РОССИЯНКАМ БЫЛО СТЫДНО УСТУПАТЬ НА ГЛАЗАХ У МУЖЧИН |
|
Фото © Reuters
|
12 мая 1998
Впервые в истории чемпионатов Европы по вольной борьбе мужчины и женщины соревновались вместе. И если первые завоевали всего одну золотую (Бувайсар Сайтиев), одну серебряную и три бронзовые награды, то на долю вторых пришлось сразу два золота, завоеванного в заключительный день чемпионата: Елена Егошина стала чемпионкой континента в четвертый раз, Инга Карамчакова - в первый.
Сначала, как водится, о мужчинах. В Словакию российская сборная приехала в максимально сильном составе. Но не в сильнейшем. Даже по поводу Сайтиева тренеры предпочитали не строить прогнозов. На играх в Атланте Бувайсар боролся в более легкой категории - до 76 кг . В Братиславе он был заявлен в более тяжелом весе, что мгновенно породило массу предположений и домыслов. Экс-чемпион мира немец Александр Лайпольд гордо заявил своим журналистам, что Сайтиев просто сбежал, чтобы больше не встречаться с ним, Лайпольдом, на ковре. Заявление звучало смешно: именно на Сайтиеве Лайпольд неизменно спотыкался на всех турнирах последних лет. Логичнее выглядела другая версия: мол, Бувайсар просто освободил место в более легкой категории для собственного брата Адама, который, в свою очередь, перебрался в категорию 76 кг из более легкой.
На самом же деле причина была иной. В Атланте чемпионом Игр в категории 85 кг стал российский борец Хаджимурад Магомедов. Однако в конце прошлого года он перенес операцию на почках, пропустил несколько месяцев подготовки, потом начал тренироваться, но в апреле на турнире во Франции сломал палец (что не помешало российскому борцу занять там второе место) и снова был вынужден заняться лечением. Вот и получилось, что место Магомедова в команде оказалось вакантным. Другими словами, в российской обороне зазияла брешь. Ее-то и закрыл Сайтиев, практически не прибавив при этом собственного веса.
Главный тренер российской сборной вольников Дмитрий Миндиашвили, у которого уже много лет в Красноярске тренируется Сайтиев-старший, накануне финала рассказывал:
- С Бувайсаром у нас всегда было полное взаимное доверие. Я первый предложил ему заменить Магомедова. Сказал, что в борьбе побеждают не весом, а техникой и характером. И что ему вполне по силам выигрывать и в более тяжелой категории. Однако я не настаивал. Спортсмен должен принимать такие решения сам. Бусик {так Сайтиева зовут в команде) подумал и согласился. Тогда я в каком-то смысле решился на провокацию. Спросил Сайтиева, готов ли он к тому, что может проиграть. И уже он сам не захотел отступать. Сказал, что, если понадобится, будет работать и днем и ночью, но не сдастся. С технической точки зрения у него слабых мест нет. Этим, собственно, всегда отличались борцы красноярской школы. Бувайсар, к тому же, по-звериному чутко чувствует соперника на ковре. Даже в моменты наиболее напряженной борьбы он успевает рагсслабить мышцы, дать им отдохнуть. При этом всегда четко контролирует ситуацию.
Перед самым началом чемпионата российская команда неожиданно оказалась еще более ослабленной. По семейным обстоятельствам из Братиславы был вынужден уехать домой Магомед Азизов ( 63 кг ). Вместо него поставили запасного борца Алексея Соловьева, который был седьмым на прошлогоднем чемпионате мира в Красноярске. И в первой же схватке дебютант попал на болгарина Серафима Барзакова. Тогда еще, естественно, никто не предполагал, что чемпионом Европы станет именно Барзаков. Проигрыш же Соловьева казался только следствием недостатка опыта: болгарин поймал Соловьева в неудобной позиции, поставил его на мост и, несмотря на отчаянное сопротивление, российский борец оказался на лопатках.
До начала чемпионата Миндиашвили заметил, что реально рассчитывает на две золотые медали. С этой точки зрения, выступление россиян в Братиславе, наверное, можно было бы считать удовлетворительным - командное первенство сборная проиграла Украине с минимальной разницей. Однако многие предварительные схватки оставляли впечатление, что до победы не хватало всего чуть-чуть. Мурад Рамазанов ( 54 кг ) отдал схватку белорусскому борцу Герману Контоеву, Адам Сайтиев ( 76 кг ) проиграл венгру Арпаду Риттеру, Сергей Ковалевский ( 97 кг ) -Эльдару Куртанидзе из Грузии, а прошлогодний чемпион Европы тяжеловес Давид Мусульбес всего балл уступил турку Айдыну Полачи.
Наиболее обидным выглядело поражение Велихана Алахвердиева ( 69 кг ) - сына известного в прошлом борца, экс-чемпиона Европы и вице-чемпиона Олимпийских игр Арсена Алахвердиева: он на последних секундах схватки уступил балл финну Санли Юкселю, схватка закончилась со счетом 2:3, после протеста российской стороны Алахвердиеву добавили балл за «незамеченный» прием, но победа согласно правилам при равном счете осталась за финном. Вот и получилось, что эти поражения еще до начала финальных дней переместили большую часть россиян в группу Б, где можно было бороться в лучшем случае за бронзу.
В финале за третье место в субботу бронзу получил Адам Сайтиев, победив на этот раз своего обидчика Риттера, в воскресенье - Алахвердиев и Мусульбес. После окончания чемпионата Велихан, для которого чемпионат Европы стал дебютом на взрослых крупных соревнованиях, лишь вздохнул:
- Я не думал о бронзе. Так устал за предыдущие дни, что хотелось только лечь и не шевелиться. Каким образом провел схватку, даже не могу объяснить.
Отец и тренер Арсен тоже выглядел предельно уставшим.
- Понимаете, - говорил он мне, - Велихан по сложению не очень крупный. Борется в категории 69 кг , но набрать дополнительные килограммы для него - проблема. Соперники же сразу после взвешивания «наедают» до пяти-шести килограммов веса, что, естественно, работает на них. Но в целом я очень доволен, как боролся сын.
Пусть не обижаются на меня остальные борцы, но в исполнении Алахвердиева, несмотря на его поражение от финского борца в предварительных схватках, я увидела блестящую иллюстрацию фразы, в сердцах брошенной олимпийским чемпионом, а ныне -тренером молодежной российской сборной Анатолием Белоглазовым: «Когда боролись мы сами, то от напряжения, бывало, плевались кровью. Однако от этого никто не умер. По-другому побеждать нельзя».
Действительно, что может быть обиднее мысли, что проиграл, не отдав всего, на что был способен? В этом отношении примером суперкласса для команды остался Сайтиев-старший. После соревнований один из украинских тренеров, узнав, что к чемпионату мира Бувайсар скорее всего вернется в прежнюю категорию 76 кг (если к тому времени успеет набрать форму Магомедов), облегченно вздохнул: «Нам будет проще бороться против кого угодно. Но только бы не против Сайтиева. Потому что он всегда бьется до последней секунды и совершенно непредсказуем на ковре. Остальных можно просчитать».
Видеозапись финальной схватки Сайтиева хотелось просматривать бесконечно - настолько впечатляющей была победа. Уже набрав необходимые (для того чтобы избежать дополнительного времени) три балла, Бувайсар продолжал нападать на давно уже уничтоженного морально и физически соперника. Приемы возникали из ничего, и стоило завершиться одному движению, начиналось другое. Такой изощренно-элегантной не была в Братиславе, пожалуй, ни одна из женских схваток. Хотя женщины (чего уж там скрывать!) вполне могли поспорить с представителями сильного пола по умению биться за победу.
Впрочем, это - совсем отдельная история. Как бы дико ни звучало сочетание «женская борьба», при более тесном знакомстве с предметом становилось очевидным, что этот вид программы имеет довольно неплохие перспективы на будущее, в том числе и олимпийское. В Европе даже успели провести специальный опрос, в результате которого выяснилось, что телекомпании гораздо охотнее покупают права на трансляции женских единоборств. Соответственно, там и начался девичий борцовский бум. В России же женская борьба практически не финансируется - все держится на энтузиазме. Как рассказал главный тренер команды Александр Попов, подготовка его подопечных к чемпионату Европы стала возможной лишь благодаря тому, что спонсировать ее согласился директор Петелинской птицефабрики - бывший борец Владимир Седых, обеспечив девчонкам жилье в общежитии и кормежку в фабричной столовой.
И все-таки наиболее сильное впечатление в Братиславе на меня произвели не мужские поединки и даже не победа совсем крохотной дебютантки Инги Карамчаковой. А слова Егошиной, сказанные после финальной схватки: «Стыдно проигрывать на глазах у мужчин!».
|