Елена Вайцеховская о спорте и его звездах. Интервью, очерки и комментарии разных лет
Главная
От автора
Вокруг спорта
Комментарии
Водные виды спорта
Гимнастика
Единоборства
Игры
Легкая атлетика
Лыжный спорт
Технические виды
Фигурное катание
Футбол
Хоккей
Олимпийские игры
От А до Я...
Материалы по годам...
Translations
Авторский раздел
COOLинария
Telegram
Блог

Велотрек - Чемпионат мира 2001 - Антверпен (Бельгия)
ТРИЖДЫ СЧАСТЛИВОЕ КОЛЕСО
Наталья Марковниченко, Станислав Соловьев и Светлана Гранковская
Фото © Григорий Филиппов
на снимке Наталья Марковниченко (слева), Станислав Соловьев и Светлана Гранковская

1 октября 2001

Чемпионат мира завершился для России успешным выступлением женской сборной (золото - Светланы Гранковской в спринте и Ольги Слюсаревой в групповой гонке, а еще серебро и бронза той же Слюсаревой и Елены Чалых в гонке преследования) и неудачным - мужской. Как, собственно, и предполагалось.

Тренер команды «Итера» Александр Кузнецов, отвечающий за большинство гонщиков-мужчин, и в том числе за преследование и групповую гонку, заметил, правда, что четверка, в которой ехали бронзовый призер Игр в Сиднее Алексей Марков, Владимир Карпец, Сергей Князев и Александр Серов, вполне могла бы бороться за золото. Просто не повезло. Но о грустном - чуть позже. Сначала о событии, в которое не верилось никому.

ТРИУМФ БРИГАДЫ ИНВАЛИДОВ

Вторая половина сезона стала для группы Станислава Соловьева на редкость драматичной. На двух этапах Кубка мира, которые проводились в Колумбии и Польше, его спортсменки - чемпионка мира Наталья Марковниченко, представляющая Белоруссию, и Светлана Гранковская стабильно занимали в спринте первое и второе места, а перед выездом на третий этап в Италию на треке в Крылатском случилось ЧП. Во время одной из тренировок тренер, разогнавшись по треку на мотоцикле, за которым следовала Гранковская, врезался в борт на большой скорости. Открытый перелом ноги был настолько страшен, что медсестра, кинувшаяся на помощь и увидевшая развороченное колено, потеряла сознание. В течение сложнейшей операции в ЦИТО сустав собирали по частям, заметив, что понадобится еще не одна операция, прежде чем нога тренера придет в норму.

Гранковская же в Италии вновь стала второй, после Марковниченко, а затем выиграла чемпионат России. Предполагалось, что и в Бельгии эти две спортсменки разыграют главные награды. Однако жребий свел их уже в четвертьфинале.

Тут-то и начались неприятности. Перед самым стартом выяснилось, что потеряны стартовые номера Гранковской. Судьи, правда, пошли навстречу, разрешив россиянке выйти на старт без них. А во время заезда обе гонщицы столкнулись и упали: Марковниченко задела колесом велосипед соперницы при прохождении виража. после чего Соловьев был вынужден снять свою белорусскую ученицу с соревнований. Это, естественно, в какой-то мере освобождало Гранковской путь к медалям, но, глядя на хромающую пару подружек-соперниц, которую сопровождал тренер на костылях, в реальность успешного выступления верилось с трудом.    Тем более, что вскоре выяснилось, что проблемы серьезны. Если у Гранковской оказались ободранными бедра и локти (Опыт велосипедистов говорит о том, что после таких падений гонщику как минимум гарантирована бессонная ночь), то ее соперница была не в состоянии поднять левую руку, что вызвало подозрение на перелом ключицы и повреждение лопатки.

Поэтому даже когда золото чемпионата мира было завоевано (для этого потребовалось всего два заезда), по лицу Светланы читалось: в победу она не верит до сих пор.

Потом в белорусском боксе (российский был занят мужчинами) жена Соловьева, выдающаяся в недавнем прошлом гонщица Галина Енюхина, вспоминала:

- Когда Гранковская пять лет назад появилась в группе, мы сразу вспомнили, что видели ее, когда она еще совсем маленькой была. Уже тогда было видно, что она спринтер. По всему - характеру, поведению в гонках, способности работать. Пусть она была совсем слабенькая, зато упорная очень. И хитрая. Ревновала тренера ужасно. Прежде всего ко мне. Я ведь продолжала гоняться до прошлого года и иногда чувствовала, что Светка готова меня на кусочки разорвать. Потом непросто привыкала к появлению Наташи Марковниченко. Но вовремя поняла, что готовиться вместе с сильной соперницей всегда лучше. По сравнению с Марковниченко она иногда кажется мягкой, но это обманчивое впечатление. Внешнее. Внутри Гранковская - кремень. И никогда не сдается, как бы ни было тяжело.

Когда чемпионка немножко пришла в себя и, смущаясь, начала раздавать автографы болельщикам, я уже знала, что к золоту она ехала на не совсем обычном велосипеде. Переднее колесо ее машины в свое время стояло на велосипеде, на котором становился чемпионом мира Сергей Копылов, затем - Енюхина. Сидя возле этого трижды счастливого колеса, Гранковская рассказывала:

- Как ни странно, падение не выбило меня из колеи. Бывали и более тяжелые случаи. Мне было жалко Наташу - мы ведь по-настоящему дружим. Она мне и сказала, что я должна ехать и за себя, и за нее. Наверное, поэтому мне не было страшно. Хотя после того случая в Крылатском я долго боялась трека, особенно виражей. Здесь же не чувствовала ни боли, ни страха, только желание выступать.

- И все же, наверное, вся жизнь в мозгу пронеслась, когда упали?

- Я не успела об этом подумать. Все произошло слишком быстро. И так же быстро я поняла, что никаких серьезных повреждений нет. А значит, все нормально.

- На прошлом чемпионате мира вы не сумели попасть в призеры. Не были готовы или не повезло?

- Меня тогда дважды дисквалифицировали, хотя я выигрывала свои заезды.

- А какой из стартов был наиболее тяжелым здесь?

- Все.

Соловьев, потирая натруженную больную ногу (выводить спортсменку на трек ему приходилось без костыля), выглядел счастливым и одновременно слегка расстроенным:

- Я рассчитывал, что все сложится иначе. Что девчонки встретятся в финале, как происходило на протяжении всего сезона. Более того, дал Наташе задание проиграть в первом заезде, чтобы раньше времени не попасть на Свету. А та должна была, в свою очередь, выиграть у Ирины Янович. Но этого не получилось.

- Разве можно загадывать? Тем более в спринте?

- Нам многое поломало то, что Марковниченко не разрешили выступить на чемпионате России, хотя он и считался открытым. Гранковская в результате ехала без конкуренции и выиграла очень легко. Без борьбы. Поэтому не смогла сразу настроить себя на жесткую борьбу в Антверпене. Из-за поражения и встретилась с Марковниченко уже в четвертьфинале.

- Вы верили в то, что после падения она сумеет собраться?

- Да. Хотя беспокоился. В спринте ведь основная борьба идет на нервах. Трек здесь, к тому же, не очень хороший - собран неровно. Дерево тонкое, проваливается, особенно это чувствуется на виражах.

- Почему вы не разрешили Марковниченко приехать на трек поболеть за Светлану?

- Ни к чему было беспокоить травмированную руку и тратить нервы. Лучше отлежаться. Тем более что ей предстоял старт на пятисотке в субботу.

...Марковниченко я встретила в гостинице. И когда поинтересовалась, не обидно ли было смотреть, как выигрывает Гранковская, услышала: «Есть жизнь, где мы - подруги, и спорт, где мы - соперницы. Эти две области не пересекаются. Мы ни разу ни в одном заезде не договаривались, что кто-то кому-то уступит - боремся друг с другом до последнего. Правда, никогда не думала, что мне будет так тяжело смотреть за гонкой со стороны. Я и пыхтела, и потела, и подкручивала вместе со Светкой. А когда все кончилось, почувствовала, что не могу с кровати встать - ноги пустые. Как будто сама ехала».

Спортсменка еще не знала, что на следующий день до бронзовой медали ей не хватит всего 0,015. И что именно это, а не собственный результат, больше всего расстроит Гранковскую.

ПРЕСЛЕДОВАНИЕ МЕЧТЫ

Финал в женской индивидуальной гонке преследования начался просто замечательно: Елена Чалых выиграла заезд за бронзу у 40-летней (!) англичанки Ивонн Макгрегор, усилив в душах российских болельщиков надежду на то, что вечеру суждено стать по-настоящему счастливым. Подразумевалось, что за золото сумеет побороться наиболее опытная наша гонщица Ольга Слюсарева. Все предыдущие заезды она выигрывала предельно легко. Правда, столь же легко расправлялась с соперницами двукратная чемпионка мира, олимпийская чемпионка и рекордсменка мира голландка Леонтьен ван Моорсель (несмотря на смену фамилии на Зийлард, велосипедисты продолжают именовать гонщицу по-прежнему), следуя к финалу параллельным курсом, но это не уменьшало надежды россиян.

За Ольгу болели многие. Попав в сборную в 89-м, она неоднократно становилась чемпионкой Европы, но на мировых первенствах не побеждала (если не считать чемпионат мира-90 среди студентов). В 95-м стала второй, через год заняла восьмое место, а чуть позже выяснилось, что ту гонку Ольга ехала беременная сыном Сережкой. На Игры в Атланте Слюсарева не попала - угодила в завал на чемпионате России, серьезно повредив позвоночник. В 99-м получила бронзу на очередном чемпионате мира, выступая в групповой гонке. В Сиднее повторила этот результат. И, практически перейдя на шоссейные тренировки (для чего семейство в составе мужа и тренера Михаила Ростовцева, Ольги и Сережки перебралось в Италию), не оставляла трек в надежде уйти с него с победой.

И проиграла. К сожалению, сила голландки стала очевидной сразу. В том числе и Слюсаревой. Может быть, сказался недостаток времени - 21 августа Ольга закончила выступать в "Тур де Франс", где заняла общее двенадцатое место и выиграла четыре этапа, а 19 сентября ей уже предстояло стартовать в отборочном чемпионате России. Не сложились отношения и с антверпенским треком. «Поняла, что маленький трек я не чувствую, - сказала она после финиша. - На большом мне значительно легче. Нравится гоняться на бетонных, хотя считается, что они «тяжелые». Видимо, это объясняется тем, что сейчас я много езжу на шоссе. Конечно, могла бы упереться и проиграть ван Моорсель не пять секунд, а две, но что это изменило бы?».

ЗАЕЗД БЕЗ НАДЕЖДЫ

Иллюзии по поводу того, что четверка мужчин-преследователей России сможет бороться за медали, развеялись еще до старта женщин. В квалификации, где отбиралось восемь команд, россияне показали пятый результат и, согласно новым правилам, попали в следующий заезд с французами. Но в пятницу проиграли, так и оставшись на пятом месте. Это было логично: результаты лидеров - сборных Украины, Великобритании, Германии и Франции - изначально были на порядок выше российских. Поскольку все четыре команды готовились к чемпионату всерьез. Россияне же до последнего принимали участие во всех возможных шоссейных гонках в Европе.

Понять можно. Как сказала Слюсарева, даже если выигрывать все трековые этапы Кубка мира, в придачу с чемпионатами Европы и мира, денег не заработаешь. Они зарабатываются в шоссейных гонках. Пожертвовать этим ради выступления в Антверпене тренер российских темповиков Кузнецов не посчитал нужным. В отличие от своего украинского коллеги Виктора Осадчего.

В результате лавры в виде золота Александра Симоненко в гонке преследования и командной победы пожинала Украина.

- В этом сезоне мы решили изменить подготовку, - рассказывал Осадчий. - Переехали из Бергамо, где тренировались на протяжение восьми лет, на самый север Италии. С точки зрения шоссейных выступлений это менее удобно: большинство гонок крутится возле Милана, Брешии, куда теперь далековато добираться, приходится тратить деньги на автобаны. Зато мы получили великолепные горные и равнинные трассы самого разнообразного профиля. Проблема заключалась лишь в деньгах: живем-то мы в основном на то, что зарабатываем в шоссейных гонках. А от них пришлось почти полностью отказаться. Был печальный опыт 1999 года. Мы тогда увлеклись многодневками - как это сделал сейчас Кузнецов. И к чемпионату мира ребята оказались не в лучшем виде. Многодневка - это совсем другая работа. Перестраиваются мышцы, теряется выносливость. Вернуться к прежнему состоянию бывает крайне сложно. Поэтому в этом сезоне мы и решили проехать только одну многодневную гонку. Потом выступали лишь в однодневных. И то смотрели: если гонка сложная, ехали ее не полностью. Как видите, это себя оправдало.

- Когда же вы успели провести трековую подготовку?

- Мы ее не проводили. Последние семь дней перед чемпионатом работали неподалеку от дома на бетонном треке. Рано залезать на трек нет смысла. Это снижает объем нагрузки, мышца тут же реагирует - начинает накапливать воду, жир.

- Вы сильно расстроились бы, если бы золота не оказалось?

- Конечно. Как любой тренер, который вложил в подготовку большой труд. Дело даже не в тренерских амбициях, а в том, чтобы у ребят сохранялась вера в то, что работа делается правильно. У нас были большие проблемы, например, с Симоненко. Он не любит горы - слишком крупный. Таким работа дается тяжело. Загоняли его на тренировки иногда даже с руганью. Но именно горы дали ему возможность совершить качественный скачок.

- На чемпионате мира-98 вы выиграли командную гонку тем же составом?

- Там были Симоненко, Саша Феденко, Сергей Чернявский - но лишь в квалификации, а в финале - Подгорный и Матвеев. Здесь - трое первых и Любомир Полотайко. Матвеев, к сожалению, сейчас ушел в профессионалы. Он был мощным трековым гонщиком. Но правильно решил, что трек шоссейнику только мешает.

- Почему же Симоненко не уходит в профи?

- Не хочет. Его амплуа - трек. К тому же он обеспеченный человек. Майор погранвойск.

- Майоры украинских погранвойск настолько хорошо зарабатывают?

- Да, если показывают такие результаты.

 

© Елена Вайцеховская, 2003
Размещение материалов на других сайтах возможно со ссылкой на авторство и www.velena.ru