|
Фото © AFP
Барселона. Юлия Ефимова |
2 августа 2013
До вчерашнего вечера нашей последней чемпионкой мира на двухсотметровке брассом была Елена Волкова, которая победила в австралийском Перте в 1991-м. Двадцать два года назад! Юлия Ефимова тогда еще не родилась…
Такой уверенной в себе, как здесь, в Барселоне, она прежде не была никогда. Наверное, именно поэтому в четверг, ничуть не опасаясь сглазить, сказала: мол, чувствует себя вполне готовой к тому, чтобы бороться за победу со свежеиспеченной рекордсменкой мира Рикке Педерсен, даже если эта борьба пойдет на рекордном уровне.
Немецкий врач Хомм Джарави, который в свое время очень сильно помог Юле восстановиться после травм (и избавил от постоянных и очень сильных болей в спине Анастасию Зуеву), написал вчера незадолго до начала вечерних стартов в своем интернет-дневнике:
«Только что закончили сеанс перед вечерней дракой. Плечо не беспокоит, форма грандиозная, мышцы легкие и быстрые, голова ясная и холодная, настроение - боевое. Прячьте своих акул, приятели: я открываю клетку...»
Эту запись Джарави сопроводил фотографией, с которой он сам и Ефимова улыбались так широко и одновременно хищно, что казалось: у них на двоих добрая сотня зубов.
Четырехкратный олимпийский чемпион Александр Попов, к которому я подошла - уже по традиции - за кратким соревновательным прогнозом, сказал:
- В принципе, Ефимова вполне может бороться с датчанкой и выиграть. В полуфинале, правда, меня немножко насторожило то, что на последнем «полтиннике» Юлька начала частить. Возможно, ей кажется, что, увеличивая темп, она увеличивает скорость, на самом же деле только повышает сопротивление воды и теряет силы. И, конечно, крайне опасно отпускать Педерсен далеко вперед после первых 150 метров. Можно не догнать…
После первых 150 метров Ефимова отставала от рекордсменки мира всего на 0,27. Было очевидно: россиянка только начала финишировать и накатывает с каждым гребком все сильнее и сильнее. В то время как ее соперница что есть сил старается удержать скорость.
- На самом деле я все-таки немножко недовольна, - сквозь смех говорила Юля, глядя на табло после финиша. - Была готова на 2.18 и очень хотела выиграть с мировым рекордом. И мой тренер Дэвид Сало, и я сама знали, что это совершенно реально. Просто я ожидала от соперничества с Педерсен большего. Но она разочаровала.
- Получается, вам просто не хватило конкуренции?
- Да. С другой стороны, я плыла и думала, что по отношению к Педерсен почему-то совершенно не испытываю сильных эмоций. Таких, которые переживаю, соревнуясь, например, на стометровке с Рутой Мейлутите. Когда Рикке плывет одна, она всегда плывет быстро. Но стоит рядом появиться сильному сопернику - она ломается.
- Это вы сейчас так считаете?
- Нет, знала и раньше.
- Насколько сильной была ваша уверенность в победе?
- По сравнению с тем, как я выходила на стометровку, - сильной. Несмотря на это, я очень сильно нервничала. Не спала ночью. Даже зуб сломался оттого, что весь вечер после полуфинала проходила со сжатыми зубами. А сегодня вдруг почувствовала, что совершенно спокойна. И пошла бить рекорд мира.
* * *
В разговорах спортсменов и тренеров часто можно услышать фразу: «Не наш день». По всем законам пятница просто обязана была стать «нашей» - российской.
Помимо заплыва Ефимовой на 200 м брассом стартовать предстояло когда-то грозной российской эстафете 4х200 м вольным стилем, отобравшейся в финал со вторым результатом. Плюс к этому в полуфиналы на своих дистанциях сумело пробиться совершенно нехарактерное для предыдущих дней число россиян: Андрей Гречин и Владимир Морозов - на «полтиннике» вольным стилем, Николай Скворцов и Евгений Коротышкин - на стометровке баттерфляем, 15-летняя дебютантка чемпионата Дарья Устинова - на дистанции 200 м на спине и еще одна дебютантка, Светлана Чимрова - на «полтиннике» баттерфляем.
В одном из финалов - 200 м брассом - предстояло стартовать Вячеславу Синькевичу, но центральными видами в этом списке были, конечно же, женский брасс и мужская эстафета.
Два года назад точно такой же день, который по всем прогнозам просто обязан был стать российским, наши провалили вдрызг: мужская эстафетная четверка вообще не отобралась в финал. Главной причиной неудачи тогда посчитали банальный тактический просчет: руководители команды не сочли нужным заявлять в предварительной серии сильнейших спортсменов и немедленно за это поплатились.
В Барселоне выводы были сделаны: на старт уже утром вышли Данила Изотов, Никита Лобинцев, Артем Лобузов и Александр Сухоруков. Невозможно было предсказать другое: как сильно способны (и способны ли вообще) прибавить в финале те, кто плыл утром, и до какой степени усилятся команды соперников после того, как в их составах будут сделаны замены.
Рассуждая о шансах эстафеты, знаменитый Александр Попов вспомнил те времена, когда плавал сам. Сказал:
- Мой тренер Геннадий Турецкий всегда говорил, что самый главный день любого чемпионата - первый. Потому что именно он задает тон на все последующие выступления. Именно поэтому Турецкий считал, что никогда нельзя сдавать свои позиции на дистанции 400 м вольным стилем. Что там обязательно должен быть «забойщик» - спортсмен, способный показать высокий результат и тем самым создать настрой команде. Точно так же совершенно особое внимание мы в те времена уделяли эстафете 4х100 м вольным стилем. Сами подумайте, с каким настроением и желанием соревноваться наши парни выходили бы сегодня на старт, если бы за плечами уже была одна победа?
Золото Ефимовой в брассе было просто обязано придать мужской четверке дополнительные силы. По сути, Юля выполнила роль того самого забойщика - жаль только, что произошло это, когда до конца чемпионата остались считаные дни.
* * *
Несмотря на всю легкость, с которой российская спортсменка опередила датчанку, подготовка к мировому первенству далась ей отнюдь не гладко.
- Если бы не Джарави, я вообще не знаю, что делала бы, - призналась Ефимова, когда я спросила, в связи с чем ей понадобилась в Барселоне экстренная помощь врача. - Дело в том, что буквально за неделю до старта у меня обострилась старая травма плеча. До такой степени, что я не могла поднять руку.
Сначала мы переписывались с доктором по электронной почте, он давал мне какие-то советы, но поскольку состояние плеча продолжало ухудшаться, я позвонила Хомму и сказала, что крайне нуждаюсь в его помощи, ведь специалистов достаточно высокой квалификации у нас в команде просто нет. Он тут же приехал. Не знаю уж, оплатит федерация мне расходы или нет, но я совершенно не жалею, что пошла на это.
Перед финалом Хомм проработал и растянул мне каждую мышцу, про боль в плече я и думать забыла. Наконец, Джарави как-то удается очень четко приводить в порядок мои мысли.
- А какие указания дал вам перед финалом тренер?
- Плыть по собственной раскладке - не стараться тянуться за Педерсен на первой половине дистанции. Я это, кстати, не выполнила. Старалась начать побыстрее. Вот и «прокололась» с итоговым результатом.
- От кого-то кроме датчанки вы ждали серьезного сопротивления?
- Не сегодня. Все-таки я действительно была очень уверена в своих силах. Не помню, чтобы такое вообще случалось со мной раньше.
- Почему вы отказались в этом сезоне приезжать на сборы российской команды перед Универсиадой?
- Можно, я расскажу об этом не сейчас, а чуть позже?
- Тогда изменю вопрос: вы чувствуете себя более комфортно, оставаясь в Америке?
- Если честно, то да. Поэтому я не поехала с российской командой даже на сбор в Испанию. Когда нахожусь в команде, постоянно чувствую давление, пресс. А это мне совершенно ни к чему. Знаю точно, что мне не совсем подходит работать в таком режиме. Нужно больше отдыха.
- За все время вашего пребывания в Барселоне случалось испытывать хотя бы секундную неуверенность в себе или страх?
- Бывало такое. Но очень быстро проходило. Я сама себе в таких случаях говорила: «Эй, ты что? С тобой столько времени работали самые лучшие специалисты, ты сделала чертову уйму тяжелой работы и абсолютно готова все это реализовать в результат». И страх тут же исчезал.
- Могли бы сравнить эмоции, которые испытываете сейчас, с теми, что были после первой победы - на «полтиннике» брассом - в 2009-м в Риме?
- Тогда я была совсем молодой, да еще и выиграла с мировым рекордом, пусть и неолимпийскую дистанцию. А сейчас реально расстроена из-за результата. Наверное, просто еще не понимаю, что расстраиваться совершенно не нужно.
* * *
Российская мужская эстафета финишировала со вторым временем (7.03,92), пропустив вперед американцев и повторив результат четырехлетней давности. Причем в 2009-м в Риме плыли сразу трое из серебряной четверки-2013: Изотов, Лобинцев и Сухоруков.
- Очень рад, что нам удалось на секунду улучшить тот результат, что был показан на Универсиаде в Казани, - сказал Изотов.
Сухоруков добавил:
- Мне ужасно хотелось догнать на своем этапе американца. Очень старался. И это почти получилось. Но... Нам всегда почему-то чего-то немножко не хватает.
Мужчины. 50 м в/с. 1/2 финала. 1. Манаду (Франция) - 21,37... 6. МОРОЗОВ - 21,63 (рекорд России).
100 м баттерфляй. 1/2 финала. 1. Лохте (США) - 51,48... 4. КОРОТЫШКИН - 51,60.
200 м спина. 1. Лохте (США) - 1.53,79. 2. Кавецки (Польша) - 1.54,24. 3. Клэри (США) - 1.54,64.
200 м брасс. 1. Гюрта (Венгрия) - 2.07,23. 2. Кох (Германия) - 2.08,54. 3. Маттссон (Финляндия) - 2.08,95... 6. СИНЬКЕВИЧ - 2.09,34.
4х200 м в/с. 1. США (Дуайер, Лохте, Хучин, Беренс) - 7.01,72. 2. РОССИЯ (Изотов, Лобинцев, Лобузов, Сухоруков) - 7.03,92. 3. Китай - 7.04,74.
Женщины. 100 м в/с. 1. Кэмпбелл (Австралия) - 52,34. 2. Сьестрем (Швеция) - 52,89. 3. Кромовиджоджо (Голландия) - 53,42.
200 м брасс. 1. ЕФИМОВА - 2.19,41 (рекорд России). 2. Педерсен (Дания) - 2.20,08. 3. Лоуренс (США) - 2.22,37.
|