Елена Вайцеховская о спорте и его звездах. Интервью, очерки и комментарии разных лет
Главная
От автора
Вокруг спорта
Комментарии
Водные виды спорта
Гимнастика
Единоборства
Игры
Легкая атлетика
Лыжный спорт
Технические виды
Фигурное катание
Футбол
Хоккей
Олимпийские игры
От А до Я...
Материалы по годам...
Translations
Авторский раздел
COOLинария
Telegram
Блог

Борьба - Чемпионат мира-1999 - Афины (Греция)

МУРЕЙКО СУМЕЛ ПРИПОДНЯТЬ КАРЕЛИНА, НО НЕ УДЕРЖАЛ

Александр Карелин

Фото © Corbis
на снимке Александр Карелин

27 сентября 1999

В субботу - первый финальный день чемпионата мира - российские борцы завоевали лишь одну золотую медаль. Гоги Когуашвили стал лучшим в мире в пятый раз.

Большие надежды наши тренеры связывали также с чемпионами Европы Николаем Моновым, Борисом Амбарцумовым и Мурадом Кардановым. Но тем не повезло. Особенно Карданову. В схватке с греческим борцом Димитрисом Аврамисом он долго лидировал со счетом 2:0, однако в дополнительное время грек отыграл сначала балл, а затем судья из Венгрии совершенно неожиданно присудил ему дополнительные очки, посчитав, что Карданов нарушил правила. Официальный протест россиян успехом не увенчался. Этого, собственно, и следовало ожидать: по неписаному закону, хоть одна медаль должна быть отдана спортсменам страны-организатора. Аврамис имел наиболее предпочтительные шансы, хотя на двух предыдущих чемпионатах становился лишь 15-м. Когда россияне горевали и возмущались, а греки ликовали, никому и в голову не могло прийти, что спустя всего сутки в 1/2 финала Аврамис победит француза Ивона Римьера, представители Франции тоже подадут протест, он будет удовлетворен, и в повторном поединке на глазах забитого греками стадиона их фаворит проиграет всухую с убийственным счетом 0:7.

«Я отдал все силы! - истошно визжал Аврамис в диктофоны журналистов. - Вы сами видели первую схватку - ее результат и был единственно справедливым. Теперь я буду требовать сатисфакции от ФИЛА - нельзя мириться с судейским произволом в отношении греческих атлетов!».

Тренер борца Бамбис Холидис заботился о выборе выражений еще меньше: «Стыд и позор тем, кто совершил это преступление! Проклятия на их головы! Эти люди - несчастье нашего вида спорта!».

Что ж, жертвой новых правил становились в Афинах многие. Сами правила понять до конца не могут ни тренеры, ни спортсмены, ни - самое удивительное - судьи. В закулисных разговорах речь шла даже о договорных поединках в подгруппах: мол, если при относительно равном соотношении сил два борца объединились против третьего, - тот обречен. Если, конечно, не побеждает предельно убедительно. Вот собственно, мы и вернулись к главному принципу любого единоборства: хочешь победить - будь на голову выше соперников. Как, например, Карелин.

До того, как состязания тяжеловесов вышли на финишную прямую, проиграть успел и Амбарцумов. Он уступил бывшему соотечественнику - Альфреду Тер-Мкртчяну из Германии. Мкртчяна вот уже много лет считают едва ли не самым большим страдальцем. Слезы этого спортсмена в олимпийской Барселоне я видела лично, и ему действительно было отчего загоревать. На тех Играх судьям в борьбе впервые разрешили пользоваться видеозаписью схваток, если возникала спорная ситуация. Тер-Мкртчян лидировал в финальной схватке, но когда за несколько секунд до истечения ее времени тренеры СНГ уже начали поздравлять друг друга с победой, соперник Альфреда - олимпийский чемпион норвежец Роннинген - провел бросок. По общему мнению - уже после свистка. Однако видеокамеры зафиксировали иное: на экран было выведено параллельное изображение электронного табло и выбран стоп-кадр, на котором было видно, что в тот момент, когда секундомер застыл на нуле, тело борца в полете прошло более половины траектории. И бросок был засчитан.

С тех пор за вице-чемпиона Игр стали болеть представители даже тех стран, с борцами которых сражался новоиспеченный немец. И, как ни обидно было россиянам, в Афинах Амбарцумов оказался капельку слабее. А может, просто неопытнее.

Отдельного описания заслуживают поединки тяжеловесов. Судя по глазам тех, кто по жребию оказался соперником Александра Карелина, они думали не столько о том, как вести себя на ковре, сколько вспоминали фразу из известного мультфильма: «Я - ужас, летящий на крыльях ночи!». Итальянец Джузеппе Джунта, которого Карелин не очень удачно «уронил» с фирменного обратного пояса на чемпионате Европы в Софии, откровенно страдал, обращая взор к небу до самого выхода на помост в пятницу, а публика воспоминала первую карелинскую схватку в Афинах - с литовцем Мисгайтисом, которая закончилась за 2 минуты. В итоге чувство самосохранения оказалось у Джунты сильнее амбиций: он пожал руку российскому борцу и, втянув голову в плечи, поспешно убрался за кулисы.

Наиболее сильному, по мнению большинства, из соперников Карелина - Сергею Мурейко - все-таки не повезло: он попал на 3-кратного олимпийского чемпиона в полуфинале. То есть претендовать на медаль более высокого, нежели бронза, достоинства он мог, лишь победив. Шанс, что и говорить, весьма призрачный. Тем не менее Сергей сопротивлялся достойно: дважды не позволил Карелину провести бросок, хотя захват для своего коронного приема Александр делал оба раза. В начале второй 3-минутки Карелин разорвал захват соперника, за что получил 2 балла, но из-за недостаточно солидного счета основное время плавно перетекло в дополнительное.

Совершенно непонятным было поведение судьи: на протяжении схватки он трижды ставил Карелина в партер, предоставляя тем самым возможность его сопернику сделать хоть что-то. Но ничего не получилось. На последней минуте Мурейко приподнял Александра, однако не удержал. Карелин же, оказавшись на ковре, лишь иронично развел руками: мол, комментарии излишни.

- А что мне оставалось делать, - скажет он после соревнований. - Если бы я действовал не лучшим образом, уступал Мурейко в активности, то мой тренер Виктор Кузнецов, который стоял у помоста, немедленно сказал бы мне об этом. Но его вид говорил о том, что схватка проходит нормально. Так что мой жест продиктован не желанием унизить соперника, а непониманием того, что, собственно, происходит. Считаю, я не давал никакого повода так ко мне относиться.

- Вы дважды пытались взять Сергея на обратный пояс - и не смогли. Почему?

- Серега - хороший борец. Очень грамотно сопротивляется, гораздо лучше, чем кто-либо другой. Правда, я заметил, что он не в идеальной форме - очень тяжело дышал с самого начала. Мы же с ним знаем друг друга как облупленных: начинали вместе бороться еще в советские времена, да и потом часто встречались, когда он был еще не болгарином, а молдаванином. Я хотел его бросить - со всем моим уважением, конечно, но сам виноват, слегка поторопился. Естественно, если бы судья в середине схватки вместо предупреждения, которое сделал мне непонятно за что, присудил балл сопернику, я бы боролся совсем по-другому. Но задачу и так выполнил.

 

© Елена Вайцеховская, 2003
Размещение материалов на других сайтах возможно со ссылкой на авторство и www.velena.ru