В БУДАПЕШТЕ РОДИЛСЯ НОВЫЙ ФЕЛПС? |
|
Фото © AFP
Будапешт. Кэлеб Дрессел |
29 июля 2017
Предпоследний день плавательного турнира завершился для России без медалей. Чемпионом мира на самой быстрой в плавании дистанции – 50 м вольным стилем – стал американец Кэлеб Дрессел, которому активно прочат лавры легендарного 23-кратного олимпийского чемпиона Майкла Фелпса
Незадолго до начала финальных стартов субботы я разговаривала по телефону с четырехкратным олимпийским чемпионом Александром Поповым. Беседовали мы о Владимире Морозове, который в пятницу отобрался в финал самой короткой дистанции вольным стилем со вторым результатом дня. На вопрос, не обидно ли выдающемуся пловцу, что Морозов по собственной инициативе по сути отказался от стометровки, хотя был способен плавать эту дистанцию на уровне лучших в мире, Попов ответил:
- Это не мне должно быть обидно, а Владу. Если спортсмен может, но не хочет, это исключительно его проблемы, а не проблемы окружающих. Стометровка – это все-таки особенная дисмтанция в плавании. А вот «полтинник» - всегда лотерея. При таком старте, как у Дрессела – лотерея с вполне предсказуемым исходом. Не в пользу остальных…
Во втором заплыве вечера 20-летний американец Кэлеб Дрессел, уже выигравший в Будапеште 100 м вольным стилем (47,17), получил второе личное золото на «полтиннике». Помимо этого он нехило прошелся по иным дистанциям: в первый день плавательного турнира побил национальный рекорд на дистанции 50 м баттерфляем (правда сутки спустя не попал на подиум в финале – остался четвертым). Затем установил еще один рекорд США на стометровке вольным стилем, выступая на первом этапе эстафеты 4х100 и выиграв ее. Еще через день стал чемпионом мира в смешанной комбинированной эстафете. Победа в субботу в коротком спринте стала для спортсмена уже четвертым золотом, к которому полчаса спустя Дрессел добавил золото на стометровке баттерфляем не дотянув 0,04 до мирового рекорда Майкла Фелпса, установленного восемь лет назад на мировом первенстве в Риме, а в заключительном заплыве дня получил еще одно золото в смешанной кролевой эстафете, заодно став в этом виде рекордсменом мира.
- В полуфинале дистанции 50 м Дрессел просто игрался с соперниками, уничтожал их морально, - продолжал Попов. – Когда человек выходит и вкатывает всем полкорпуса уже на старте, а оставшуюся часть дистанции демонстративно купается, это сильно бьет по мозгам. Скажу больше: если кто-то тешит себя мыслью, что даст Дресселу бой в финале, этот человек глубоко заблуждается. Кэлеб просто «включит» пятую передачу и покажет всем свои пятки.
- Чувствую по вашему голосу, что вам нравится этот американец. Чем именно?
- Своей спортивной наглостью. У него все получается, и он не стесняется это показать миру. Причем делает это с таким наслаждением, что все, кто на него смотрит, сами получают колоссальное удовольствие. Я смотрю все его выступления и постоянно ловлю себя именно на этой мысли. Мне настолько интересно, что он творит под водой…
- А что он там творит?
- Так именно это мне страшно хотелось бы увидеть. Как у него получается выдрать эти полкорпуса на пятнадцати метрах дистанции? Как? Я не знаю. Но это, конечно же, высший пилотаж. И ведь не сказать, что у Дрессела какая-то невероятная скорость реакции – нет. Все, как у всех. А прыгает в воду – получите и распишитесь! Причем настолько легко все делает…
- От чего зависит подводная скорость?
- От всего. От силы отталкивания, от угла, под которым человек входит в воду, от положения тела в воде, от первого подводного гребка. Собрать все воедино, не делая ни малейшей ошибки – большое искусство.
- То есть Дрессел – это надолго и всерьез?
- После Олимпийских игр в Рио-де-Жанейро мне казалось, что надолго пришел австралиец Кайл Чалмерс, который выиграл стометровку вольным стилем. Но он травмировался. Поэтому Дресселу я прежде всего хочу пожелать этих травм избежать. Чтобы у него все сложилось. Если не помешают неприятные случайности, он действительно надолго.
Морозов остался без медали – финишировал четвертым. После Игр в Рио пловец решил не то, чтобы взять паузу, сбросив нагрузки, но сосредоточился на коммерческих выступлениях в Кубке мира. Медаль чемпионата мира на дистанции 50 м вольным стилем была для него более чем реальна: если бы Морозов на пару-тройку сотых улучшил в финале свой полуфинальный результат, он был бы на пьедестале. Но не сложилось.
- Послеолимпийский чемпионат мира – это своеобразные соревнования, - продолжал рассказывать Попов. – Через два года в Корее мы увидим совсем другую картину. Другое соперничество, другие результаты. Там все сильнейшие будут плыть уже с прицелом на Олимпиаду 2020-го. А чемпионат в Будапеште не то, чтобы «халявный», но правильнее назвать его проходным.
- Журналисты уже отметили, что американка Мэри Мигер со своим мировым рекордом на дистанции 200 м баттерфляем была бы в Будапеште третьей.
- А ведь со времени того рекорда прошло уже тридцать шесть лет. Вдумайтесь: тридцать шесть. Об этом я, собственно, и говорю. На каких-то дистанциях мы видим прогресс, но много таких видов, где наблюдается «просадка». Перестал плавать Фелпс, и на той же двухсотметровке баттерфляем результаты упали на порядок. Чед Ле Кло не попал в финал на «сотне», а ведь в Рио он был на этой дистанции вторым.
- Как вы отреагировали на три золотые медали российских пловцов в пятницу?
- Прыгал перед экраном, как мальчишка, когда плыли наши парни. И Жене (Рылову – прим. «СЭ») и Антону (Чупкову – прим. «СЭ») я очень симпатизирую, очень за обоих переживал. Ну а Юля – это Юля.
- Похоже, у России наконец-то появляется команда?
- Думаю, что как раз эти спортсмены должны сейчас стать реальными лидерами. К ним уже подтягивается Кирилл Пригода, Саша Красных.
- Подобное ведь в российском плавании уже случалось, когда ярко дебютировали, хотя так и не стали большими чемпионами Никита Лобинцев, Данила Изотов. Другими словами, надолго ли пришли Рылов и Чупков по вашему мнению?
- Мне кажется, что тренеры, которые сейчас работают с Евгением и Антоном, просто не допустят, чтобы нынешний прогресс их спортсменов остановился. Они немножко из другой системы, не из той, что была прежде. Андрей Шишин, который работает с Рыловым, - более молодой, более широко воспринимающий плавание: постоянно смотрит по сторонам, учится. Александр Немтырев, тренер Чупкова, очень опытный специалист, знающий, умудренный опытом. Уверен, что оба они не станут ввязываться в какие-то склоки, дрязги, как это случалось в команде раньше, им это просто не нужно. Главное – не мешать им работать. Как именно работать, они разберутся сами.
- А что скажете по поводу эстафеты 4х200? В вечернем финале из всей российской четверки заметно выпадал Изотов. Понятно, что сказываются травмы и возраст, но, получается, что замены ему нет.
- Эстафета слишком тонкий и нестабильный механизм. Сегодня она есть, завтра нет. Изотову действительно тяжело – его время в плавании начинает уходить.
- Подозреваю, те же слова можно сказать про Никиту Лобинцева, место которому в эстафете 4х200 нашлось только в утреннем заплыве.
- Согласен. И он, и Изотов – это уже поколение, которое стоит, что называется, «в дверях», и только из уважения к былым заслугам перед ними эту дверь не захлопывают. Брать инициативу в свои руки должны уже молодые. У них сейчас есть прекрасная возможность для этого.
- Даже не могу вспомнить, случалось ли российским пловцам завоевывать на чемпионатах мира три золота в один день?
- Два золота на Олимпиаде – приходилось точно. Вот этого я очень и хотел бы ребятам пожелать.
В заключительной эстафете дня – комбинированного смешанного заплыва 4х100 м вольным стилем российская четверка приплыла к финишу предпоследней. За два дня до этого, когда российские девочки финишировали четвертыми в эстафетном заплыве 4х200 метров, один из тренеров, горестно глядя на табло, где Россию отделили от медалей 0,08, сказал: мол, нельзя успешно соревноваться с миром, когда в стране есть всего четверо спортсменок. Субботний заплыв стал еще более яркой иллюстрацией: чуть живая после шести дней выступлений Попова стартовала в эстафете и утром, и вечером. Как и Виктория Андреева – два лидера женской команды. Неудивительно, что к вечеру обе были полуживые еще до выхода на старт. Подозреваю, что в таком же состоянии находился Александр Попков. Что до Изотова, стартовавшего на первом этапе вместе с Дресселом, он вообще затерялся на фоне американца.
Но это был явно не тот случай, когда кого-то можно было в чем-то упрекнуть.
|