|
Фото © Андрей Голованов
Гуанчжоу. Хасан Бароев
|
27 сентября 2006
27 сентября олимпийский чемпион-2004 по греко-римской борьбе Хасан Бароев принес сборной России первую золотую медаль, победив в финале категории до 120 кг двукратного чемпиона мира кубинца Михаила Лопеса. Первыми лауреатами турнира борцов-вольников стали болгарин Радослав Великов (55 кг), который выиграл в финале у россиянина Бесика Кудухова, и Саид Мохаммади (Иран, 60 кг). Наш Мавлет Батиров стал в этой категории бронзовым призером.
После Игр в Афинах Хасан Бароев не выступал больше года. Сомневался, стоит ли вообще продолжать бороться. Хасан прекрасно отдавал себе отчет в том, что новые правила создадут ему массу проблем, так как, например, «обратный пояс», без которого сейчас на ковре обходиться нежелательно, он никогда не исполнял и не особо стремился выучить.
Первым турниром Бароева после перерыва стал московский чемпионат Европы этого года, который он проиграл. Был неплохо готов, но в схватке с финном Юхой Ахокой за выход в финал не сумел провести прием во втором периоде, когда ситуация позволяла это сделать, а в третьем, что называется, попал под раздачу: победу при равном счете отдали финну.
Так что с самого начала, едва стал известен состав участников турнира в тяжелой категории, было понятно, что в Гуанчжоу Бароеву придется тяжело. Невозможно было даже спрогнозировать, от кого именно из соперников стоит ждать особенно серьезных проблем. Ассортимент тяжей в Китае оказался велик и разнообразен. Пятикратный вице-чемпион мира венгр Михали Дик-Бардош, чемпион Европы-2005 и призер чемпионата мира-2005 Сергей Артюхин из Белоруссии, серебряный призер мирового первенства-2003 Реваз Челидзе (Грузия), чемпион мира, пятикратный чемпион Азии, серебряный призер Олимпийских игр Георгий Цурцумия, выступающий за Казахстан, действующий чемпион Европы из Турции Исмаил Рузель и, наконец, действующий чемпион мира кубинец Михаил Лопес. На Олимпийских играх в Афинах он занял 5-е место, проиграв одну из схваток Бароеву, но та победа далась россиянину крайне трудно: чтобы одолеть кубинца, ему потребовалось дополнительное время. Неудивительно, что год назад, приехав на мировой чемпионат в Будапешт, Бароев в ответ на вопрос, кого он считает фаворитом в тяжелом весе, сказал: «Лопеса. Я боролся с ним в Афинах и знаю, какой это непростой соперник. Очень силен физически, хорошо дышит, тягучий - против такого непросто провести прием».
Из всей этой компании Бароеву, безусловно, было наиболее тяжело. Сменив в главной борцовской категории легендарного Александра Карелина, Хасан оказался заложником ситуации, которую создали журналисты, объявив борца наследником трехкратного олимпийского чемпиона. Тем самым пресса заведомо лишила Бароева морального права на поражение, не особо заботясь при этом, что Бароев - не Карелин.
В 2000-м, когда Карелин бился на Играх в Сиднее, Бароев выступал еще среди юниоров. Выиграл взрослый чемпионат мира в 2003-м, победил в Афинах. Может быть, постоянный груз возлагаемых на него надежд, пусть и оправданных на Играх, оказался для спортсмена слишком тяжек, или нашлись другие причины, но оставить спорт Бароев намеревался всерьез. Его с колоссальным трудом убедили не делать этого.
Вернулся олимпийский чемпион уже в совсем другую борьбу. С другими правилами, а главное - с иными героями, которые за полтора года отсутствия россиянина на большом ковре успели много чего поделить и совершенно не намерены были отдавать завоеванное обратно. Вот в такой атмосфере олимпийскому чемпиону и предстояло отстаивать честь всей страны.
В этой фразе нет ни капли пафоса - дело обстояло именно так. Во многом благодаря Карелину, за годы его сокрушительных побед вся Россия стала воспринимать тяжелую категорию греко-римской борьбы как некий неприкосновенный оплот российского величия и торжества. Даже не спортивного, а политического. Его нерушимость в сознании миллионов болельщиков не смогли всерьез поколебать даже последние три года - весьма шаткие в плане результатов наших тяжей. Да и сам Бароев прекрасно понимал, что после всех поражений, которые потерпели перед этим россияне в Гуанчжоу, он остался для команды и страны последней надеждой.
К финалу они с Лопесом уверенно шли параллельными курсами, как два матерых волка к одной и той же добыче. Кубинец выглядел ужасающе уверенным в себе. Соперники летали с его бросков, как те бедолаги, которых в его лучшие годы отправлял в «полет шмеля» Карелин своим хрестоматийным «обратным поясом». Сначала китаец Хао Лю, затем Гюзель. В полуфинале Лопес без всяких проблем разделался с Дик-Бардошем. И даже не устал, хотя два последних поединка разделяли считаные минуты.
Бароеву достались оппоненты попроще. Бронзовый призер чемпионата Европы-2001 грек Кутсюбас, Артюхин, совсем молодой швед Шоберг, которого Хасан, недолго мучая, уложил на лопатки.
Предвкушение битвы гигантов было столь велико, что полностью отодвинуло на второй план события турнира борцов-вольников. Тем более что финал супертяжей открывал главную часть вечера. Некоторое спокойствие, правда, еще утром внесли слова Виктора Кузнецова - бессменного тренера Карелина:
- Если Бароев будет продолжать бороться так же, как в первых схватках, то от него можно ждать победы, независимо от того, кто станет его соперником в финале. В отличие от других российских «классиков» и, кстати, своего собственного выступления на чемпионате Европы этого года в Москве Бароев не надеется, что «выдернет» соперника из партера, а очень активно ведет себя в стойке, набирает очки. Если он сохранит такую заряженность с первой до последней секунды, поверьте, все будет хорошо.
О дальнейшем развитии событий мог бы мечтать любой режиссер. Бароев не позволил развиться интриге соревнований до чрезмерной степени и разделался с кубинцем всего за два периода. Но сделал это в лучших российских традициях, досрочно выиграв первую часть схватки со счетом 6:0 и зафиксировав туше во второй после великолепного броска «обратным поясом».
- Я знал, что в партере кубинец вряд ли сможет что-то со мной сделать, - сказал он. - Но правила таковы, что нельзя терять концентрацию ни на секунду. Естественно, мне было бы легче бороться, если бы в предыдущие дни команда выступала более удачно. Но я понимал, что не могу позволить себе расстраиваться по этому поводу, и сумел настроиться, хотя день получился крайне напряженным.
- Вы боялись кубинца?
- Считаю, что он - наиболее серьезный соперник из всех, что сейчас выступают. Хотя и другие борцы вызывают уважение. Если бы на меня не попал Сергей Артюхин, которого я прекрасно помню по недавним временам, когда он выступал за Россию и мы регулярно встречались на национальных чемпионатах, он бы наверняка дошел как минимум до полуфинала, а не боролся бы за бронзу в утешительном раунде.
- Год назад вы сказали, что никогда не исполняли «обратный пояс». Когда успели выучить?
- Сразу после чемпионата мира в Будапеште начал тренировки и отрабатывал этот прием на всех сборах. Никуда не денешься: при нынешних правилах, когда исход схватки порой зависит лишь от судейского свистка, нужно обязательно иметь в запасе подобные навыки. «Обратным» я пробовал бросать еще на чемпионате Европы и уже там почувствовал, что мне удается этот прием. Честно скажу: сейчас я очень счастлив. И очень устал.
Тренер теперь уже двукратного чемпиона мира Владимир Уруймагов, которому Бароев прямо у помоста обессиленно повесил на шею свою медаль, обрадоваться как следует не успел: его колотила нервная дрожь.
- Я не был уверен, что все получится настолько убедительно, - признался он. - Когда Хасан перестал тренироваться после Игр в Афинах, мы убеждали его всем миром - с родителями, президентом клуба, президентом Российской федерации борьбы Михаилом Мамиашвили - не уходить. Сами подумайте, зачем отказываться от любимого дела, да еще в возрасте, когда настоящая мужицкая сила только начинается? К тому же у Хасана в крови жажда борьбы, умение работать до фанатизма. Хотя по-настоящему он стал тренироваться лишь после чемпионата Европы, когда проиграл. Не представляете, какой трагедией для него стало то поражение. До слез. Он ведь не просто борец, а капитан команды. Именно тогда он окончательно поверил в то, что сумеет сделать все, что угодно.
- Разучить за такой срок новый прием было сложно?
- Не очень. Хасан всегда очень хорошо вставал на ноги из положения в партере, делал захваты, бросал «задним поясом», так что я без труда убедил его в том, что «обратный пояс» не сильно отличается от броска, который он умеет делать достаточно хорошо. Нужно только отработать немножко другой захват. Как видите, это удалось.
Концовка дня получилась для нас чуть смазанной. До начала финальной встречи в самом легком весе вольников тренер сборной, олимпийский чемпион Анатолий Белоглазов утверждал, что Радослав Dеликов - очень удобный соперник для Кудухова. Мол, российскому борцу повезло, что до финала дошел именно болгарин, и теперь дело за малым - не терять концентрации.
Однако выиграть Кудухову не удалось. Более того, в первом же периоде дебютант российской сборной, одолевший в полуфинале олимпийского чемпиона Намига Абдуллаева, едва было не угодил на лопатки. Сумел вывернуться, но второй период завершился тоже не в его пользу Хотя и с минимальным счетом.
Чемпионат мира. Гуанчжоу (Китай). Греко-римская борьба. До 120 кг. 1. БАРОЕВ (Россия). 2. Лопес (Куба). 3. Артюхин (Белоруссия) и Гюзель (Турция).
Вольная борьба. 55 кг. 1. Беликов (Болгария). 2. КУДУХОВ (Россия). 3. Абдуллаев (Азербайджан) и Хенсон (США). 60 кг. 1. Мохаммади (Иран). 2. Зэдик (США). 3. БАТИРОВ (Россия) и Такацука (Япония).
|