Олег Цветковский:
«ЕЩЕ ОДИН РЕКОРД ДОЛЖЕН ПОЛУЧИТЬСЯ» |
 |
Фото © Getty Images
на снимке Дарья Клепикова
|
31 июля 2025
Дарья Клепикова вынуждена будет стартовать на чемпионате мира по водным видам спорта 14 раз, так как в национальной команде не так много девчонок, которыми её можно заменить. Об этом в интервью RT рассказал тренер спортсменки Олег Цветковский. По его словам, пока подопечная справляется с колоссальной нагрузкой и даже превосходит ожидания, в чём немалая заслуга врачей и массажистов. Специалист также отметил, что это он попросил спортсменку выдать быстрый старт в финале стометровки баттерфляем, а также признался, что рассчитывает ещё на один рекорд в индивидуальном виде.
— Даже сомнений не было в победе, — сказал по этому поводу тренер. — С одной стороны, эмоции зашкаливают, их совершенно невозможно передать словами, с другой, когда после ребят стартовала Клепикова, у меня не было ни тени беспокойства: знал, что она ни за что не отдаст преимущество. Я очень был в ней уверен, как и в Трофимовой. Результат Даши на этапе меня не слишком удивил: она была готова к тому, чтобы так проплыть. Показала, что на сегодняшний день не просто находится на пике формы, но даже немножко выше.
— У наших девочек не так часто случаются успехи в баттерфляе и вольном стиле. С чем, на ваш взгляд, это связано?
— Даже не знаю, как на этот вопрос ответить. Мне кажется, их всё время недооценивают, не рассчитывают на них. Даже сейчас в той же эстафете подобрались хорошие девчонки, а на декабрьском чемпионате мира в Будапеште буквально до последнего дня никто не верил, что команда сможет бороться за медали.
— Когда вы с Клепиковой летели в Сингапур на ЧМ, обрисовывали себе хотя бы приблизительно картинку, которую хотели бы увидеть?
— Были запланированы определённые результаты, которые Даша должна показать на своих дистанциях. Я говорю исключительно о временных показателях, не о медальном зачёте. Эти планы выстраивались даже не конкретно к форуму, а как бы шли в процессе подготовки по всему сезону: одной из контрольных отсечек был чемпионат страны, потом финал Кубка.
— Те результаты, которые Даша уже успела показать в Сингапуре, вас порадовали или всё-таки нашёлся повод для тренерского разочарования?
— Я очень доволен на сегодняшний день, ни о каком разочаровании речи вообще не идёт. По плану на стометровке баттерфляем у нас стоял результат 56,80, а Даша проплыла за 56,42. И это далеко не предел наших мечтаний, мы продолжаем двигаться дальше.
— Да, но рекордные секунды были показаны в полуфинале. Не было шанса улучшить время на следующий день?
— Нет. Дело в том, что я сам немножко сбил Клепикову, чтобы она не накручивала себя мыслями о возможной медали, — попросил начать дистанцию чуть быстрее. В полуфинале она начала первую половину за 26,19, я предложил попробовать сделать финал из 26,0.
— Получилось 25,84…
— Да, и это абсолютно лучший результат Даши на чистом «полтиннике». До этого рекордным временем было 25,97. Вполне естественно, что при столь стремительном старте сил на финиш немножко не хватило. Но я не вижу в этом ничего страшного. Когда попадаешь в столь серьёзную обойму, надо уметь быстро начинать и надо уметь терпеть. Поэтому я доволен тем, как всё получилось. Немножко не хватило для полного счастья, как говорится, но результат-то шикарный.
Хотя понимаю ваш вопрос. У нас обычно задача так и ставится: пройти всю цепочку стартов от предварительного до финального с непрерывным улучшением времени.
— Клепикова отобралась на чемпионат мира сразу в нескольких дисциплинах. Количество не слишком велико?
— Ну да, многовато. Если мы проплывём везде, где планируем, получится 14 стартов. Но мы изначально понимали, что будет сложно, готовились к этому. Вы правильно сказали: у нас девчонок не так уж много, заменить Дашу в тех же эстафетах особо-то и некем. Поэтому на неё и легла такая большая нагрузка.
— Очень хорошо помню те годы, когда плавал Александр Попов, от которого постоянно ждали в эстафетах, что он прыгнет последним в воду и вытащит команду на медаль. Получается, что лидер всегда как бы должен команде больше всех лишь потому, что другие не могут, а он может. Сейчас эта ноша того и гляди упадёт на вашу спортсменку.
— Есть такое. Но куда от этого денешься?
— От подобного, согласитесь, сильно устаёшь.
— Согласен. Но повторю: мы готовились и к этому тоже. Плюс у нас очень хорошая группа поддержки — врачи и массажисты. Пока восстанавливаться удаётся без проблем. Тем более что самый тяжёлый день, когда Даше пришлось с максимальной отдачей дважды проплыть стометровку баттерфляем и дважды — этап в эстафете, уже позади. Думаю, что дотерпим.
— Сами вы на какую из дистанций делали максимальную ставку перед началом чемпионата?
— Отвечу так: не считаю, что главные дистанции позади. Есть ещё индивидуальная стометровка вольным стилем, есть смешанные эстафеты, где вполне можно бороться за медали.
— В Сингапуре, причём не только в плавании, уже наблюдается некоторая тенденция: как только результат оказывается ниже ожидаемого, активизируются разговоры о том, что столько лет без международных стартов не могут пройти бесследно. Глядя на свою спортсменку, можете сказать, что ей мешает излишняя нервозность?
— Конкретно по поводу Даши я бы этого не сказал, но столь долгое неучастие в международных соревнованиях однозначно создаёт некоторые проблемы.
— И в чём это проявляется?
— Ну, знаете, это как в автобусе, где едут все одной кучей. Потом тебя высадили, а автобус поехал дальше. Мы довольно много лет варились в своём соку. Сильные спортсмены могли себе позволить не напрягаясь отбираться в полуфинал, не напрягаясь выходить в финал. Здесь это так не работает: приходится плыть в полную силу с первых метров, с первых дистанций, будь то предварительные соревнования, полуфинал или финал. Ты не можешь дать себе слабину.
— Мне, кстати, показалось, что дисквалификация Кирилла Пригоды в финале стометровки брассом — это как раз следствие того, что спортсмены отвыкли контролировать все мелочи по ходу выступления.
— Тут я с вами не соглашусь. Дело в том, что я сам судья достаточно высокой категории, нередко работаю в этом качестве на национальных соревнованиях, всю кухню знаю и могу утверждать, что судейство внутри страны у нас очень строгое и очень справедливое. Нет такого, что нарушил правила Женя Рылов или Пригода и этого «не заметили».
В Сингапуре Кирилла сняли за удар ногами на финише, я примерно могу себе представить, как именно это могло произойти. В последнем гребке он, видимо, не дотягивался до стенки, вот интуитивно и поддельфинил ногами. У нас в соревнованиях нет техники наблюдения, нет VAR, нет подводной съёмки, здесь это всё тщательно отсматривается в любой сомнительной ситуации.
Когда стоишь как судья на бортике, вода бликует, плюс профессиональные пловцы делают какие-то вещи на таком уровне, что судья не всегда может заметить мелкие нарушения. Замедленная съёмка сразу с нескольких ракурсов — это совершенно другой уровень, конечно же. Надеяться на то, что нарушения проскочат, уже нельзя.
— Так ведь и контролировать это не всегда получается. Помню, чемпион мира в плавании на спине Владимир Сельков был однажды дисквалифицирован за то, что в последнем гребке коснулся рукой каната, разделяющего дорожки, и бессознательно подтянул себя, держась за него, — привык именно так поступать на тренировках.
— Тут важно с самого детства учить спортсмена делать правильно. Если привыкаешь к тем или иным нарушениям, потом становится очень сложно их контролировать в стрессовой ситуации. Когда всё идёт на предельном уровне адреналина, человека просто переклинивает от усталости.
— Заключительный вопрос. Какое количество личных рекордов и, соответственно, рекордов страны в исполнении вашей подопечной вы хотели бы увидеть на чемпионате мира в оставшиеся дни?
— В эстафетах, понятное дело, не одна Клепикова определяет результат, на него работает вся команда, а вот на индивидуальной дистанции ещё один рекорд должен получиться.
|