ГЭРИ ХАНТ, НА КОТОРОМ ПРОДОЛЖАЕТ ДЕРЖАТЬСЯ МИР |
|
Фото © Александр Вильф
Кванджу. Гэри Хант |
24 июля 2019
В среду англичанин Гэри Хант стал первым в мире хайдайвером, которому удалось повторно завоевать звание чемпиона мира – свою первую победу на ЧМ Хант одержал в 2015-м. Зачем спортсмену нужно французское гражданство, существует ли для него предел сложности и можно ли потерять сознание вследствие прыжка с 27-метровой высоты, выясняла специальный корреспондент РИА Новости Елена Вайцеховская.
На протяжении многих лет существования соревновательного хайдайвинга, во внутренних кругах этого экстремального вида спорта можно было услышать: есть спортсмены хорошие, есть очень хорошие, а есть Гэри Хант . На первом чемпионате мира в 2013-м в Барселоне, где хайдайвинг был впервые представлен в соревновательной программе, Хант завершал программу невероятно сложной комбинацией (4 оборота вперед с полутора винтами) и проиграл колумбийцу Орландо Дюку. На чемпионате в Казани англичанин представил публике в качестве главного заключительного прыжка три оборота вперед с тремя с половиной винтами - и выиграл. В Будапеште он добавил к этому навороченному набору еще один винт. Правда этот прыжок не спас его тогда от поражения. Хант попробовал исполнить его еще пару раз – и оставил попытки, посчитал их неоправданными.
Там же в Будапеште один из руководителей мероприятия и неплохой прыгун в прошлом – австриец австралийского происхождения Кен Гров сказал мне:
- Парадокс в том, что Гэри Хант – не псих, хотя его долго таковым считали. Не адреналинщик – таких в хайдайвинге тоже хватает. Для него прыжки – некий математический квест, где досконально просчитана каждая сотая доля секунды, что он проводит в воздухе. Поэтому он почти никогда не ошибается. Если бы он не рисковал, постоянно изобретая новые прыжки, его никто и никогда не смог бы опередить. Но он рискует и постоянно идет вперед. На таких людях вообще держится спорт. Да и не только спорт.
В Кванджу еще один известный в прошлом украинский спортсмен Олег Вышиванов (ешго дочь Тоня сталда в женском турнире хайдайверов пятой) сказал о двукратном чемпионе мира:
- Сила Ханта в том, что из всех хайдайверов он владеет наиболее разнообразным арсеналом сложных прыжков. Если какая-то комбинация перестает получаться, Гэри всегда может заменить ее и при этом не теряет в сложности. Но вообще должен сказать, что конкуренция в мужском хайдайвинге за последние годы невероятно выросла. И Хант по-настоящему крут, что сумел победить.
Ханта действительно всегда отличала многофункциональность, начиная с той поры, когда он не попал в финал чемпионата Европы в Будапеште в 2006-м в прыжках с десятиметровой вышки. Дополнительная высота дала прыгуну возможность наконец-то реализовать фантации – начать исполнять прыжки, о который в классической прыжковой программе люди не слыхивали.
«Моему тренеру как-то позвонил его давний приятель, который когда-то был прыгуном в воду и работал в Италии в шоу и сказал, что ему на месяц срочно нужен кто-то, кто умеет прыгать в воду c большой высоты. У меня как раз был месяц свободный» - рассказывал Гэри о смене специализации.
- В течение следующего сезона я попеременно прыгал то в бассейне, то уходил в хайдайвинг. И довольно быстро стал понимать, что в хайдайвинге имею гораздо больше шансов реализовать свои прыжковые таланты. В бассейне ведь было все очевидно: там за Англию прыгали с вышки Том Дэйли, Питер Уотерфилд, состязаться с ними я бы не смог ни при каком раскладе, а значит, никогда в жизни не попал бы ни на мировые первенства, ни на Олимпийские игры. В бассейне все прыжки заканчиваются вниз головой, с «передними» входами в воду у меня никогда не было проблем, а вот «задние» давались с трудом: у меня для них слишком дубовые плечевые суставы. Я вообще не слишком гибкий. Пока был в прыжках в воду боролся с этим, как мог, да только толку было мало.Так что поменять специализацию не было трудным решением.
За пару лет спортсмен зарекомендовал себя человеком, который умеет вращаться во всех направлениях, что он с удовольствием и демонстрировал миру, то и дело меняя прыжки в программах. И это – в виде спорта, где большинство участников, выучив сложный элемент, держатся за него на протяжении многих лет, чтобы исключить какой бы то ни было ненужный риск.
- Честно говоря, я вообще не намеревался становиться профессиональным клифф-дайвером (в кругу хайдайверов, выступающих в Мировой серии, часто употребляется именно этот термин – прим.). Я просто хотел выучить все прыжки, которые только возможно сделать, входя в воду ногами вниз, - говорил мне Гэри после своей победы в Будапеште.
В Кванджу на протяжении трех раундов мужского турнира уверенно лидировал американец Стив Лобу, и публика почти уверилась в том, что если Ханту и суждено завоевать медаль, то в лучшем случае бронзовую. Не учли его соперники одного: какую бы спортивную значимость не имел турнир, англичанин всегда шел в заключительной попытке ва-банк. И частенько этот самый банк срывал. Вот и на этот раз, выполняя заключительную попытку первым среди соискателей наград, Хант сделал по сути невероятное: выполняя наиболее сложную комбинацию вращений (на этот раз ей стали три оборота назад с четырьмя винтами (коэффициент 5,2) , он сделал этот прыжок на «десятку», идеально погасив вход в воду.
- Освоить вход в воду, когда прыгаешь с большой высоты довольно просто, - рассказывал он обыденным тоном, словно объяснял ребенку решение простейшей арифметической задачки: - Проще всего это сделать, прыгая с 20-ти метров. Это почти то же самое, что прыгать с «десятки»: закончил прыжок, посмотрел, где вода, и просто опускаешь ноги вниз. 27 метров требуют от спортсмена гораздо большего контроля. Да и по ощущениям это совсем другая история – слишком высока скорость падения и велико сопротивление воды. Теоретически, например, с этой высоты можно прыгать вниз головой, то есть входить в воду руками, но это реально опасно. Руки у человека значительно слабее ног, особенно суставы. С точки зрения правил хайдайвинга входы вниз головой допускаются, но большого преимущества в коэффициенте они не дают. На мой взгляд, это правильно. Иначе все ринулись бы неоправданно рисковать, я – в том числе, и возможно, в этом случае сейчас перед вами не сидел бы…
При всей своей кошачьей координации Ханту приходилось биться об воду при неудачных входах, причем сильно. Одна из таких неудач случилась в 2010-м на одном из турниров Мировой серии Red Bull в Италии - Гэри довольно неудачно выполнил четыре оборота вперед с двумя с половиной винтами и ударился грудью об воду. Парня мгновенно поймал водолаз, вытащил наверх и помог восстановить дыхание. К счастью это была заключительная попытка, до которой Хант лидировал с приличным отрывом и, даже запоров прыжок, он остался третьим.
- Я поднялся на пьедестал, потом дал несколько интервью и прямо в медиа-зоне у меня вдруг отключилось сознание, - вспоминал он. - Я не мог понять, каким образом туда попал, что делаю, что вообще происходит. В себя пришел только в больнице. Выяснилось, что никаких серьезных переломов и повреждений у меня нет, но еще несколько недель я чувствовал себя так, словно меня долго били по всему телу лопатой. А тот прыжок я ни разу не делал с тех самых пор. Решил заменить его более сложным: уменьшил количество оборотов, но добавил еще винтов.
Рекордные три оборота вперед с четырьмя с половиной винтами родились именно тогда – от безысходности. Сам Хант комментировал это со смехом: «Скажи мне кто раньше, что я когда-либо такое сделаю, покрутил бы пальцем у виска...»
В следующем сезоне легенда английского хайдайвинга больше не будет выходить на старт под британским флагом. Такое решение спортсмен принял почти сразу после того, как стало известно, что Олимпийские игры-2024 пройдут в Париже и в их программу может быть включен хайдайвинг.
- Я живу, как вы, наверное, знаете, в Париже, там родилась моя жена, да и вообще с некоторых пор Париж для хайдайверов, а значит, и для меня - особенный город. В 2024-м мне исполнится сорок, но я предпочитаю не думать о собственном возрасте, размышляю иначе: мне нужно подождать всего год. В 2020-м уже будет известно, включен ли наш вид в олимпийскую программу. Если это произойдет, то еще четыре года я как-нибудь дотерплю...
|