ВОСЕМЬ ЗОЛОТЫХ? ПОЧЕМУ БЫ И НЕТ? |
|
Фото © AFP
Берлин. Светлана Ромашина |
14 августа 2014
Задаваться вопросом, вынесенным в заголовок, конечно же рано: до начала основной, то есть плавательной части европейского первенства еще пять дней, в течение которых награды будут разыгрывать представительницы синхронного плавания и пловцы-марафонцы. Остается только пожалеть, что комплектов наград у синхронисток всего четыре, а не семь, как на чемпионатах мира. Потому что к тому, что все эти награды, за редчайшими исключениями, уезжают в нашу страну, давно привыкли во всем мире.
Собственно, и начался берлинский чемпионат со впечатляющего триумфа в техническом соло трехкратной олимпийской чемпионки и 15-кратной чемпионки мира Светланы Ромашиной: она выиграла у ближайшей преследовательницы два с лишним балла. Чем, в общем-то, практически закрыла вопрос чемпионства в синхронном соло.
Применительно к берлинскому чемпионату я бы назвала синхронисток и марафонцев абсолютными антиподами. И вовсе не потому, что стихия первых – утонченные сферы пластики и красоты, а удел вторых – часами месить воду (а заодно и соперников) в самых разных, порой вовсе не приспособленных для купания акваториях. А, пожалуй, в самом подходе к понятию «результат». У синхронисток это понятие стандартно и не допускает никаких иных толкований: только победа. В то время как марафонцы вот уже который год говорят о смене поколений.
Накануне берлинского чемпионата к этим разговорам добавился еще один ритуальный стон – о дисквалификации трехкратного чемпиона мира Владимира Дятчина, в организме которого нашли запрещенный препарат. Но на минуточку задумаемся: прошло уже 12 лет с того дня, как Дятчин выиграл свой единственный европейский чемпионат – здесь же, в Берлине. Точнее, в Потсдаме, где тогда проводились заплывы марафонцев. Да и его первые медальные выступления на мировых первенствах относятся к самому началу 2000-х.
Первый женский старт на олимпийской 10-километровой дистанции показал, что в женской марафонской команде у нас тоже наблюдается спад: лучшая из россиянок Анастасия Крапивина заняла 11-е место, с отставанием от чемпионки – голландки Шарон ван Рувендаль – в 4 минуты и 29,8 секунды. Второй стала венгерка Ева Рижтов, отставшая всего на 1,1 секунды, а итальянка Аврора Понселе финишировала в той же зоне еще через 1,6.
Другими словами, на смену когда-то звездной команде не пришел никто. Остается надеяться (и на это пока еще есть время), что стариной тряхнут немногие из оставшихся ветеранов. И, разумеется, на то, что не разочаруют синхронистки.
Незадолго до отъезда российской плавательной сборной в Берлин главный тренер команды Анатолий Журавлев сказал, что рассчитывает на этом чемпионате на 7-8 золотых наград. Учитывая, что на последнем чемпионате российская сборная осталась при единственном (эстафетном) серебре, а на предыдущем (и очень удачном) одержала три индивидуальные и две эстафетные победы, прогноз смелый, чтобы не сказать нахальный. Тем более что из чемпионов-2010 в команде нет Юлии Ефимовой и Станислава Донца.
Но так ли уж нереальны планы тренера?
Когда чемпионат проводится в одном и том же городе не в первый раз, у журналистов принято обращаться к прошлому. Вспоминать какие-то факты, статистику, сравнивать результаты. Мне же нынешнее первенство гораздо сильнее напоминает совсем другой чемпионат – афинский, который проходил в греческой столице в 1991-м.
То был, если разобраться, вообще самый первый российский чемпионат, несмотря на то что команда выступала под аббревиатурой URS – как раз в сроки тех соревнований в Москве случился путч, страна разваливалась на глазах, и иностранных журналистов интересовала исключительно политика. Вплоть до вопросов, не собираются ли члены российской сборной прямо в Греции попросить политического убежища у местных властей. Не возвращаться же в страну, где армия стреляет из танков по своему правительству?
А потом начались соревнования.
Именно тогда мир впервые услышал фамилии Александра Попова, Евгения Садового, Владислава Куликова. Эта троица выиграла в Афинах по одному личному золоту, и во многом их усилиями Россия победила во всех трех эстафетах. Две индивидуальные победы одержала в женском брассе Елена Рудковская, а под занавес чемпионата наши девушки выиграли комбинированный финал 4х100.
Лишь через год, когда Попов и Садовый стали олимпийскими чемпионами в Барселоне, говорить об их афинских достижениях стало модно в том ключе, что, мол, еще за год до Игр оба пловца сложились как лидеры в своих видах. На самом деле ничего подобного не было. Попов, кстати, даже не был заявлен на самой короткой дистанции вольным стилем – 50 метров: там стартовали (и добились серебра и бронзы) гораздо более опытные Геннадий Пригода и Владимир Ткаченко. Еще более интересный факт биографии четырехкратного олимпийского чемпиона был связан с более ранним периодом того же года: на чемпионат мира-1991 Попова не взяли вообще. Выяснилось, что у пловца нет заграничного паспорта – никто не предполагал, что он может понадобиться 18-летнему спортсмену в том сезоне.
И что уж говорить о 16-летнем на тот момент Садовом?
Все эти воспоминания всплыли в ходе интервью с Журавлевым не случайно. Рассуждая о своей команде, тренер вообще не говорил о «стариках» – Никите Лобинцеве, Андрее Гречине, Евгении Коротышкине, Александре Сухорукове… Что должно было случиться, чтобы в адрес пловцов, составляющих многие годы стратегический запас страны, не было сказано ни слова?
Объяснение тут, как мне кажется, может быть только одно: «старикам» появилась достойная замена. Не факт, что в Берлине может произойти прорыв, подобный афинскому, но совершенно очевидно, что в сборной появились люди, с кем можно связывать надежды – глядя вперед, а не оглядываясь на былые заслуги. И это действительно главная интрига грядущих стартов.
В те же самые сроки, что будут выступать пловцы, в Берлине начнется розыгрыш наград в прыжках в воду, где российские прыгуны-мужчины в каком-то смысле окажутся в шкуре девушек-синхронисток. В том смысле, что им нужно побеждать как минимум в четырех видах программы из пяти: на 10-метровой вышке, трехметровом трамплине и в синхронных прыжках с этих же высот. Дело вовсе не в том, что в следующем сезоне мировой чемпионат пройдет в Казани и, соответственно, нынешнее европейское первенство следует расценивать как генеральную репетицию. Все гораздо проще: по своему физическому состоянию и сложности программ россияне абсолютно точно готовы к тому, чтобы на европейском уровне оставить за собой все олимпийские дисциплины. Так почему не сделать это в Берлине?
Берлин. Чемпионат Европы. Плавание в открытой воде
Мужчины, 5 км. 1. Фогг (Великобритания) – 53.41,4. 2. Муффельс (Германия) – 54.01,8. 3. Лурц (Германия) – 54.02,6… 7. АБРОСИМОВ – 54.34,9… 12. ПОДЬЯКОВ – 55.59,1… 18. ЕВСИКОВ – 57.02,9.
Женщины, 10 км. 1. Ван Рувендаль (Голландия) – 1:56.06,9. 2. Рижтов (Венгрия) – 1:56.08,0. 3. Понселе (Италия) – 1:56.08,5… 11. КРАПИВИНА – 2:00.36,8. 12. ГОРШКОВА – 2:00.39,0… 19. АЗАРОВА – 2:02.02,8.
|