувайсара Сайтиева и Махача Муртазалиева были именно из такой категории.
Подобного поворота событий вчера утром не предвещало ничто. Более того, все три российских борца уже обжигались на протяжении своих карьер чрезвычайно болезненно. Сайтиев – в Сиднее, куда в звании олимпийского чемпиона ехал за вторым золотом, а вернулся - девятым. Спустя четыре года, в Афинах, тренер борца Дмитрий Миндиашвили признал, что то жуткое поражение стало для его спортсмена главным стимулом начать заново грызть землю на тренировках. И, если бы его не случилось, вряд ли Бувайсар сумел подготовиться к Играм в Афинах столь блестяще.
Сажидов в Афинах проиграл. Получил бронзу, хотя за четыре года до этого ни разу не терпел поражений. Да и на Играх был фаворитом, но поплатился за невнимание: позволил корейцу Ю-Чжи Муну сразу же оторваться на девять баллов, а потом не успел их отыграть.
В 2005-м Сажидов остался пятым на чемпионате мира в Будапеште. Этих двух поражений подряд хватило и для того, чтобы досконально прочувствовать на собственной шкуре всю коварность новых правил, и для того, чтобы сделать выводы. Как выяснилось в Гуанчжоу – правильные.
Муртазалиев тоже получил бронзу в Афинах. Там он был одним из наименее опытных – лишь один раз успел поучаствовать во взрослом чемпионате Европы и его выиграл. Зато в Гуанчжоу приехал уже фаворитом. Более того, главный тренер борцовского ЦСКА, где тренируется спортсмен, Анатолий Маргиев заметил, что позиции России в категории 66 кг представляются ему гораздо более прочными, чем в двух более тяжелых. Мол, соперники хорошо известны, к тому же Муртазалиев на пути к сборной прошел такую конкуренцию, какая не снилась никакому другому спортсмену: на протяжении нескольких лет бился за место в основном составе с чемпионом Европы и мира Ирбеком Фарниевым, чемпионами Европы Русланом Кокаевым, выступающим ныне за Армению, и Зауром Ботаевым, многими другими, ничуть не менее сильными борцами.
Сомневаться в словах опытнейшего тренера не было никакого резона, особенно если учесть, что в ЦСКА под его началом работают пять российских вольников из нынешней сборной (включая Муртазалиева и Сажидова), а, помимо них, - несколько экс-российских борцов, выступающих на чемпионате в Гуанчжоу за Армению. Другими словами, диспозицию в категориях своих подопечных Маргиев был обязан знать, как никто другой.
Из российской тройки Сайтиеву было сложнее всех. За исключением злополучных Игр в Сиднее, Бувайсар не проиграл ни одной схватки на на чемпионатах Европы и мира за 11 лет – с тех самых пор, как 20-летним парнем попал во взрослую сборную. Собственно, побед в Афинах и Будапеште было достаточно, чтобы увериться в том, что, раз обжегшись, Сайтиев никогда больше не «подставится» по собственному недосмотру. С физической точки зрения спортсмен приехал в Гуанчжоу не в самом лучшем состоянии. Летом он сломал ребро во время выступления в одном из турниров, и возобновил тренировки лишь в августе. Тем не менее двукратный олимпийский чемпион довольно легко расправился с венесуэльцем Максимо Бланко, затем – с кубинцем Иваном Фундорой и вышел на Ганева – совсем молодого борца, единственным достижением которого до вчерашнего дня была юниорская победа на первенстве мира-2005.
И вот тут-то грянул гром. Первый период Сайтиев выиграл, а во втором пропустил проход болгарина «в ноги». Хотя главная ошибка заключалась даже не в этом. Последствия перелома ребра невольно заставили Сайтиева длительное время осторожничать в тренировках. И эта привычка успела укорениться чересчур прочно. Так что когда Ганев в финальной части еще больше взвинтил темп, инициатива поединка полностью перешла к нему. Cчет периода остался равным, но победу – по последнему результативному действию – отдали сопернику российского борца.
Следом «посыпался» и Муртазалиев. В самом конце схватки со Стадником чересчур необдуманно ринулся проводить прием и попался на контратаке бронзового призера чемпионата Европы. А справиться с ней не сумел – гонял перед взвешиванием порядка восьми килограммов и как следствие – потерял слишком много сил и невов. Но это уже было его личной проблемой.
Последующий проигрыш Ганева и Стадника в полуфиналах, в связи с чем Муртазалиев и Сайтиев лишились утешительной возможности бороться за бронзу, был на самом деле благом: избавил российских фаворитов от дополнительного морального унижения.
- Домой звонил. Плачут… - сказал мне вечером в автобусе по дороге на стадион Дмитрий Миндиашвили. – Вернемся, отдохнем и будем думать: оставаться ли Бувайсару в борьбе, или уходить.
- А как считаете вы сами?
- Время на то, чтобы сделать выводы и как следует подготовиться к Играм в Пекине у нас есть. В моей практике это ведь не первый случай. На Олимпиаде-1972 в Мюнхене покойный Ваня Ярыгин разорвал всех в клочья. А год спустя – в 1974-м – проиграл все, что только мог: чемпионат СССР, чемпионат Европы, мира… Это стало для него колоссальным ударом. Но ведь справился, пережил. И в Монреале снова стал олимпийским чемпионом. А то, что близкие плачут…
Тренер запнулся, справляясь с подступающими к глазам слезами, и добавил:
- Так ведь и после поражений от Сайтиева кто-то много лет плакал не менее горько, верно?
Чемпионат мира. Гуанчжоу (Китай). До 66 кг. 1. Зэдик (США). 2. Тушишвили (Грузия). 3. Гарсон (Куба) и Стадник (Украина). МУРТАЗАЛИЕВ (Россия) проиграл в 1/4 финала. До 74 кг. 1. Алдатов (Украина). 2. Асгарбазрей (Иран). 3. Тигиев (Узбекистан) и Притцлафф (США). Б.САЙТИЕВ (Россия) проиграл в 1/4 финала. До 84 кг. 1. САЖИДОВ (Россия). 2. Миндорашвили (Грузия). 3. Яздани (Иран) и Сохиев (Узбекистан).
|