Елена Вайцеховская о спорте и его звездах. Интервью, очерки и комментарии разных лет
Главная
От автора
Вокруг спорта
Комментарии
Водные виды спорта
Гимнастика
Единоборства
Игры
Легкая атлетика
Лыжный спорт
Технические виды
Фигурное катание
Футбол
Хоккей
Олимпийские игры
От А до Я...
Материалы по годам...
Translations
Авторский раздел
COOLинария
Telegram
Блог

Бобслей и скелетон - Чемпионат мира - 2011 (Кенигсзее, Германия)
ПЕРВОЕ СЕРЕБРО
Александр Третьяков
Фото © Reuters
Кенигнсзее. Слева - Александр Третьяков

25 февраля 2011

Александр Третьяков завоевал первое в карьере серебро чемпионата мира: две заключительные попытки российского спортсмена получились, по его собственному мнению, почти идеальными.

В первом из двух заездов Александр Третьяков сделал то, что в какой-то степени от него и ждали: переместился с четвертого места на третье, чем, безусловно, более прочно застолбил за собой намерение не возвращаться из Кенигзее без медали.

Лучший результат в этой попытке (как и в двух первых) остался за обладателем Кубка мира этого сезона Мартинсом Дукурсом. Латышский спортсмен не просто стал в первый день турнира лучшим. Этого следовало ожидать: в конце концов Мартинс не случайно одержал в этом году пять побед на восьми этапах Кубка. В четверг в Кенигсзее он выиграл заезды по всем статьям, показав лучшие секунды на всех отсечках, за исключением разгона (в этом компоненте его опередил как раз Третьяков), и опередил ближайшего к себе соперника (им оказался немец Михи Халилович) на 0,57. Сам Мартинс, правда, достаточно политкорректно заметил после финиша, что, на его взгляд, это преимущество не столь солидно, чтобы заведомо считать победу «своей». Но признался, что сознательно рисковал на трассе в первый день: проходил виражи на грани устойчивости снаряда. Другими словами, выжал из себя и своего скелетона все, на что был способен.

Скелетон как вид спорта в этом отношении весьма специфичен. В каком-то отношении (как специально для меня заметил один из коллег) он напоминает прыжки в воду: мол, и там и там ты летишь вниз головой, практически не управляя этим полетом. Но если в прыжках почти всегда можно подкорректировать положение тела руками, в скелетоне руки плотно прижаты к телу. А любое даже мимолетное касание желоба ногами – потеря скорости.

Самыми загадочными в плане результатов моментами первого дня стал заезд немецкого спортсмена Сандро Штилике. При совершенно безобразном разгоне в обеих попытках (25-е и 27-е время) он финишировал сначала третьим, затем вторым. Вход Штилике в так называемое «кольцо» - среднюю и, пожалуй, наиболее значимую часть трассы, напомнил мне уже очень давний, 1998 года чемпионат Европы по легкой атлетике в Будапеште, когда российский ходок Илья Марков зашел в тоннель, метров на пять отставая от лидера – Айгарса Фадеевса, а вышел из тоннеля на финишную прямую, опережая соперника на несколько метров. Что именно происходило под сумрачными сводами лишенного видеокамер коридора, история умалчивает по сей день.

Так вышло и со Штилике. Высказывались даже предположения, что у Сандро могли оказаться теплее полозья, или что еще он придумал... Не бывает же столь реактивных ускорений на ровном месте? Но все это уже было из разряда фантазий: в конце концов температуру полозьев немецких снарядов замеряли точно так же, как и у других участников, а то, что немцы лучше, чем кто-либо другой, владеют секретами прохождения виражей трассы в Кенигзее – неоспоримый факт.

Во второй день тем не менее подобных чудес со стороны Штилике уже не наблюдалось. Из претендентов на медали он вылетел в первом из заездов и вернуться в призовую группу вновь уже не сумел.

В целом результаты почти всех спортсменов оказались ниже, чем в первый день, – но так обычно и случается, когда температура воздуха (и, соответственно, самого желоба) повышается.

Второй российский участник Сергей Чудинов поднялся после третьего заезда на две позиции. С 12-й на 10-ю. Накануне, пытаясь понять причины столь неубедительного старта Чудинова в чемпионате мира, главный тренер российской сборной Олег Соколов предположил, что Сергей просто слишком выложился в этом сезоне: трижды заезжал на подиум на этапах Кубка мира, а в Лейк-Плэсиде даже победил. Вот, мол, концентрация и ушла. Вроде сам спортсмен все делает правильно, не допускает никаких грубых ошибок, а результат получается, тем не менее, уже совсем иного порядка.

В том, как именно следует расценивать серебро Третьякова, мнения тренеров российской сборной разошлись. С точки зрения Соколова, второе место – тот самый уровень, на который Третьяков и должен был претендовать в Кенигзее. Старший тренер скелетонистов Евгений Червяков был склонен считать, что сегодня его подопечный прыгнул выше собственной головы. Что касается вице-чемпиона мира, он просто был безоблачно счастлив.

На вопрос, в чем именно сильнее всего превосходит его Дукурс, Александр ответил: «Я могу точно сказать, в чем он меня не превосходит. В разгоне!»

Несмотря на то что Третьяков действительно во всех четырех заездах выиграл старт, общее мнение в отношении чемпиона мира было одинаковым: выиграть у Мартинса Дукурса в его нынешнем состоянии совершенно невозможно. Слишком много козырей на стороне латышского спортсмена.

Во-первых, домашняя трасса в Сигулде (очень похожая на ту, что в Кенигзее), руководит которой отец спортсмена. Другими словами, Мартинс, как и его родной брат Томас, мало того, что знают свою трассу как облупленную, но имеют уникальную возможность тренироваться столько, сколько захотят, детально отрабатывая каждый участок в отдельности и всю дистанцию в целом. «Чувствуют трассу животом», - выразился по этому поводу Червяков. Другое дело, что у Томаса, в отличие от младшего брата, хромает разгон, а это в саночных видах спорта – очень большой недостаток. У Мартинса же нет слабых мест. Есть прекрасная «школа», заложенная в детстве. Он едет, как объяснил Червяков, зная, что не сделает ни одной крупной ошибки. И не боится их сделать. Соответственно, выигрывает на каждом участке, что в совокупности не только дает спортсмену солидное техническое преимущество, но и является залогом стабильно устойчивого психологического состояния.

Вторая причина имеет чисто технический характер: скелетон Дукурса подогнан под спортсмена до микронов. Сигулда всегда славилась своими инженерами, вот и Дукурс-старший постоянно занимается экспериментами, тестированием и подгонкой снарядов для сыновей. А поскольку знает скелетон досконально, можно быть уверенным: все «плюсы», которые только можно выжать в этом виде спорта из железа, были сегодня на стороне чемпиона мира.

Чемпионат мира. Кенигзее. 24 февраля. 1. Дукурс (Латвия) – 3.23,70. 2. ТРЕТЬЯКОВ – 3.25,44 (+1,74). 3. Роммель (Германия) – 3.25,68 (+1,98). 4. Штилике (Германия) – 3.25,98 (+2,28). 5. Халилович (Германия) – 3.25,99 (+2,29). 6. Бромли (Великобритания) – 3.26,28 (+2,58) … 10. ЧУДИНОВ – 3.27,53 (+3,83).

© Елена Вайцеховская, 2003
Размещение материалов на других сайтах возможно со ссылкой на авторство и www.velena.ru