Александр Кузнецов:
«ДЛЯ СЧАСТЬЯ У МЕНЯ ЕСТЬ ВСЕ -
СВОЯ КОМАНДА В СВОЕЙ СТРАНЕ» |
|
Фото © Елена Вайцеховская
на снимке Александр Кузнецов |
Его можно представлять долго и обстоятельно. А
можно - совсем коротко: Александр Кузнецов. Человек, подготовивший
Вячеслава Екимова - единственного в России велогонщика, который
стал олимпийским чемпионом и на треке и на шоссе.
Первое интервью с тренером я сделала по телефону, спустя несколько
дней после возвращения из Сиднея: Екимов и Кузнецов направлялись
в Испанию. Тогда же, помню, пыталась понять: где все-таки живет
тренер: в Санкт-Петербурге, где находится созданный им знаменитый
велоклуб «Локосфинкс», или же в испанской Тартосе. Рассказы
близких к велокругам людей рисовали Кузнецова владельцем некоего
обширного поместья со спортивно-крестьянским укладом, где гонщики
в промежутках между многочасовыми тренировками копают огород, выращивая
зелень и овощи к собственному столу.
В начале июня на Кубке мира по велотреку в Польше я, наконец, познакомилась
с Кузнецовым лично. Он привез в Польшу нескольких учеников, во главе
с призером Олимпийских игр в Сиднее Алексеем Марковым. Правда, в
первый же день соревнований, после финиша индивидуальной гонки преследования,
где Марков стал третьим, предупредил: «Особых результатов не
ждите. Для нас эти соревнования - проходной этап».
Когда я заметила, что на мой взгляд Маркову было по силам выиграть,
Кузнецов категорично ответил:
- Нет. Чтобы выигрывать у Йенса Леманна, должна быть нормальная,
полноценная подготовка к конкретному старту. У нас ее не было. И
не планировалось. Через несколько дней начинается многодневная шоссейная
гонка по Испании. Поэтому мы и работали на шоссе. На треке же провели
лишь три тренировки.
- Вы говорили в предыдущем интервью, что будущее каждого трековика
- шоссе.
- Готов повторить и сейчас. Шоссе - это деньги. Поэтому шоссейное
направление преобладает в велоспорте в целом.
- Зачем же, не имея серьезных целей, вы заявили Маркова почти во
всех видах программы? Индивидуальной гонке, командной, гонке по
очкам, парной...
- На сегодняшний день Алексей является первым номером российской
сборной. Цель тоже есть - надо попытаться заработать путевеки на
сентябрьский чемпионат мира.
- На Олимпийских играх трековики сейчас разыгрывают целых 12 медалей.
Мне показалось что по этой причине многие страны стали проявлять
к подготовке своих трековиков особо пристальное внимание. Например,
Англия.
- Не только. Посмотрите, что делают сейчас китайцы: 18 велотреков
должны войти в строй в ближайшие годы. Да и в других странах в подготовку
вливаются колоссальные деньги. Англичане же сделали мощный рывок
после 1992 года, когда Крис Бордмэн выиграл индивидуальную гонку
на Играх в Барселоне. После его победы в Манчестере очень оперативно
построили прекрасный крытый велотрек, на котором Бордмэн, уже став
профессионалом, установил часовой рекорд. Под Сидней англичане вообще
разработали специальную программу. Поэтому и выглядели там сильнее
многих.
- А на что, на ваш взгляд, способны рассчитывать российские гонщики?
- На данный момент велоспорт в России напоминает догорающую свечу.
Но шанс возродить его есть. Шанс этот дал Игорь Макаров.
- То есть, компания «Итера»?
- За любым начинанием всегда стоят конкретные люди. В «Итере»
это ее президент. Наверное, в этом есть логика. Когда-то велоспорт
принял участие в развитии и становлении Макарова, как спортсмена,
теперь благодарное дите помогает велоспорту. Он очень сильно поддержал
наш центр в Питере. Сделал это, думаю, из уважения к самому клубу,
к его истории.
- Но ведь вы почти постоянно находитесь не в Санкт-Петербурге, а
в Испании?
- Кто вам сказал? Испания - это тренировочная база. Такая же, какая
в свое время была у нас в Душанбе. Сейчас она в Тартосе.
- Какие там условия для тренировок?
- Прекрасные. Удобные трассы, хороший климат, свои помещения...Своя
собственность.
- Не совсем поняла: собственность российской федерации велоспорта,
или «Итеры»?
- Как же вы, журналисты, любите эти вопросы. Какая разница, чья
собственность? Моя личная! Эту базу купил Екимов. Оформлена она
на меня.
- И вы сами построили все необходимое?
- Какие-то помещения существовали. Там когда-то располагалась птицефабрика.
Мы многое перестроили, переоборудовали своими силами. Создали своего
рода велофабрику. Главное, сохраняется вся цепочка: детская школа,
интернат, центр олимпийской подготовки. И тренировочная база. Я
стараюсь работать так, как работал всегда. Хотя, естественно, по
сравнению советскими временами, проблем больше. Последние 10 лет
клуб находился на полном самообеспечении. Немного помогали олимпийский
комитет, спорткомитет Санкт-Петербурга, но основная нагрузка ложилась
на нас. Мы строили помещения, сдавали их в аренду, получали деньги.
Несколько зданий сейчас уже входят в собственность клуба.
- То есть уже можете позволить себе не думать, где и как заработать,
а заниматься исключительно тренерской работой?
- Пока нет. Любой бизнес - довольно сложная вещь. Для того, чтобы
он не развалился, ему надо уделять много времени. И велоспорт требует
больших денег. Получается, вынимая деньги на спорт, бизнес мы подрываем.
Поэтому и развивались медленно. С подключением «Итеры»
стало полегче. Можно позволить себе подумать, например, о враче,
о массажисте, которых в команде пока нет.
- Официально вы считаетесь тренером группы «Итера»?
- Нет. «Итера» стала партнером нашего питерского центра,
которому уже тридцать с лишним лет. И теперь мы вместе продолжаем
то, что когда-то было начато в Питере.
- Я хочу прояснить другое. «Итера» помогает вам из любви
к искусству, или же хочет в будущем получить какой-то конкретный
результат? И ставит ли перед вами какие-то конкретные задачи?
- Отдаленная цель - Тур де Франс. Подготовить и выставить свою шоссейную
профессиональную команду. Для этого есть два пути. Первый - купить
готовую команду и наклеить на нее свою рекламу. Второй - создать
условия российским гонщикам, дать им возможность встать на ноги
и уже потом добавить к ним лидеров как из стран СНГ, так и со всего
мира.
- Насколько реально с вашей точки зрения сделать профессиональную
команду на российской основе?
- Процесс это длительный. Считается, что высококвалифицированного
гонщика можно подготовить за десять лет. Поскольку мы начинаем не
с полного нуля, я просил дать мне два года на то, чтобы заложить
основу. Думаю по-настоящему для создания команды потребуется порядка
пяти лет.
- На этом фоне трек представляет для вас какой-то интерес, или участие
в соревнованиях - вынужденная необходимость?
- Мы же не на Луне находимся, а продолжаем выступать под российским
флагом. Трек - это прежде всего олимпийские дисциплины, чемпионат
мира, ну и потом трековая подготовка необходима любому шоссейнику.
На треке приобретается скорость, умение владеть велосипедом, тактическое
мышление. Потом все это реализуется на шоссе. Тот же Абрахам Олано
- один из сильнейших на сегодня профессиональных гонщиков - был
чемпионом Испании в километровой гонке на треке.
- Вы сказали чуть ранее, что интерес к треку постоянно растет, но
ведь даже здесь, в Польше - признанной велосипедной стране - бросается
в глаза полное безразличие публики к тому, что происходит на велодроме.
В то же время слышала, что ночная ветеранская шоссейная гонка, которая
проводилась в дни Кубка мира, собрала 20 тысяч зрителей, несмотря
на время суток, холод и дождь.
- О-ой... Ну вы сами это видели? Нет? И верите в это? Интерес к
шоссе он же...как вам сказать... Если перегородить улицы, то зритель
соберется где угодно. Ведь объехать, пока идет гонка, невозможно.
Особенно наглядно это видно в маленьких городках Италии: все перегородили,
народ собрали, и поехали. С треком сложнее. Надо купить билет, прийти
на стадион, сесть на трибуну...
- Ну, допустим. Насколько серьезно, кстати, вы относитесь к выступлению
своих спортсменов в сентябрьском чемпионате мира в Антверпене?
- Пробуем туда отобраться. Естественно, будем готовиться и к Олимпийским
играм в Афинах. Но сейчас решаем более первостепенную задачу - адаптироваться
к шоссейным гонкам.
- Почему местом для основных тренировок вы выбрали Испанию?
- Гостеприимная страна. Значительно гостеприимнее, чем Германия,
Бельгия, Голландия. Но самое важное - климатические условия и рельеф.
Бельгия - это дожди и равнина. А в Испании солнце, горы. Очень похоже
на Душанбе, который в свое время мы выбирали для подготовки по тому
же принципу.
- Навык езды в горах настолько важен?
- Гонки на шоссе - это, прежде всего, Тур де Франс, Джиро д'Италия.
Все это - горы. Да и все чемпионаты мира проводятся на горных трассах.
С этой точки зрения в Тартосе идеальные условия для тренировок.
- А возможность тренироваться на треке в Питере или Тартосе у вашего
клуба есть?
- Есть велодром в Валенсии, куда всегда можно поехать, когда команда
находится в Испании, есть в Крылатском. Подготовка к выступлениям
на треке всегда должна быть конкретной, в зависимости от того, где
будет проводиться тот или иной чемпионат. Проблема действительно
существует. Думаю, все чемпионаты мира и Олимпийские игры в самое
ближайшее время начнут проводиться на 250-метровых стадионах. Это
гораздо более зрелищно, чем на 400-метровых, как здесь - в Щецине.
Длинна трека в Крылатском 333 метра. Короткий трек требует совершенно
иной тактики, стратегии, проведения заездов. И если всерьез думать
об олимпийских медалях, нужно дополнять то же Крылатское 250-метровым
велодромом.
- Возможность строительства подобного сооружения в Санкт-Петербурге
вы рассматриваете?
- Более того, строим. Но пока делаем это силами собственного клуба.
И очень надеемся на помощь министерства путей сообщения. Все-таки «Локосфинкс» имеет непосредственное отношение к железнодорожникам.
- А как решаете вопросы с техникой? Тоже самостоятельно?
- Контрактов с какой-то конкретной фирмой у нас нет. Но учитывая
уровень спортсменов и то, что центр довольно высоко котируется,
мы получаем все с большими скидками.
- Ваша жена - выдающаяся в прошлом гонщица, а чем занимаются дети?
- Сын работает, помогает мне в Питере - он серебряный призер Игр
в Атланте в командной гонке, чемпион мира, но за пару лет до Сиднея
прекратил выступать - устал. Дочка играет в теннис в академии Санчеса
в Барселоне. Кочующий ребенок.
- Многие гонщики советского поколения до сих пор, знаю, с сожалением
вспоминают о том, что у них не было никакой возможности уехать выступать
в профессиональные клубы. А вам в те времена хотелось посмотреть
на профессиональный спорт изнутри?
- Нет. Лично я вообще считаю то время прекраснейшим. Для всех. Конечно,
кто-то из любителей мог состояться и в профессионалах. Таких, думаю,
надо было отпускать. С другой стороны, и тренеры и спортсмены имели
все необходимое для себя, для своих детей, для работы. В той же
Испании, если человек имеет даже маленькое собственное дело, он
закручен с утра и до ночи. Мы были так закручены? Да никогда! С
точки зрения результатов пиком достижений советского велосипедного
спорта был 1988 год. Из шести олимпийских медалей Сеула у нас оказалось
четыре золота, серебро и бронза. А ведь во всех видах программы
имелся еще и второй состав, который практически не уступал первому.
Что же касается материальной стороны, напомню, что размер олимпийской
премии вполне позволял купить и квартиру и машину.
- Несмотря на это после развала Союза многие тренеры стремились
уехать за границу.
- Все равно рано или поздно потянет домой. Жить надо там, где родился.
Всякий отъезд в моем понимании - это признание того, что человек
неспособен заработать деньги в собственной.
- А предлагали контракты?
- Конечно. Но я всегда считал, что надо стремиться самому нанимать
людей, а не чтобы нанимали меня. Как в том анекдоте: «У вас
есть знакомый в банке?» - «Нет, у меня есть банк».
2001 год
|