Елена Вайцеховская о спорте и его звездах. Интервью, очерки и комментарии разных лет
Главная
От автора
Вокруг спорта
Комментарии
Водные виды спорта
Гимнастика
Единоборства
Игры
Легкая атлетика
Лыжный спорт
Технические виды
Фигурное катание
Футбол
Хоккей
Олимпийские игры
От А до Я...
Материалы по годам...
Translations
Авторский раздел
COOLинария
Telegram
Блог

Борьба - Спортсмены
Александр Карелин:
«
ТРУДНО СТАТЬ ЧЕМПИОНОМ ИГР ДВАЖДЫ.
ТРУДНЕЕ ОДНО - ВЫИГРАТЬ В ТРЕТИЙ РАЗ»
Александр Карелин
Фото © Александр Вильф
на снимке Александр Карелин

По логике вещей журналистам, пишущим о спорте, давным-давно следовало бы потерять к Карелину всякий интерес: когда человек на протяжении десятка лет не позволяет себе проигрывать, точнее, не позволяет выигрывать соперникам, у падкой на сенсации публики остается только одно чувство, сродни охотничьему азарту. Жажда крови победителя. Но вопреки всему победы Карелина не приедаются. Они интригуют. Девятую по счету золотую медаль чемпиона мира Карелин завоевал, выступая со сломанными ребрами. Причем травма эта была им получена в первой же схватке чемпионата.

Чемпионом Европы-96 в конце марта он стал при наличии травмы, мало совместимой с какой бы то ни было спортивной активностью, - отрывом большой грудной мышцы. И, услышав несколько дней назад по телефону из Новосибирска карелинское: «Нормально больно. Тренироваться начал», - я в который раз вспомнила наше с ним первое, четырехлетней давности, интервью и слова: «Самым неприемлемым для себя я считаю обременять своими проблемами и страданиями окружающих».

- Вернуться домой уже не успевал. Сразу после соревнований меня отправили в госпиталь, откачали из гематомы, которая образовалась вокруг разрыва, полтора литра крови и сказали: еще пару дней промедления - и рукой я смогу в лучшем случае раз в год рюмку поднять. Я достаточно быстро пришел к выводу, что это меня не устроит - и на стол. Через два с половиной часа очнулся - гипс. Точнее, тугая повязка.

- После памятного перелома ребер на чемпионате мира вы сказали, что вина целиком на вашей совести - слишком спокойно начали относиться к соревнованиям и соперникам.

- Так оно и есть. В этот раз я получил травму в полуфинале. Боролся с Васей Дибелко из Белоруссии - очень способный парень, был победителем первенства Европы среди юниоров. При счете 6:0 в мою пользу я хотел слегка активизироваться, провести один из приемов. В этот момент Вася меня как-то боднул и, как говорят боксеры, попал. Схватку-то я от безысходности выиграл, но сразу почувствовал, что дела мои плохи.

- Не было мысли сняться с соревнований?

- Чемпионат-то - с командным зачетом. Да и привык я уже терпеть.

- Травма позволяла сделать какую-либо анестезию?

- К сожалению, нет. Как, сказали врачи, мышца была оторвана в очень неудобном месте - под плечевым суставом. И если бы мне попытались сделать блокаду, то рисковали затронуть нервные окончания. Поэтому меня просто растерли сильногреющей мазью до такой степени, что боли я практически не чувствовал.

- Надо думать, украинского борца вы в финале победили тоже от безысходности?

- Естественно.

- А почему решили оперироваться в Венгрии?

- Вернуться домой уже не успевал. Сразу после соревнований меня отправили в госпиталь, откачали из гематомы, которая образовалась вокруг разрыва, полтора литра крови и сказали: еще пару дней промедления и этой рукой я смогу в лучшем случае раз в год рюмку поднять. Я достаточно быстро пришел к выводу, что это меня не устроит - и на стол. Через два с половиной часа очнулся - гипс. Точнее, тугая повязка.

- Несколько дней назад я уже пыталась вас разыскать и узнала, что вы снова в Венгрии.

- Надо было показаться хирургу, который меня оперировал. Заодно проконсультировался по поводу дальнейших тренировок. Все это время занимался с различными эспандерами - с собой целую кучу всевозможных резиновых жгутов привез. С вами разговариваю, телефон в больной руке держу - а это у меня не так давно стало получаться. Сейчас собираюсь на сбор - в Кисловодск. Соскучился уже без команды.

- Многие, знаю, расценили выступление российской сборной на чемпионате Европы не таким удовлетворительным, как хотелось бы. Раньше, мол, борцы выигрывали чаще.

- У нас было две задачи: всем попасть на Олимпийские игры и выиграть командное первенство. И та и другая - выполнены. Кстати, у всех без исключения борцов есть опыт Олимпийских игр. А в нашем деле опыт - вещь чрезвычайно важная.

- Что, на ваш взгляд, изменилось в греко-римской борьбе за последние годы?

- Она стала намного популярнее, чем раньше. Практически на все евро-азиатские соревнования приезжают наблюдатели из Америки. При этом все чаще признают, что в мире существует совершенно уникальная российская школа.

- Однако по сравнению с другими видами спорта, например, с гимнастикой, где советская школа всегда считалась доминирующей, за границей работает не так много специалистов по борьбе из бывшего Союза. Почему?

- Наверное, потому, что борьба технически попроще, чем гимнастика. У нас же в большинстве случаев на начальных этапах собирается металлолом, отчисленный из многих-многих видов спорта. Правда, чтобы этот металлолом переплавить, тоже особый секрет нужен.

- У вас это будет уже третья Олимпиада. Несложно по-прежнему заставлять себя тренироваться, терпеть, разлучаться с семьей? Ведь по большому счету у вас есть абсолютно все титулы. Ничего нового в спорте не придумано.

- Во-первых, мне очень нравится процесс тренировки.

- И победы?

- Победы только показывают, насколько хорошо этот процесс был проведен. Если хорошо, то победа - закономерность.

- Неужели за время закономерно прожитых девяти лет, вам ни разу не хотелось пропустить тренировку, заняться чем-нибудь другим?

- Я не знаю вида деятельности, который давал бы более острые ощущения, нежели спорт. И сейчас просто не имею права сказать, что устал: в моем понимании это предательство по отношению к борьбе, к команде. Да и не так долго я выступаю - первый раз пришел в зал пятнадцать лет назад и все чаще с ужасом думаю, насколько эфемерна и скоротечна спортивная жизнь.

- Тем не менее многие из выдающихся спортсменов, с которыми мне приходилось беседовать, говорили о том, что самое трудное не просто стать олимпийским чемпионом, а, имея высший титул, заставить себя вновь добиваться той же цели.

- Гораздо труднее делать это в третий раз.

- Получается, что, кроме спорта и не столь частого пребывания в кругу семьи, в вашей жизни практически ничего не существует?

- Могу вам сказать, что я являюсь доверенным лицом президента России по Новосибирской области. И это отнюдь не роль свадебного генерала. Я могу отказать журналисту, но никогда не отказываюсь встретиться с простыми людьми. Кстати, совсем недавно познакомился с человеком, который участвует в Сибири в предвыборной кампании другого кандидата, так он долго удивлялся: почему «на меня» народ идет, а «на него» - ни в какую.

- Поделились опытом?

- Посоветовал пару раз выиграть Олимпийские игры.

1996 год

© Елена Вайцеховская, 2003
Размещение материалов на других сайтах возможно со ссылкой на авторство и www.velena.ru