|
Фото © Александр Вильф
Кванджу. Антон Чупков |
27 июля 2019
В субботу российские пловцы завоевали в Кванджу единственную серебряную медаль. Ее обладателем стал 17-летний дебютант российской сборной Антон Минаков, поговорив с которым, специальный корреспондент РИА Новости поняла, в чем заключается истинная сила российской сборной.
Стоя в микст-зоне, Минаков рассуждал о преимуществах Калеба Дрессела.
Финишировав первым на 100-метровой дистанции баттерфляем, американец завоевал в Кванджу уже пятую золотую медаль и стал в общей сложности 12-кратным чемпионом мира (тринедцатое золото он завоюет в Кванджу в тот же день в эстафете). Он дважды побеждал на Олимпиаде в Рио и побил в Корее рекорд Майкла Фелпса на стометровке баттерфляем. И Минаков, прилетевший на мировой чемпионат прямо с юниорского континентального первенства и имеющий за душой шесть золотых наград, завоеванных на юношеских Олимпийских играх в Буэнос-Айресе. Почувствуйте, как говорится, разницу.
- Мне кажется, уникальные повороты и выходы Дрессела – это не какой-то выдающийся талант, а отношение спортсмена к тому, что он делает, - не по годам взросло даже не рассуждал, а, скорее, размышлял вслух спортсмен. О чем бы я спросил его, если представится такая возможность? Не думаю, что вообще стал бы о чем-то спрашивать. Просто сказал бы, что сделаю все возможное, чтобы через год в Токио составить ему конкуренцию уже всерьез.
Домедальный период своей спортивной жизни Минаков именует оборотом: «По пути в плавание». На этом пути ему повезло пересечься с Андреем Капраловым, который стал первым тренером и прочно вложил в сознание парня единственно правильную, в общем-то, истину: есть только одно место для спортсмена — золото. Неважно, что это — чемпионат России среди юниоров или чемпионат мира среди взрослых.
Сам Капралов 16 лет назад стал соавтором одной из наиболее сенсационных побед в истории российского плавания – выиграл золотую медаль в кролевой спринтерской эстафете ЧМ-2003 (единственное наше золото за всю историю советского и российского плавания), стартуя в финале на первом этапе. Свой чемпионат мира Минаков начал с этой же самой эстафеты, проплыв второй этап в утреннем предварительном заплыве. Получил серебряную медаль, как и те, кто стартовал вечером в финале, но такие медали – вещь в плавании специфическая. Даже в спортивных справочниках не всегда указывают имена тех, кто стартовал утром. Статисты – они и есть статисты.
«По пути в плавание» Минаков усвоил и то, что быстро плавать нужно стремиться на нескольких дистанциях сразу. Потому что если вдруг какой-то вид «встает», всегда есть запасной вариант, которым можно воспользоваться. Иллюстрация, что может получиться, если если прогресс пойдет на всех дистанциях сразу, в Кванджу была налицо: Калеб Дрессел. А почему нет, собственно?
За два последних олимпийских четырехлетия ситуация в российском плавании складывалась так, что основные медальные надежды ложились в основном на ветеранов: Никиту Лобинцева, Данилу Изотова, Владимира Морозова, Евгения Коротышкина… Старожилы до сих пор с грустью любят вспомнить, что ни Лобинцев, ни Изотов при совершенно феноменальном таланте так толком себя и не реализовали, да и Морозова сейчас по инерции продолжают считать лидером сборной, хотя за свою достаточно незаурядную карьеру пловец зарекомендовал себя, как человек, которому везет на коммерческих турнирах, но катастрофически не везет на главных. Единственную личную награду мирового первенства Морозов завоевал на ЧМ-2013 в Барселоне на пятидесятиметровой дистанции вольным стилем, но на этом все и закончилось. Остальные медали Владимира были эстафетными и, увы, не золотыми. Это, собственно, порядком приучило болельщиков радоваться малому и рассуждать о том, что любая медаль почетна.
Очередное фиаско Морозов потерпел в Кванджу в субботу, став на «полтиннике» четвертым, а в смешаной эстафете пятым, но к таким раскладам, похоже, он и сам давно привык.
И вдруг на этом фоне появляются люди, вообще не желающие радоваться серебру и бронзе, хотя никаких «их» медалей до начала соревнований не существовало даже в очень смелых прогнозах.
С другой стороны, а почему они должны быть другими, когда перед глазами - пример уже двукратного чемпиона мира Евгения Рылова, дико расстроившегося из-за серебра на стометровке и на полном серьезе объясняющего, что он не видит повода чрезмерно радоваться своей золотой медали, завоеванной на дистанции 200 метров, поскольку результат третий год стоит на месте, никак не желая смещаться в «рекордную» сторону?
В Кванджу журналисты и болельщики постоянно обращались воспоминаниями к чемпионату мира двухлетней давности, где Рылов, Антон Чупков и Юлия Ефимова завоевали три личные золотые медали, но на самом деле ценность тех наград была вовсе не в том, что впервые за много лет Россия получила сразу два мужских «золота». А в том, что для огромного количества российских пловцов в одночасье сменилась ролевая модель. Ей стали два двадцатилетних пацана.
И самое время вспомнить, что три свои золотые олимпийские медали Евгений Садовый завоевал в Барселоне в 19, а Александр Попов – в 20. Пройдет еще четыре года, Попов выиграет в Атланте еще два золота и вспомнит фразу, которой когда-то напутствовал его семикратный победитель Игр в Мюнхене, легендарный Марк Спитц: «Никогда не нужно откладывать на четыре года то, что ты способен сделать здесь и сейчас».
А сейчас у нас есть команда, способная решать задачи любого уровня. А главное, не испытывающая ни страха, ни смущения, чтобы их решать, не слишком озираясь на соперников. Примерно как сказал Рылов в своем интервью после золотой медали:
«У тебя есть задача, ты должен ее выполнить, чтобы показать результат. Если будешь думать о том, чтобы не ущемить чьи-то интересы, уплывешь не слишком далеко…»
И очень хочется, чтобы в заключительный день чемпионата мира всем им еще раз по-крупному повезло.
|