ЛИЛЛИ КИНГ САМОУСТРАНИЛАСЬ. ЧЕМ ОТВЕТИТ ЕФИМОВА? |
|
Фото © Александр Вильф
Кванджу. Юлия Ефимова |
25 июля 2019
В ожидании пятницы, которая просто обязана стать для российской команды золотой, специальный корреспондент РИА Новости Елена Вайцеховская объясняет, почему чемпионка мира Юлия Ефимова навсегда останется в истории мирового плавания и почему ее результат в Кванджу важен для команды, как никогда ранее
«…Даже если американка вообще не поплывет в Кванджу 200 метров, не факт, что золото по умолчанию отойдет россиянке», - написала я в предыдущем репортаже, и слова оказались пророческими. В утреннем предварительном заплыве на 200 м брассом Лилли Кинг была дисквалифицирована за неправильно исполненный поворот, и сотни, если не тысячи болельщиков по всему миру разочарованно выдохнули: «Ну, вот, зрелище сорвано, ушла интрига…»
Интрига, если говорить честно, представлялась порядком надуманной. В свое время еще совсем юную Юлю Ефимову, десять лет назад выигравшую свое первое золото на чемпионате мира в Риме, заочно стравливали с американками Ребеккой Сони и Джессикой Харди, потом появилась литовка Рута Мейлутите, отобравшая у Сони (а значит, и у Ефимовой) золото лондонской Олимпиады, а в Рио в роли обидчицы самой обаятельной брассистки мира появилась Кинг. Она же дважды выиграла у российской спортсменки на ЧМ-2017 в Будапеште, причем и «сотню», и дистанцию 50 м брассом проплыла с рекордами в финале.
Другой вопрос, что Кинг при всех своих заслугах – это ни разу не Сони. Та была абсолютным универсалом и доказала это на мировом первенстве-2011 в Шанхае, выиграв все три дистанции брассом, в то время как Кинг на двухсотметровке брассом даже не пыталась за что-то всерьез бороться . Ну, если не считать предварительный заплыв на этой дистанции в Кванджу. В полуфинале Кинг уже не было, и Ефимова без каких бы то ни было сложностей обеспечила себе комфортную дорожку лидера в финале.
Юля, как и Сони, тоже всегда была в брассе универсалом. При всей ее невезучести на главных стартах (по степени таланта она давно была должна выиграть Олимпиаду, а, возможно, и не одну), именно она стала для всего мира ориентиром – показала этому миру технику брасса, не имеющего пассивной фазы скольжения. Такой стиль придумала для ученицы ее первый тренер Ирина Вятчанина, причем произошло это от безысходности: когда Юля только начинала плавать и активно росла, у нее сильно болели колени. И работу ног тренер заменяла на баттерфляй. В том числе и в ластах. Оттуда и пошло умение Ефимовой поддельфинивать в конце каждого гребка.
Вятчанина как-то сказала о том периоде работы с Ефимовой:
– Если вы понаблюдаете за брассистами прошлого, то увидите, что всегда в той или иной степени имел место разрыв цикличности: сначала шел гребок, затем скольжение. Мы же с Юлькой поставили так называемый «дельфинный» брасс, который давал возможность свести к минимуму потерю скорости, неизбежно происходящую у брассистов в начале каждого цикла, создали стиль, в котором тело продолжает активно продвигаться вперед даже тогда, когда гребок руками не производится. Пришли мы к этому вместе с Юлей. Техника ведь всегда очень сильно завязана на телосложении, антропометрических данных. Плюс Юля в свое время серьезно занималась акробатикой. Лично моим эталоном всегда был брасс венгерки Агнеш Ковач (семикратная чемпионка Европы, двукратная чемпионка мира, победительница Олимпийских игр в Сиднее – прим). Ее техника и натолкнула меня на размышления.
По поводу «американского» этапа тренировок Ефимовой у Дэйва Сало до сих пор вспоминают многие, причем не всегда восторженно: американский специалист первым делом принялся ставить Юле темповой брасс, каким плавали его ученицы Харди и Сони, и лишь пару лет спустя тренер эти попытки оставил, позволив подопечной вернуться к тому уникальному скольжению, что было когда-то. Хотите понять, в чем разница? Снова слово Вятчаниной:
- Скольжение Ефимовой – это мощность гребка, обтекаемость. То, что дает ей возможность финишировать на таких скоростях, как она это делает. Юля начинает двухсотметровую дистанцию на лактате 6, постепенно разогреваясь к финишу. А у остальных этот показатель доходит до девяти, то есть быстрее закисляются мышцы. Можно сравнить это с костром. Если у остальных он к концу третьего отрезка едва тлеет, поскольку все уже прогорело раньше, то у Юльки полыхает вовсю, и она подбрасывает туда все новые и новые «дрова». Она не закрепощается, не устает - каждая мышца в процессе плавания дышит и восстанавливается.
Два года назад, когда Антон Чупков одержал в мужском брассе, свою первую победу на чемпионате мира в Будапеште, его тренер Александр Немтырев сказал, что идею длинного скольжения и стратегического построения дистанции он в свое время подсматривал у самых разных тренеров. У Ирины Вятчаниной – в том числе.
Точно так же это делал весь «остальной мир». И трудно не согласиться с мнением тренера, что за годы выступлений на высшем уровне Ефимова сама накатала себе соперниц. К сожалению – не в России.
Медальное долголетие всегда ценилось в плавании на порядок выше, нежели отдельно взятые внезапные победы. 15 медалей, завоеванных Ефимовой в чемпионатах мира за десять лет выступлений, в этом плане говорят сами за себя. И уж точно можно сказать, что в женском плавании нет более харизматичного персонажа: Ефимова остается в центре внимания даже когда не побеждает – первый старт российской спортсменки на стометровке, где Юля так обидно уступила Кинг, продемонстрировал это во всей красе: американские журналисты не покинули микст-зону даже тогда, когда из нее ушла победительница: ждали возможности задать свои вопросы россиянке.
Если кому-то это не по нраву, самое время вспомнить историю Фаины Раневской о том, как в Москву впервые привезли знаменитую Сикстинскую мадонну. Когда актриса услышала от кото-то из высокопоставленных чиновников министерства культуры, что картина не произвела на него должного впечатления, она парировала: «Эта дама в течение стольких веков производила впечатление на величайших людей мира, что теперь сама вправе выбирать, на кого ей производить впечатление, а на кого нет! »
Не думаю, кстати, что для самой Ефимовой дисквалификация Кинг в утреннем заплыве четверга имела позитивный окрас: когда спортсмен готов к старту, сильный соперник лишь придает ему куража. К тому же Юля как никто другой понимала, что должна испытывать американка: в 2010-м она сама оказалась в подобной ситуации – была дисквалифицирована на чемпионат е Европы в Будапеште за то, что ее стартовая реакция в комбинированной эстафете оказалась чуточку быстрее допустимого. Если бы той дисквалификации не случилось, Россия могла бы записать на свой счет первую в истории женскую эстафетную победу.
Сказать, что дисквалификации Кинг ничто не предвещало, тоже было бы неверно: на Играх в Рио тема прохождения американкой поворотов (в частности на той самой стометровке, где Кинг опередила Ефимову) обсуждалась достаточно бурно: американка коснулась стенки двумя руками, как и предписывают правила, но касание второй рукой было не слишком очевидным. Протест по этому поводу российская сторона подавать не стала, да он, наверняка, и не был бы удовлетворен, но в памяти инцидент остался. Ну а в Кванджу небрежность олимпийской чемпионки обошлась ей по-максимуму. Ее дисквалифицировала система автоматического наблюдения, причем в тот момент, когда спортсменка даже не успела выбраться из воды.
Ну а нам теперь до зареза нужно, чтобы в Кванджу Юле улыбнулась удача. Причем именно на двухсотметровке. Дело даже не в том, что в этом виде программы Ефимова является действующей чемпионкой мира, а в таких случаях всегда бывает особенно больно, если не удается отстоять титул. И не в том, что всего через год Ефимовой предстоит бороться с этими же соперницами на своей четвертой Олимпиаде – в Токио. Просто в пятницу, когда стартовать в финалах на своих двухсотметровках будут три главные золотые надежды России – Ефимова, Евгений Рылов и Чупков, женский заплыв брассисток стоит в расписании первым. И в Юлькиных руках вселить в команду уверенность, что удача в этот день точно не обойдет Россию стороной.
|