Анатолий Журавлев: «ЕФИМОВА «ЗАВЕЛА» КОМАНДУ» |
|
Фото © Reuters
Барселона. Юлия Ефимова |
4 августа 2013
С того момента, как Анатолий Журавлев возглавил российскую плавательную сборную, прошел почти год. После окончания чемпионата мира, где его подопечные завоевали восемь медалей, тренер поделился мыслями по поводу своей команды.
– В декабре прошлого года вы рассказывали о том, с чего намерены начать свою работу в сборной. Удалось ли выполнить задуманное?
– Удалось сохранить единую команду – взрослая и молодежная сборные готовятся у нас параллельно. Помимо этого мы провели достаточно серьезную селекцию, в результате которой смогли подтянуть к сборной тех, кому сейчас 14 – 16 лет. Прибавьте к этому три года, которые остались до Олимпийских игр в Рио-де-Жанейро, – и получится как раз тот возраст, в котором спортсмены начинают успешно выступать на взрослом уровне. Очень большое внимание уделяем конкуренции внутри соревнований. В этом плане я очень доволен тем, как у нас прошел отборочный кубок России, в котором плыли и взрослые спортсмены, и юниоры. Летний чемпионат мы тоже собираемся начать проводить по такому же принципу.
– Какой процент юниорской сборной выступал в Барселоне?
– Из 24 человек 9 попали в команду впервые.
– Тем, что вы увидели в их исполнении, довольны?
– В целом – да. У кого-то получилось лучше, у кого-то – хуже, но выглядела молодежь, на мой взгляд, достойно. Пробивались ребята и в полуфиналы, и в финалы. Это ж здорово, когда за две недели до чемпионата мира спортсмены выступают на юношеском первенстве Европы, а на чемпионате финишируют с медалями!
– Насколько вы ожидали этих «юношеских» медалей в женской комбинированной эстафете?
– Здесь ведь нужно было просто посчитать. Отнять от утреннего результата четыре секунды – предполагалось, что как раз настолько улучшит эстафетное время Юля Ефимова, ну и каждая из оставшихся девочек должна была немного прибавить. Они в свое время все прошли через мои руки, поэтому я знал, чего ждать в финале. Все проплыли по личным рекордам, поэтому и поднялись на пьедестал почета.
– Вы согласны с тем, что команду «завела» Ефимова?
– Безусловно. Юлька, конечно же, героиня.
– Я уже приводила в одном из репортажей точку зрения Геннадия Турецкого о том, что эффективнее всего «завести» команду, сделав первый день чемпионата максимально «ударным».
– Тоже стопроцентно согласен. Первый день всегда очень сильно влияет и на настроение команды, и на ее физическое состояние. Мы будем добиваться того, чтобы у нас была сильная, конкурентоспособная эстафета. И уже начали работать над тем, чтобы появились спортсмены на средних дистанциях вольным стилем – то есть в тех видах, которые проводятся в первые дни.
– Точку зрения президента российской федерации плавания о том, что Никита Лобинцев должен вернуться к более длинному плаванию, вы разделяете?
– Я бы не стал утверждать, что он должен плавать 1500 м вольным стилем. А вот 400 – ради того, чтобы еще быстрее плавать 200, – считаю, необходимо. Есть определенная статистика на этот счет. Очень мало спортсменов успешно идут снизу вверх. То есть от "сотни" к более длинным дистанциям. А вот от «четырехсот» в спринт пришли очень многие. Пусть на 400 м у нас не будет призового места, но в финале российский спортсмен быть обязан.
– Меня не покидает ощущение, что на «старую гвардию» вы в какой-то степени махнули рукой, предоставив им возможность тренироваться так, как вздумается.
– Это не так. Я много раз говорил о том, насколько важно, чтобы в команде были опытные лидеры. Сильная селекционная работа нам нужна и за тем, чтобы создать этим лидерам конкуренцию. Что касается «махнул рукой», могу сказать, что в Барселоне у нас были очень серьезные и продолжительные разговоры с некоторыми взрослыми и достаточно титулованными спортсменами на тему их непопадания в полуфиналы. Помните, я сказал вам в декабре, что не потерплю в команде игр «в отбор»? Что до возраста, то Николай Скворцов ведь проплыл в полуфинале 100 м баттерфляем за 51,8? На Олимпийских играх в Лондоне это был бы финал. Пусть спортсмену 35 лет – если он продолжит прогрессировать и будет динамика, место в команде ему всегда найдется.
– А предполагается ли какое-то поощрение иностранных тренеров? Того же Сало, подготовившего Ефимову?
– Мы говорили об этом в Барселоне с Сальниковым. Организационно это не так просто. Но работаем и в этом направлении тоже.
– Инфраструктурой, которая работает на результат ваших пловцов, довольны? Я имею в виду врачей, массажистов, научную группу?
– Считаю, что в команде работают специалисты высокого класса. Массажисты, биохимия. Делают все, что могут.
– Чего нам в таком случае не хватает, чтобы начинать показывать результат с первого дня?
– Я уже говорил вашим коллегам: у нас есть ряд провальных дистанций. Работа над этим уже ведется, назначены тренеры-бригадиры. В «длинном» кроле, мужском брассе, на спине... В стадии формирования бригады спортсменов.
– А что вы планируете делать с личными тренерами?
– Систему я вижу так: на сборе человек будет работать с тренером-бригадиром, но и личный тренер будет находиться в той же самой группе. Уже принято решение, чтобы личный тренер в случае успеха ученика получал и спортивные звания, и премиальные. Но программа тренировок будет разрабатываться тренером-бригадиром. По этой же программе мы обяжем спортсменов работать вне сборов, когда они будут уезжать домой.
– Аналогичная система существовала в сборной СССР в 70-х и поначалу вызвала очень сильное противодействие со стороны личных наставников. Вам удалось этого избежать?
– Именно поэтому с самого начала мы решили привлекать спорт-сменов к подготовке вместе с тренерами, чтобы у тех тоже были возможности для роста, причем возможности прекрасные. Хотя с определенными сложностями, разумеется, мы столкнулись.
– После того как в Барселоне Юля Ефимова выиграла 200 метров брассом, ее нынешний тренер Дэйв Сало очень много говорил о том, какую выдающуюся техническую базу создала Юле Ирина Вятчанина. Она же воспитала в свое время и чемпиона Европы в плавании баттерфляем Анатолия Полякова, который завоевывал медали на четырех европейских первенствах подряд и дважды был призером чемпионатов мира. Сейчас Вятчанина в каком-либо качестве привлечена к работе в сборной?
– Ну сейчас у Ирины Германовны нет сильных спортсменов, поэтому она работает у себя в клубе в Ростове.
– Совместные сборы с иностранными пловцами в будущем практиковать не планируете?
– Уже в сентябре запланирован совместный сбор наших спортсменов с бригадой Андреа ди Нино в Волгограде с последующим ответным визитом. Ведем переговоры с Дирком Ланге (немецкий тренер, который с 2008 по 2012 года возглавлял сборную ЮАР. – Прим. «СЭ»).
– Можно ли сейчас ставить перед российской сборной задачи более высокого порядка, нежели год назад?
– Следующим летом у нас запланировано выступление в чемпионате Европы на «длинной» воде, и я уверен, что там в нашей команде появится много новых имен. Которые, хочется верить, не будут статистами.
– Очередных отъездов российских пловцов за рубеж не предвидится?
– Давайте говорить так: если российский спортсмен стоит на пьедестале почета, мне совершенно все равно, кто и где его к этому готовил. Хоть в России, хоть в Америке, хоть на луне. Все спортсмены – свободные люди, имеют право выбирать те условия, которые им больше нравятся. Лишь бы результат был.
– Я совсем не это имею в виду. Просто спрашиваю о возможных изменениях в команде.
– Мне об этом ничего не известно.
|