ПРЕЗИДЕНТ ФИЛА СЧИТАЕТ,
ЧТО МОСКВА ГОТОВА К ТУРНИРУ ДАЖЕ ЛУЧШЕ, ЧЕМ НУЖНО! |
14 апреля 2000
Утренние соревнования первого дня чемпионата Европы начались раньше, чем планировалось. У России в этой части программы особых интересов не было: почти во всех весовых категориях олимпийские путевки ей уже добыты, так что первые поединки с участием россиян состоялись только вечером. Президент Международной федерации борьбы (ФИЛА) Милан Эрцеган, выступая накануне на пресс-конференции, отметил, что чемпионат организован просто замечательно. Действительно, если за день до начала основная арена казалась совершенно не готовой, то в четверг все было уже безукоризненно.
Один из российских арбитров - олимпийский чемпион Валерий Резанцев заметил на этот счет:
- Эрцеган - большой педант во всем, что касается проведения соревнований. Приземлившись в московском аэропорту, он уже через час был в ЦСКА. Досконально изучил все помещения, начиная от разминочных залов и заканчивая сауной. И сказал в итоге, что уровень организации московского чемпионата даже выше, чем нужно.
- На прошлой неделе вы судили на первенстве Европы по вольной борьбе. Можете сравнить его с начавшимся московским?
- Сильных участников здесь намного больше, чем было в Будапеште. Там от участия отказались практически все, кто уже отобрался на Олимпиаду. Этим, собственно, и объясняется успех российской команды, завоевавшей 5 золотых медалей. Например, в категории 85 кг основными претендентами на золото Сеула считаются кореец, кубинец, японец и американец. Из них не было никого. В Москву же приехали практически все сильнейшие. Вольная борьба отличается от греко-римской в первую очередь тем, что в греко-римской чемпионат Европы обычно бывает ничуть не менее значимым, чем чемпионат мира. Разве что в легких категориях азиатские борцы способны подвинуть европейцев. Во всех остальных сильнейшие сконцентрированы в Европе. Так что будет непросто.
- Многие считают: то, что на московском чемпионате поединки за олимпийские путевки отделили от основных, уменьшит количество договорных схваток. А вы как думаете?
- Вряд ли. Ведь после квалификации все ее участники попадают в общую сетку, и все начинается сначала. Только теперь им придется выступать, скажем так, с гандикапом в обратную сторону. Бороться в полную силу после 3 квалификационных поединков, и уж тем более пробиться в призеры - почти нереально.
- Насколько, на ваш взгляд, целесообразно участвовать в чемпионате Европы в олимпийском году? Дают ли победы на континенте психологическое преимущество? Что вообще предпочтительнее: затаиться до сентября, как это сделали некоторые, или же, напротив, постараться заранее нагнать страху на соперников?
- Затаиться можно тому, кто является явным лидером. В этом случае нет смысла лишний раз выходить на высокий уровень, с которого потом неизбежно придется спускаться. Лучше спокойно готовиться, не форсируя форму. С другой стороны, сильнейшие могут позволить себе отнестись к чемпионату Европы как к контрольному старту и не выкладываться полностью. Все очень индивидуально. Например, в олимпийском 1976 году я отказался даже от участия в чемпионате страны. В то время было легче выиграть 3 чемпионата мира, чем один союзный - такая была конкуренция.
- Но ведь вы в свое время были 3-кратным чемпионом СССР.
- А чемпионом мира - 5-кратным. Поэтому, думаю, главный тренер сборной Виктор Игуменов, сам выдающийся борец, и пошел мне навстречу, хотя сначала пытался надавить. Я тогда, помню, предложил Игуменову поднабрать вес и выступить в Монреале в моей категории самому. Но он быстро понял, что ничем не рискует, включив меня в олимпийский состав без официального отбора. Надо отдать Виктору Михайловичу должное: команда на тех Играх у нас была мощнейшая. Ни до, ни после такого результата борцы-классики не показывали: 7 золотых медалей, 2 серебряные и 1 бронзовая.
- А как вы оцениваете эту российскую сборную?
- Сложный вопрос. Потому что, с одной стороны, у нас есть такие борцы, как Карелин или Когуашвили, на которых всегда можно положиться, а с другой - в остальных категориях ситуация то и дело меняется. Часто бывает, что человек становится чемпионом Европы, а на следующий год его уже и не видно. В категории же 58 кг у нас пока и вовсе нет путевки на Олимпиаду.
- Где вам тяжелее судить - дома или за границей?
- Без разницы. Главное, не слушать ничьих советов.
Перед вечерней частью программы российские борцы провели короткую, но ответственную тренировку «пуш-пуш», цель которой встряхнуть организм и переключить его на соревновательный лад. Кстати, название, которое можно перевести как «толкотня», хорошо передает суть: толкаются те, кому предстоит выступать с наиболее удобными спарринг-партнерами, заведомо зная, что соперник (в этом случае скорее помощник) никогда не будет бороться опасно. Скажем, «пуш-пуш» между чемпионами мира Александром Менщиковым и Сергеем Цвиром, представляющими одну и ту же категорию 85 кг, невозможен в принципе: у обоих слишком ярко выражено стремление к победе.
Цвир, кстати, имел довольно большие шансы попасть в команду и выступить в чемпионате. Год назад дела у него складывались совсем неважно - врачи утверждали, что травма позвоночника уже никогда не позволит Сергею бороться, как прежде. Однако прошлой осенью он отправился на лечение в Германию, и спина пошла на поправку. По словам очевидцев, на заключительном сборе Цвир набирал форму на глазах. И все-таки не успел: на отборе Менщиков оказался сильнее.
Вчера в тренировочном зале наконец появился и один из главных соперников Александра Карелина - Сергей Мурейко, выступающий ныне за Болгарию. Сам Карелин обычно подчеркивает, что не делит борцов на сильных и слабых - опасается всех. Однако встречи 3-кратного олимпийского чемпиона с Мурейко всегда вызывают у зрителей особый интерес. Может быть, потому, что самую первую схватку на Играх в Атланте борцы провели практически на равных. А такие поединки, когда дело касается Карелина, запоминаются надолго.
|