ЗАХАРОВ И КУЗНЕЦОВ ДОПРЫГНУЛИ ДО ЧЕМПИОНСТВА |
|
Фото © AFP
Илья Захаров и Евгений Кузнецов |
15 июля 2017
В субботу вечером на «Дуна-Арене» произошло историческое событие: Илья Захаров и Евгений Кузнецов впервые в жизни стали чемпионами мира в синхронных прыжках с трехметрового трамплина, реализовав мечту, которая оставалась недосягаемой на протяжении шести лет
Накануне старта прыжкового турнира Международная федерация плавания (FINA) опубликовала крайне познавательную статистику. За всю историю проведения мировых первенств китайские прыгуны в воду выиграли 75 золотых медалей. Второй показатель – у американцев - на их счету 13 высших наград. Если считать не только золото, но и другие медали, китайцы первенствуют с цифрой 143, в то время как у США и России (а до этого – СССР) вместе взятых – 41 награда. А ведь Китай, в отличие от упомянутых стран, начал участвовать в мировых первенствах лишь в 1982 году, при том, что первый чемпионат мира по водным видам спорта состоялся в 1973-м.
Теперь понятно, почему люди, когда-либо побеждавшие китайцев в прыжках в воду, по умолчанию относятся к когорте великих? Илье Захарову это удалось на Олимпийских играх в Лондоне – в личном финале.
Обыграть китайцев в синхронных прыжках Захаров со своим партнером Евгением Кузнецовым пытался на трех чемпионатах мира подряд. Ближе всего к этому россияне были в 2011-м в Шанхае, но отставание от хозяев все равно вышло солидным – 12,09. В Будапеште разрыв между китайским и российским дуэтами в предварительной серии прыжков составил всего 1,98. И эта крошечная величина мгновенно воспламенила надежду: а вдруг получится на этот раз?
* * *
Доминирование китайских прыгунов в воду сродни тому сюжету, что разворачивается уже почти двадцать лет в синхронном плавании. В Будапеште президент российских федераций по этим двум видам спорта Алексей Власенко сказал, принимая поздравления с первой золотой медалью в соло, что российские синхронистки сознательно отказались от выступления в комбинации, чтобы великодушно предоставить возможность «остальному миру» выиграть на чемпионате мира хотя бы одну золотую медаль. Думаю, определенная доля лукавства в этом была. В 2003-м, когда комбинация только вошла в перечень дисциплин на мировых первенствах, Россия не принимала участия в этом виде - просто не успела подготовить программу. Тогда тоже много говорилось о великодушии по отношению к соперникам. Мол, надо же в конце концов и делиться. Но уже два года спустя на чемпионате мира в Монреале российские синхронистки разнесли мир в комбинации в пух и прах. И дали основания предполагать, что дело не в джентльменстве и не в щедрости. А в банальной готовности гарантированно победить.
Послеолимпийский сезон для нашей команды в этом отношении всегда самый трудный, поскольку сильно меняется состав группы и работать, чтобы удержать позиции, приходится в разы больше обычного. Тут уж не до комбинации. Вот ее и приносят в жертву более важным дисциплинам. Так было в 2009-м, после Игр в Афинах, история повторилась и сейчас.
Китайские прыгуны в воду точно так же приучены не отдавать соперникам ни крошки. В Будапешт Китай привез наполовину новый мужской дуэт трамплинистов: олимпийский чемпион Рио-де-Жанейро Цао Юань уже становился чемпионом мира в «синхроне» с легендарным Цинь Каем (тот побеждал в синхронных прыжках на мировых первенствах пять раз подряд с четырьмя разными партнерами). Но на этот раз титулованного ветерана, завершившего карьеру после Игр в Рио-де-Жанейро заменил молодой Се Сыи. Ему в паре с Цао Юанем и было вменено отстаивать честь страны.
* * *
Центральному финалу дня предшествовал еще один: радостный для России (в нем семикратная чемпионка Европы Надежда Бажина завоевала серебряную медаль) и огорчительный для Поднебесной: одна из двух спортсменок, 15-летняя Яни Чан не попала в финал, а вторая дебютантка мировых первенств 18-летняя Ивэнь Чэнь осталась четвертой, проиграв более двадцати баллов победительнице, австралийке Мэдисон Кини с умопомрачительно сложной программой. Достаточно сказать, что ни у одной из 12-ти финалисток не было в активе ни единого прыжка, коэффициент трудности которого превышал бы планку трех баллов, у австралийки же таких прыжков было четыре.
Если бы речь шла об олимпийской дисциплине, подобного китайского дебюта вполне могло оказаться достаточно, чтобы обе спортсменки навсегда были вычеркнуты из списков сборной – политика китайских тренеров всегда подразумевала, что спортсменам со слабой нервной системой, способных дрогнуть в ответственный момент, в сборной не место. Неудача на однометровой высоте воспринималась значительно спокойнее. И тем не менее она добавила определенной остроты мужской трехметровой битве: Цао Юаню и Се Сыи предстояло биться не только за себя, но и отмаливать грехи проигравших, и очень хотелось, чтобы Захаров с Кузнецовым как минимум сделали эту прогнозируемую китайскую победу нелегкой. Природа такого прогноза была очевидна: Китай не проигрывал синхронные прыжки на трамплине на протяжении 14-ти лет и шести мировых чемпионатов подряд.
А ведь в этом финале были еще и олимпийские чемпионы Рио Джек Лоу и Крис Мирс…
* * *
Кому из них было тяжелее? Подозреваю, что россиянам. Лоу и Мирс традиционно пытались воевать с соперниками сложностью. На Ирах в Бразилии это удалось блестяще, да и в Будапеште в финальной серии благодаря преимуществу в сложности англичане выглядели на протяжении первых четырех раундов позубастей россиян. К тому же чрезмерно сложная программа всегда допускает некий экскьюз, если вдруг с каким-то прыжком не вышло.
У Лоу и Мирса, кстати, и не вышло – предпоследнюю попытку они сорвали, не справившись с наиболее сложным винтовым прыжком и сразу ушли со второй на четвертую позицию.
Такой же люфт для оправдания результата оставляет спортсмену недостаток опыта – как в нынешнем китайском варианте. Парадокс, но предпоследний прыжок не покорился и представителям Поднебесной. Другое дело, что в таких ситуациях в пользу спортсмена нередко играет реноме страны. Будь на месте китайцев другие прыгуны, оценка за подобное исполнение вполне могла бы оказаться ниже. Цао Юаня и Се Сыи пощадили. Они хоть и сохранили лидирующую позицию, но отрыв от российского дуэта свелся к самому минимуму – четырем баллам с небольшим. Другими словами, китайцы попали в достаточно некомфортную ситуацию: то, что прыгуны этой страны могут дрогнуть, как только им начинают наступать на пятки – факт в прыжках в воду общеизвестный.
* * *
Вот тут российских болельщиков затрясло по-настоящему. Потому что ситуация до боли остро напомнила самый первый совместный чемпионат Кузнецова и Захарова –
в Шанхае. Тогда Илья с Евгением стали вторыми и по их словам на всю жизнь усвоили: ни в коем случае нельзя завершать турнир прыжком, в котором можешь ошибиться.
Последним прыжком Захаров выиграл свое личное золото на Олимпийских играх в Лондоне. И сейчас можно было биться об заклад: ошибки в заключительной попытки у российских прыгунов не случится. А это значит…
И об этом было страшно думать. Мечта на расстоянии вытянутой руки – одно из самых сложных испытаний для человеческой психики.
Ну а потом был тот самый прыжок – на все, как говорится, деньги. Они выдержали, черт возьми, этот экзамен!
|