Елена Вайцеховская о спорте и его звездах. Интервью, очерки и комментарии разных лет
Главная
От автора
Вокруг спорта
Комментарии
Водные виды спорта
Гимнастика
Единоборства
Игры
Легкая атлетика
Лыжный спорт
Технические виды
Фигурное катание
Футбол
Хоккей
Олимпийские игры
От А до Я...
Материалы по годам...
Translations
Авторский раздел
COOLинария
Telegram
Блог

Тяжелая атлетика - Чемпионат Европы-2000 - София (Болгария)

КТО СКАЗАЛ, ЧТО У ШТАНГИ - НЕ ЖЕНСКОЕ ЛИЦО?

Светлана Хабирова

Фото из архива Елены Вайцеховской
на снимке Светлана Хабирова

29 апреля 2000

Теперь уже можно с большой долей уверенности сказать: наши штангистки выступили в Софии гораздо лучше своих коллег-мужчин. Пусть еще не выходили на помост лидеры сборной России - тяжеловесы, но золотые, серебряные и бронзовые медали, завоеванные на чемпионате Европы прекрасной половиной нашей команды, говорят сами за себя.

КОРРИДА НА ПОМОСТЕ

«Мечтаете ли вы поехать в Сидней?» - спросила я Светлану Хабирову, выигравшую в четверг золото и установившую сразу три европейских рекорда в категории 75 кг. «Даже не знаю, - последовал ответ. - Разве только если буду уверена, что еду действительно бороться за золото...».

Пару лет назад такой ответ сочли бы нахальством. Россия запоздала с женской штангой. Когда женщины начинали пробовать себя в этом виде спорта, в большинстве тяжелоатлетических держав лишь дискутировали, правильно ли это - допускать девушек в чисто мужские игры. Любое предложение поработать со слабым полом мужчины-тренеры искренне считали унизительным для себя. Не только, кстати, у нас. Яркий пример - великий болгарский тренер Иван Абаджиев, который уже не первый год возглавляет женскую сборную своей страны и который до сих пор смущается, когда речь заходит о его подопечных. Точно так же был настроен поначалу и россиянин Солтан Каракотов. Но потихонечку втянулся в новое и в то же время хорошо ему знакомое дело. Во многом благодаря ему вот уже два года наши штангистки не знают отказа ни в сборах, ни в поездках на соревнования. Вторым домом, как для мужчин Таганрог и подмосковная Руза, для женщин стала база «Огниково», хозяева которой - Игорь Родькин и бывший рекордсмен мира в прыжках с шестом Владимир Поляков - тоже стали горячими энтузиастами этой разновидности тяжелой атлетики. Видимо, почувствовали, что заставить уважать Россию способны не только признанные богатыри.

В четверг результат был налицо. Ирина Касимова - одна из претенденток на место в олимпийской сборной - стала третьей в категории 69 кг. Причем, по словам Каракотова, подготовка к Софии не велась с расчетом на максимальный результат - Игры важнее. Ну а Хабирова и Венера Маннанова произвели настоящий фурор в тяжелой категории.

К сожалению, дуэль Светланы и Венеры не была очной. Кто знает, каким бы мог быть результат, если бы штангистки подгоняли друг друга, а не вели спор лишь с железом. В финале «А» очаровательная и очень застенчивая вне помоста Света проявила помимо спортивного таланта прекрасные задатки актрисы. Журналисты, полагавшие, кстати, что героиней битвы станет полька Беата Прей (в этой стране женская тяжелая атлетика наравне с мужской возведена в ранг национального стратегического оружия, и федерация ежегодно тратит на подготовку спортсменов порядка миллиона долларов), были в восторге. Когда дело дошло до предельных весов, Хабирова выходила на помост с видом оголодавшего хищника. Удерживая снаряд, в голос рычала сама себе и заодно штанге: «Держать! Стой, са-а-ба-ка!». Ее поединок со снарядом был не преодолением - скорее корридой, схваткой двух равных по силе и ярости противников.

В рывке Светлана повторила европейский рекорд, установленный накануне Маннановой. Лавры разделились поровну: Венере - рекордное достижение, Светлане - малое золото, поскольку соперница оказалась чуть тяжелее. Во втором упражнении рекорд континента пал в первом же подходе: был он 128 кг, стал 132,5. Единственное, что не удалось, это взять 137,5. Впрочем, неудача была из разряда тех, что не расстраивают всерьез.

ТРЕНИРОВКИ СО СМЕРТЕЛЬНЫМ ИСХОДОМ

Помост - это не что иное, как сцена. К такому выводу просто нельзя было не прийти, наблюдая за мгновенным превращением тигра в слегка утомленную домашнюю кошечку. Такой предстала Хабирова перед журналистами, перешагнув черту отделяющую зрительный зал от разминочного.

- Ваше рычание на снаряд - часть игры? - не удержалась я от вопроса.

Ответом был смущенный взгляд.

- Мне уже сказали, что я черт знает что наговорила, пока поднимала. Но, верите, я не помню этого! Вообще не отдаю себе отчета в том, как веду себя, когда в руках штанга.

- Вы воспринимаете ее как живое существо?

- Не знаю. Иногда возникает чувство, что штанга действительно живая и послушная. Сама ложится в руки - делай с ней что хочешь. А иногда... Но вообще я стараюсь относиться к ней с уважением. Не переступаю никогда через гриф, стараюсь ногами не пинать.

- Как вы попали в этот вид спорта?

- Случайно, конечно. До этого работала в цирке - акробаткой на трапеции.

- Что?!..

- Занималась в цирковой студии в Стерлитамаке. И мечтала, что когда-нибудь попаду в новосибирский цирк. Правда, скоро выяснилось, что трапеция - довольно неудобный снаряд. На гастроли ее с собой, как правило, не брали, включали в труппу в основном тех, кто работает на полу. Я даже решила сменить амплуа - занялась антиподом. И в то же время поступила в физкультурный техникум. А там врач - Джалил Исмагилов - параллельно тренировал штангистов. Уговорил меня попробовать. Так я и занималась: с 5 до 7 - в цирковой студии, а с 7 до 9 - в тяжелоатлетическом зале. Через два месяца выполнила норматив кандидата в мастера спорта, стала мечтать, что когда-нибудь стану мастером. Цирк, естественно, пришлось бросить. Но я не расстраивалась. Меня, кстати, туда в свое время брать не хотели. Говорили, что нет гибкости, других необходимых данных. Да и худышкой я не была - весила 57 кг. Похудела благодаря штанге, стала выступать в категории 54 кг. Потом закончила техникум, перешла к другому тренеру - Петру Никитину он устроил меня на работу. Вот тогда результаты стали расти по-настоящему.

- И когда вы стали мастером спорта?

- В 93-м. Через два года выполнила норматив международника - в категории 64 кг. Выиграла чемпионат Европы среди девушек до 16 лет, потом юниорский, установив 8 мировых рекордов - била их в каждом подходе. Третий чемпионат получился неудачным - я отравилась накануне старта и проиграла золото турчанке. А в 98-м снова выиграла по юниорам и стала второй на взрослом чемпионате в категории 69 кг.

- И опять сменили тренера?

- У Бориса Шейко я тренируюсь всего четыре месяца. Он, правда, не хотел меня брать. Борис Иванович в 80-х работал с юниорской тяжелоатлетической сборной, потом перешел в пауэрлифтинг и подготовил семь чемпионов мира. Он такой человек, которого вторые места не интересуют. Вот и мне он сказал: «Знаешь, чемпионы мира у меня уже есть. Хочу подготовить олимпийскую чемпионку». И условие поставил: безоговорочно подчиняться его требованиям. Тогда я еще не знала, что меня ждет.

- Что же?

- Каждая тренировка - со смертельным исходом. Иногда сил не хватает даже на то, чтобы отползти. Тренируюсь я сейчас в Уфе, поскольку Шейко там работает. Сняла квартиру. Но большую часть времени провожу в зале. Три с половиной часа утром, потом перекушу подремлю чуточку - и снова до ночи работа.

- Вы не ревнуете тренера к другим его спортсменам?

- Они ревнуют очень. Шейко ведь руководит российской сборной по пауэрлифтингу Сейчас в Германии проходит чемпионат Европы, на котором выступают его ученики, а он со мной.

- Правда, что тренер бьет вас перед выходом на помост?

- Сама прошу, чтобы отшлепал как следует - иногда даже отпечатки рук остаются. На помост нужно злой выходить. Я и стараюсь разозлиться.

- Не думали о том, чтобы после штанги перейти в пауэрлифтинг и бить рекорды там?

- Нет. Тренер говорит, что мне это совсем не дано...

БЕЗУМНОЕ ПАРИ

В категории 69 кг у мужчин все было ясно изначально. Об этом говорили трибуны зала «Универсиада», забитые до отказа: болгары пришли полюбоваться победой соотечественника Георгия Маркова. Наш Андрей Матвеев в фаворитах не значился, хотя при определенном везении мог бы, пожалуй, претендовать на место в призовой тройке. Но не сложилось - штангист не справился с весом четыре раза из шести. Поэтому симпатии российских болельщиков мало-помалу перекочевали на белорусскую сторону - Сергей Лавренов показал третий результат в толчке - лишь одна результативная попытка на весе 150 кг, и вполне мог стать серебряным призером в общем зачете при некотором везении.

Во втором упражнении Лавренов заказал для начала 177,5, а Марков взял всего 175.

Рекордсмен мира в этой категории, соотечественник Маркова Галабин Боевский от участия в чемпионате отказался. Было очевидно, что его рекорды - 162,5 в рывке и 196 в толчке - останутся в целости и сохранности. Столь же очевидным было и то, что Маркову для победы вполне хватит 185, как он изначально и планировал, увеличивая вес на 5 кг в каждом подходе.

180 кг взяли трое - турок Джелил, румын Додита и Марков. И тут, к удивлению трибун, белорус записал себе в актив 182,5, загоняя соперников выше. В заключительной попытке друг за другом последовало пять неудач. Марков закончил турнир, подняв 185. Серебро было у Лавренова уже практически в кармане. Плюс еще один подход. Чтобы сравняться с Марковым и выиграть у него по собственному весу, Сергею надо было толкнуть 187,5 кг. В его удачу никто не верил. Настолько, что один зритель на трибуне смеха ради поставил на белоруса какую-то символическую сумму, успокоив себя вслух: «Не деньги!».

Такое уже не раз случалось. В тех же Афинах на чемпионате мира в категории 85 кг иранец Насириниа - не статист, но и не фаворит - в последнем подходе отобрал золото у двукратного олимпийского чемпиона грека Пироса Димаса. Стон, пронесшийся по трибунам в Софии, вполне был сопоставим с тем, греческим. Лавренов взял вес, сокрушив святую болгарскую веру в родные стены.

- В первом подходе в рывке я немного потянул локоть, - объяснил чемпион свою первоначальную неудачу. - Хотел даже, чтобы не рисковать, сняться, но потом мы с тренером решили попробовать толкать. Вдруг получится...

Наставник штангиста Виктор Шершуков добавил:

- Сняться мы всегда успели бы. К тому же меня с самого утра не покидало ощущение, что все будет в порядке. Уходя на стадион, я взял самую большую клубничину из общей вазы и сказал вслух, что сегодня у нас будет чемпион. Так и вышло.

 

© Елена Вайцеховская, 2003
Размещение материалов на других сайтах возможно со ссылкой на авторство и www.velena.ru