|
Фото © Reuters
Барселона. Виктор Минибаев и Артем Чесаков |
21 июля 2013
Одно из интереснейших занятий – разговаривать во время крупных соревнований с недавно ушедшими звездами. С теми, которые вроде бы и отошли от спорта, но на самом деле всем своим существом еще там – на дистанциях, помостах и снарядах. Просто смотреть на все это начинают как бы со стороны, откуда все видится ярче и пронзительнее.
«Знаете, почему я посвятил жизнь этому, безусловно красивому и элегантному виду спорта? Только в нем ты можешь по-настоящему ощутить полную связь со своим телом. Все мы ходим по земле, плаваем в воде, но только умение управлять своим телом в воздухе, когда у тебя нет никакой опоры, является тем самым последним звеном. Для этого нужна полная концентрация и умение собрать все воедино – мысли, разум, чувства, мышцы..»
Это – двукратный чемпион мира по прыжкам с 10-метровой вышки Глеб Гальперин. Человек, дважды выступавший на Олимпиадах с тяжелейшими травмами и оба раза сделавший невозможное, добившись медали.
А вот – Станислава Комарова. Девочка, горько рыдавшая в Барселоне 10 лет назад, когда выигранная ей медаль оказалась не золотой, а серебряной:
«Почему, каждый раз когда идет чемпионат мира или Олимпийские игры, я так переживаю, будто сама плыву? Казалось бы, у меня совсем другая жизнь, любимый муж, я уже пять лет не выступала на соревнованиях, а сердце все равно щемит. Ответ, я думаю, прост: во-первых, бывших спортсменов не бывает, а во-вторых, плавание – это любовь всей жизни!»
И еще одна фраза, в сердцах брошенная олимпийской чемпионкой и восьмикратной чемпионкой мира в марафонском плавании Ларисой Ильченко:
«Как любил повторять мой тренер Владимир Захаров, не позорно выйти на бой, биться и проиграть. Позорно отказаться от сопротивления еще до начала боя...»
Фраза, признаюсь, зацепила до самого нутра. Она была сказана сразу после того, как в барселонской гавани завершился первый заплыв чемпионата мира, в котором две российские спортсменки финишировали в середине второго десятка. Наверное, они могли бы оказаться и поудачливее – возможность вырваться на более высокие позиции предоставлялась по ходу дистанции не один раз, но ей не воспользовались. Возможно, не хватило опыта, или упорства, или смелости.
Но покоробило-то не это, а послефинишные рассуждения одной из участниц о том, что соперники – такие же люди, из того же, что называется, теста. Фраза, что и говорить, неосторожная. Потому что сразу тянет спросить: если все – из одного теста, почему же на пьедестале стоят другие?
Не знаю, в какой момент российские спортсмены перестали по-настоящему стремиться преодолевать себя. Но то, что это явление имеет место, – факт. Можно, конечно, уповать на то, что обязательно настанет день, когда сойдется все: звезды, погода, жребий, самочувствие – и что хватит опыта всем этим воспользоваться. Но практика показывает совсем другое: тот, кто приезжает на чемпионат мира, чтобы просто в нем участвовать, всегда найдет кому проиграть. Именно эту мысль я услышала во фразе Ильченко – спортсменки, обожженной в спорте, как большими победами, так и максимальными целями.
Понятно, что ждать подвига от всех без исключения спортсменов наивно. Но с другой стороны, перед глазами уже не первый десяток лет пример синхронного плавания, где может произойти что угодно, кроме одного: никогда в сборной не появится спортсменка, которая не была бы одержима общей целью.
Собственно, эта одержимость – и есть то самое качество, которое выделяет потенциальных звезд. Именно поэтому в российских прыжках в воду есть Илья Захаров с Евгением Кузнецовым – и есть все остальные. Из того же самого теста. Просто чуточку меньше готовые терпеть, преодолевать себя, и биться до последнего.
Виктор Минибаев, впервые выступавший в воскресенье в синхронных прыжках с 10-метровой вышки с новым партнером Артемом Чесаковым, много раз за свою карьеру пытался преодолеть рок четвертого места. К Барселоне дуэт сделал все возможное, чтобы еще до начала соревнований обратить на себя внимание: по сложности программа россиян оказалась одной из наиболее сложных. Всего на 0,1 балла меньше, чем у олимпийских чемпионов Лондона – китайского тандема Юань Цао / Янцзянь Чжан.
То, что китайцы берут отнюдь не одной сложностью, стало понятно уже после двух первых раундов. Их результат заставлял с грустью задуматься, что терять почти 15 баллов на обязательных прыжках российским парням было совершенно необязательно. Дело было даже не в том, что в просвет между ними и лидерами вклинились сразу четыре других дуэта. А в том, что Чесаков и Минибаев на ровном месте уменьшили свой собственный шанс на успешную погоню, если возможность ее организовать вдруг выпадет.
Она и выпала, причем дважды: Юань Цао и Янцзянь Чжан завалили два прыжка подряд. Такое случается в прыжках в воду крайне редко. И на самом деле блестяще высвечивает, кто из спортсменов чего стоит в плане характера. Российские парни оказались в этом отношении на высоте. Хотя, чего уж тут лукавить: избавиться от чувства, что дотянуться до золота им было вполне реально, лично мне так и не удалось.
|