Елена Вайцеховская о спорте и его звездах. Интервью, очерки и комментарии разных лет
Главная
От автора
Вокруг спорта
Комментарии
Водные виды спорта
Гимнастика
Единоборства
Игры
Легкая атлетика
Лыжный спорт
Технические виды
Фигурное катание
Футбол
Хоккей
Олимпийские игры
От А до Я...
Материалы по годам...
Translations
Авторский раздел
COOLинария
Telegram
Блог

HotLog
SpyLOG
Водные виды спорта - Чемпионат мира 2013 - Барселона (Испания)
СЕРЕБРЯНАЯ МЕСТЬ ЗА ЗАХАРОВА
Евгений Кузнецов

Фото © AFP
Барселона. Евгений Кузнецов

26 июля 2013

Единственный российский участник финала в индивидуальных прыжках с трехметрового трамплина Евгений Кузнецов стал вторым, пропустив вперед только чемпиона пекинских Игр, ветерана китайской сборной Хэ Чуна

В четверг вечером, когда вся российская делегация в Барселоне еще переживала шок, связанный с тем, что олимпийский чемпион Барселоны Илья Захаров не попал в финал на трехметровом трамплине, в бассейне по-соседству свою пятую победу подряд праздновали российские синхронистки. Потом они отправились на традиционную пресс-конференцию, я же дождалась тренера Татьяну Данченко, чтобы задать ей один-единственный вопрос: каким образом вот уже четвертый олимпийский цикл ей удается находить мотивацию и заряжать своих спортсменок на очередной тренировочный виток?

– Это очень сложно, – вздохнула Данченко. – После первой олимпийской победы спад, а то и откровенная апатия наступает у всех. Вроде ты выиграл, стоишь на вершине, но едва эйфория становится чуть меньше, понимаешь: с этой вершины есть лишь одна дорога – вниз. Я очень долго и сама не понимала, как быть в этой ситуации.

– А сейчас?

– Сейчас стала просто объяснять девчонкам, что это – их работа. Просто более тяжелая, чем у большинства других людей. Но и более интересная тоже. Работа, которую ты должен каждый день выполнять максимально хорошо просто потому, что умеешь делать ее лучше всех в мире. А иначе нельзя. Не может быть мотивацией для олимпийского чемпиона цель выиграть чемпионат мира…

Судя по всему, Захаров наступил на те же самые грабли, на которые до него наступали десятки спортсменов. Все его предыдущие выступления в этом сезоне, независимо от того, удачными они получались, или не очень, наводили на мысль, что спортсмен, продолжая прыгать, не очень понимает, зачем ему это надо. Заставить себя тренироваться как раньше при постоянном внутреннем разброде бывает крайне тяжело. А ведь еще на Универсиаде в Казани было заметно, что туда Илья приехал не в очень хорошем состоянии.

То, как олимпийский чемпион прыгал в Барселоне, нельзя было списать на усталость. На спортивном языке такое состояние характеризуется словом «развалился». Такое случается в те моменты, когда спортсмену недостает наработанной в тренировках базы, но при этом крайне велика ответственность. Чем больше ты в таких случаях стараешься хоть как-то взять себя в руки и собраться, тем сильнее все идет наперекосяк.

Именно это случилось с Захаровым на трамплине. Причем не только в злосчастном полуфинале, но и раньше – в предварительной серии, где Илья в первых двух попытках дважды набирал менее 50 баллов и справился по большому счету лишь с двумя прыжками из шести. Полуфинал лишь продлил агонию.

За полчаса до финала я столкнулась на бортике бассейна с легендарным Грегом Луганисом. Четырехкратный олимпийский чемпион, приехавший в Барселону в качестве почетного гостя, сказал, что особенно рад возможности посмотреть финал на мужском трамплине, и, как только речь зашла о Захарове, полностью подтвердил мои предположения:

– Ты же сама знаешь, как тяжело дается следующий год после того, как ты победил. Хотя и когда проиграл – трудно относиться к спорту по-прежнему. Помнишь, я рассказывал тебе, как хотел покончить с собой, проиграв в Монреале? Но после двух золотых в Лос-Анджелесе было на самом деле не легче. Мне тогда повезло: до чемпионата мира был не год, а два, и за это время удалось как-то собрать себя в кучу. Когда я вижу, что нечто подобное происходит с кем-то другим, сочувствую безумно. Но разбираться с этим состоянием каждому все равно приходится в одиночку...

За финалом Луганис наблюдал сидя рядом с еще одной легендой прыжков в воду – Клаусом Дибиаси. Итальянцем, выигравшим три Олимпиады подряд в прыжках с 10-метровой вышки и тем, кому сам Грег проиграл в Монреале. Можно даже было не спрашивать, за кого в этом финале болеет Клаус: итальянцев в заветной дюжине не оказалось. Мне же Дибиаси не раз говорил о том, до какой степени импонирует ему своими линиями, старой классической школой и чистотой вращений Кузнецов.

Рассказывая о Евгении незадолго до отъезда в Барселону, его тренер Валентина Решетняк заметила, что на ее взгляд ученику не хватает в индивидуальных прыжках спортивной злости. В пятницу же Кузнецов был до такой степени собран, словно задался целью отомстить всему миру за Захарова. После четырех прыжков он шел в лидерах, на 12 баллов опережая олимпийского чемпиона и четырехкратного чемпиона мира Хе Чуна.

У китайца, правда, был по сравнению с россиянином огромный плюс: Его пятая комбинация стоила на 0,4 больше, чем прыжок Кузнецова.

Собственно, пятый раунд и определил итоговый результат. Хе Чун не только отыграл отставание, но и на 23 балла ушел вперед, создав себе совершенно комфортные условия. Кузнецов же повторил позапрошлогоднее достижение Захарова – завоевал первое в своей карьере индивидуальное серебро.

ЕВГЕНИЙ КУЗНЕЦОВ: «НЕ БЫЛО СИЛ ДАЖЕ СМОТРЕТЬ НА ТАБЛО»

Врач российской сборной Нина Савкина чуть не плакала от радости: «Не представляете, что эта медаль значит для Евгения. Он ведь до сегодняшнего дня никогда не выступал на столь серьезном уровне в одиночку. Всегда шел тандемом с Захаровым. А прыгать вторым номером всегда проще».

Сам Кузнецов, правда, так и не признался, что чувствовал какую-то дополнительную ответственность:

– Слишком сильно устал. Сил хватало лишь на то, чтобы думать о каждом следующем прыжке. Больше вообще ни одной мысли в голове не было.

– Почувствовали себя уставшим здесь или еще на Универсиаде в Казани?

– Если совсем честно, то еще на чемпионате Европы было тяжело. Видно, мы слишком рано начали сезон – не успели полностью отдохнуть после Олимпийских игр. Ну а потом все стало наслаиваться.

– После первого выступления вы жаловались на то, что не успели адаптироваться к открытому бассейну.

– Дело, мне кажется, все в той же усталости. Любая мелочь начинает раздражать гораздо сильнее.

– Вы прекрасно выполнили первые четыре прыжка и немного ошиблись, выполняя два с половиной оборота вперед с двумя винтами. Знаю, что ваш партнер по синхронным прыжкам Илья Захаров, как и ваш тренер, пытаются уговорить вас усложнить эту комбинацию, а вы сопротивляетесь. Почему?

– Хотите сказать, что лучше ошибаться на более «дорогом» прыжке?

– Конечно.

– На самом деле я пробовал делать этот прыжок с тремя винтами, как Захаров и Хэ Чун. И более того, довольно часто у меня получаются неплохие попытки. Пару лет назад я даже рискнул сделать три винта на чемпионате России. Получилось. Но так бывает не всегда. Я же хочу чувствовать себя более уверенно, что ли. Но программу, безусловно, буду усложнять. Не столько даже для индивидуальных прыжков, сколько для синхрона.

– Вас не удивляет, что Хэ Чун, обладая столь сложной программой, до нынешнего сезона почти не выступал в синхроне?

– Ему очень тяжело подобрать равного партнера. Думаю, выше, чем он, в прыжках в воду не отталкивается никто.

– А были мысли после четвертой попытки, когда вы вышли в лидеры, что Хэ Чуна можно обойти?

– Я не смотрел на табло. На это не было сил.

 

 

 

 

© Елена Вайцеховская, 2003
Размещение материалов на других сайтах возможно со ссылкой на авторство и www.velena.ru