ГЛАВНЫМИ ДОБЫТЧИКАМИ ЗОЛОТА
В СБОРНОЙ РОССИИ ОКАЗАЛИСЬ ШТАНГИСТКИ. ПОЧЕМУ? |
|
Фото из архива Елены Вайцеховской
на снимке Альбина Хомич
|
5 мая 2000
Чемпионат Европы принес российской команде в общей сложности две золотые медали и второе общекомандное место в женском турнире (результат отличный!) и всего-то третье место мужской сборной.
Золото у мужчин тоже было, но малое, завоеванное Евгением Чигишевым в рывке. Утешение, что и говорить, слабое. Особенно если учесть, что в ходе чемпионата его участниками было установлено более сорока различных взрослых и юниорских рекордов, в том числе девять мировых. С другой стороны, все могло бы сложиться и хуже. Когда я наблюдала за выступлением российских мужчин, в голове вертелся лишь один вопрос: «Зачем нужно было привозить на чемпионат явно не готовую команду?».
Пусть старт был проходным - лишь частью подготовки к Играм в Сиднее. Но, например, пятое место олимпийского чемпиона Атланты Алексея Петрова стало для спортсмена шоком - это было видно невооруженным глазом.
КОВАРНЫЕ ЭМОЦИИ
Российских спортсменов, выступавших в два заключительных дня, подвели нервы. Неудачи начались с пятницы, когда Альбина Хомич получила карт-бланш на победу. Безусловный фаворит в ее категории (свыше 75 кг) чемпионка Европы полька Агата Вробель (118 кг живого веса) «забаранила» в первом же упражнении. Сначала взметнула над головой 120 кг, причем так легко, что штанга не останавливаясь пролетела за спину и упала. Агата заказала 125 - штанга улетела снова. 128 - то же самое.
После случившегося Хомич оставалось лишь сделать то, что она всегда делала на тренировках. За исключением Вробель все спортсменки находились в равных условиях - примерно в одном весовом диапазоне до ста килограммов. Но, видимо, мгновенная радость избавления от польки открыла какие-то шлюзы в организме, и нервная энергия утекла в ненужное русло: Альбина перегорела и, как следствие, вышла на помост на ватных ногах. В рывке она сделала лишь один удачный подход на 110 кг, в толчке же сломалась на цифре 132,5.
Примерно то же самое произошло с Петровым. «Я не был готов выступать, - сказал Алексей позже. - Меня просто уговорили, убедив, что это - в интересах команды».
Те, кто видел Петрова в зале, напротив, утверждали, что штангист в хорошей форме. Его предстоящая дуэль с двукратным олимпийским чемпионом Кахи Кахиашвилисом из Греции обсуждалась на всех углах. Говорили, что если Петров сумеет выиграть поединок, то на 80 процентов может считать себя чемпионом в Сиднее. Но с утра стало известно, что Кахиашвилис отказался от выступления. А более чем скромные 390 килограммов, набранные Петровым в сумме (спортсмен сделал всего три удачных подхода из шести) обернулись пятым результатом.
Третья похожая ситуация возникла в воскресенье в категории 105 кг. За кулисами в российском лагере царило возбужденное ожидание: на два первых места реально претендовали Чигишев и серебряный призер прошлого чемпионата мира Евгений Шишлянников. Большинство, кстати, ставило на Чигишева. 20-летний штангист из Новокузнецка обратил на себя внимание еще в юниорских соревнованиях: два года назад выиграл первенство мира. В родном городе ему и его тренеру Виктору Тищенко создали все условия, причем главным спонсором выступил Западносибирский металлургический комбинат. Его директор Рафик Айзатулов, говорят, приложил массу усилий даже для того, чтобы чемпионат России в этом году прошел в «родных стенах» Чигишева - в Кемерове. В Софии же Евгений уже во втором подходе легко вырвал 187,5 (этот результат и принес ему золото). Вскинул руку, выходя на помост в третий раз, и, не успели болельщики подумать, что радоваться рановато, сделал первый промах - не взял 190.
Ход дальнейших событий был и вовсе драматическим. Выступление в толчке началось с двойной неудачи на 220 кг, и лишь в третьем подходе Чигишев сумел собраться и продемонстрировал великолепные бойцовские качества, взяв 222,5. И остался пятым. При равном общем результате проиграл по собственному весу Шишлянникову и полякам Роберту Долеге и Гжегошу Клещу.
Получив бронзу, Шишлянников рассказывал:
- Я не собирался приезжать. Уговорил главный тренер. После прошлогоднего чемпионата России в Таганроге, еще до чемпионата мира, на меня посыпались травмы. Колени, плечи, пах, спина... Из-за этого в Софии я даже попробовал изменить технику рывка, чтобы было не так больно поднимать. Но после того, как засыпал первые две попытки, вернулся к старой, наплевав на все. Но в целом совершенно не мог настроить себя на выступление. Когда с настроем все в порядке, даже есть не можешь в день выступления. Я же был спокоен, как слон, - спал как убитый, наелся до отвала. К тому же чемпионат Европы в олимпийском году - не стимул для выступления. Тем более что чемпионом Европы я уже был. Согласился приехать только потому, что до Игр хоть один старт сделать нужно. И лучше - на международном уровне.
На вопрос, порадовало ли его в Софии хоть что-то, Евгений ответил:
- То, что все позади. Теперь можно целиком сосредоточиться на подготовке к Сиднею. Да и поражение, если честно, не расстроило. Выводы сделаю и выброшу чемпионат из головы. Главное, чтобы летняя часть подготовки прошла нормально. Условия на сборах, мягко говоря, не самые лучшие. В Таганроге замечательная база, но маленькая - зал на 8 человек. Да и жарко там летом. А в подмосковной Рузе иногда негде даже нормально помыться. И скука смертная. Идеальные условия всегда были в Подольске, но там штангисты уже давно не тренируются...
УТРОМ - ДЕНЬГИ, ВЕЧЕРОМ - РЕЗУЛЬТАТ
В Софии стало очевидно: без больших денег, вложенных в подготовку, в штанге делать нечего. Показательным в этом отношении было выступление на чемпионате польской команды. На сезон штангисты этой страны получили миллион двести тысяч долларов. Две базы - мужская и женская - укомплектованы всем, чем только можно желать, в том числе суперсовременной диагностической и физиотерапевтической аппаратурой, соляриями. Ради женской команды у федерации заключены умопомрачительные по суммам контракты с ведущими косметическими фирмами, домами моделей. Работают парикмахеры, визажисты. Сборы круглогодично. Стипендии - порядка тысячи долларов в месяц. Но стоило мне похвалить женщин, генеральный секретарь польской федерации удивленно поднял бровь: «Считаете, мужская сборная хуже?».
Когда дело дошло до мужчин в серьезных (а следовательно, наиболее престижных) весовых категориях, стало ясно, что не хуже. Во всяком случае, выступление недавнего юниора Симона Колецкого в категории Петрова и Кахиашвилиса (поляк установил рекорд мира в толчке - 232,5 кг) давало повод предположить, что двое последних вполне могут оказаться в Сиднее в роли не лидеров, но преследователей.
Сильнейшая по выступлениям в Софии болгарская сборная, не имея польской господдержки, пошла другим путем - продажи собственных спортсменов за очень большие деньги менее развитым в тяжелоатлетическом отношении странам - Катару, Хорватии. Еще за большие суммы - Турции. Теперь, если недостаток финансирования и дает себя знать, то полностью компенсируется уникальными спарринг-тренировками. На базе в Софии постоянно находятся и болгары-катарцы, и «хорват» Николай Пешалов и (скорее всего) в ближайшее время появится трехкратный олимпийский чемпион, претендент на четвертое золото Наим Сулейманоглу. Главный тренер сборной Болгарии Иван Абаджиев заметил на этот счет: мол, Наим прекрасно понимает, что Турция гораздо больше приспособлена для отдыха и развлечений, нежели для тренировок.
ИНВАЛИД БЬЕТ РЕКОРД МИРА
Победа грузина Георгия Асанидзе в категории 85 кг в субботу вызвала у многих шок. Фаворитом заведомо считался двукратный олимпийский чемпион Пиррос Димас из Греции. Однако грек был явно не в форме, а кроме того, сражаясь со штангой во втором упражнении, усугубил старую травму ноги. Но и среди оставшихся Асанидзе не считался фаворитом. А напрасно. Хотя бы потому, что тренирует штангиста Иван Грикуров, в свое время сделавший великим Кахиашвилиса. Другими словами, человек этот уже отравлен большими победами настолько, чтобы ставить перед учениками исключительно суперцели.
Пока чемпиона и рекордсмена мира (181 кг в рывке) терзали вопросами, тренер рассказывал мне:
- В юниорском возрасте Георгий выступал в категории 77 кг. Тогда в Грузии жизнь была такой, что он никак не мог набрать больший вес. В 98-м Георгий занял второе место на чемпионате Европы в Германии, затем установил свой первый рекорд мира на мировом чемпионате в Лахти. Кстати, именно те соревнования и убедили меня, что ученик рано или поздно станет выдающимся штангистом. Дело в том, что за два месяца до того чемпионата Георгий перенес небольшую операцию на коленях. А еще через месяц, пока я был на турнире с другими спортсменами, он сильно повредил спину. Настолько, что не мог стоять на ногах. Я купил специальный корсет для инвалидов, так в корсете Георгий начал ходить, затем - жать штангу лежа. В корсете же за две недели до отъезда в Лахти вырвал 130 кг. Но когда корсет сняли, он боялся даже наклониться к штанге - настолько неуверенно себя чувствовал. Уже в Финляндии все было вроде бы в порядке - я планировал начать соревноваться со 150 кг. Но спросил Георгия, что думает он. И услышал: 165! В итоге сошлись на 160 и добрались до рекорда - 168.
- В Софию, получается, вы ехали выигрывать?
- Конечно. Знаете, мы работаем по методике, которую нельзя назвать ни советской, ни болгарской. Она - лично моя. В фундаменте лежит хорошее знание психологии спортсмена.
- Не боялись, что свист и топот в зале перед заключительным выходом подействуют на вашего ученика не лучшим образом?
- Мы ждали этого. Я лишь посоветовал Георгию улыбнуться и поклониться публике перед тем, как подойти к штанге, - это успокаивает даже самых некультурных людей.
Травма спины мучила долгое время и Юрия Мышковца, завоевавшего в этой же категории бронзу и, соответственно (что подтвердил главный тренер российской сборной Юрий Плотников), - путевку в Сидней. Юрий в свое время становился чемпионом Европы, был в призерах чемпионата мира. Но в 98-м, надорвав спину, был предельно близок к тому, чтобы уйти из штанги. Поэтому и радовался безмерно показанным результатам, тем более что на недавнем чемпионате России сумел поднять в каждом упражнении на пять килограммов меньше. В Софии даже довольно легко взял на грудь 210 кг, но, как говорят штангисты, «поймал шок».
Прямо в Софии руководство команды назвало пять фамилий тех, кто гарантированно выступит в Сиднее: Мышковец, Петров, Чигишев, Шишлянников и Чемеркин. У женщин, напомню, три места в олимпийской сборной займут чемпионки Европы Валентина Попова, Светлана Хабирова и, скорее всего, Ирина Касимова. Ну а судьба последней мужской вакансии решится на летнем чемпионате страны, который начнется в конце мая в Кемерове.
|