|
Фото © Reuters
Барселона. Хейли Андерсон |
20 июля 2013
Первые два финала барселонского чемпионата – женский и мужской марафонские заплывы на 5 километров – прошли без российского представительства на пьедестале. Дебютантки мирового первенства Анастасия Азарова и Елизавета Горшкова финишировали 15-й и 17-й. Первой чемпионкой мира-2013 стала 22-летняя американка Хейли Андерсон. Она финишировала одновременно с бразильянкой Полианой Окимото Синтрой, однако по итогам фотофиниша золото было отдано именно ей.
Десять лет назад стартовая позиция марафонских дистанций располагалась в полсотне метров от подножия памятника Христофору Колумбу. Старт нынешнего чемпионата был перенесен на добрый километр в сторону, и это меняло все. Начиная от самой сути мероприятия. Колумб-2003 указывал вытянутым перстом в открытое море, где мореплавателей, вестимо, ждали тяжкие испытания и прочие неожиданности. Собственно, все это в открытом море полной ложкой хлебают и марафонцы.
Нынешняя трасса от старта до финиша проходит по закрытой со всех сторон бухте. Другими словами, представляет собой тот же самый бассейн, только пятикилометровый. Единственная сложность – вписаться в поворот и пройти вторую половину дистанции так, чтобы не убили: в спокойной воде пелотон обычно держится кучно до самого финиша, к тому же сама бухта после поворота сужается с 37 до 20 метров.
Впрочем, ужасов в субботу ждали не столько от женской, сколько от мужской гонки, в которой предстояло стартовать Евгению Дратцеву и Сергею Большакову.
Эти два опытнейших бойца претендовали на медали мирового первенства в гораздо большей степени, нежели российские девчушки-дебютантки, от которых никто заведомо не ждал никаких сюрпризов. Принято считать, что марафонские забавы – это прежде всего опыт, а уже потом все остальное. Не случайно фаворитами любых соревнований (и совершенно небезосновательно) до сих пор считаются два разнополых немецких зубра – Томас Лурц, которому в этом году исполняется 34 года, и 38-летняя Ангела Маурер.
Шесть из своих девяти побед на чемпионатах мира Лурц одержал именно на «пятерке». Что до Маурер, то она после 30 явно обрела второе дыхание: дважды выигрывала мировые первенства в 25-километровом марафоне.
Вполне возможно, что немка подзадержалась в спорте в стремлении перещеголять по количеству титулов свою когда-то самую непримиримую соперницу Бритту Камрау. Та начала выигрывать уже в 23 года, четыре раза становилась чемпионкой мира, одинаково успешно выступая на «десятке» и на дистанции 25 км, между делом поучаствовала в телевизионном шоу-проекте по прыжкам в воду, став победительницей и там тоже, а в Барселону приехала зрителем и привезла с собой дочку. Другими словами, являла собой блистательную иллюстрацию того, что жизнь удалась.
Впрочем, пример Маурер, как и самой Камрау, лишний раз подтверждал, насколько проще расти в марафонском плавании «под лидером». Когда-то именно так под олимпийской чемпионкой Пекина Ларисой Ильченко в России выросла целая плеяда довольно сильных спортсменок. Сейчас же вышло так, что преемственность прервалась. Ну и что могли сделать на дистанции две неопытные девчушки в условиях крайне приближенных к условиям стандартного бассейна, где россиянки на стайерских дистанциях не блистали уже много лет?
Поэтому в стане российских тренеров не наблюдалось и расстройства. Записали в послужной список участие на мировом первенстве – и то хлеб.
Мужской марафонский заплыв на 5 километров завершился победой двукратного олимпийского чемпиона Усамы Меллули, 15-й по счету медалью мировых первенств Томаса Лурца, а также восьмым и 12-м местами бронзовых призеров чемпионата мира-2011 Сергея Большакова и Евгения Дратцева.
Мужской марафонский заплыв на 5 километров завершился победой двукратного олимпийского чемпиона Усамы Меллули, 15-й по счету медалью мировых первенств Томаса Лурца, а также восьмым и 12-м местами бронзовых призеров чемпионата мира-2011 Сергея Большакова и Евгения Дратцева.
Мужской марафонский заплыв на 5 километров завершился победой двукратного олимпийского чемпиона Усамы Меллули, 15-й по счету медалью мировых первенств Томаса Лурца, а также восьмым и 12-м местами бронзовых призеров чемпионата мира-2011 Сергея Большакова и Евгения Дратцева.
«Ну, подумай сама, на что мы можем рассчитывать, если Усама Меллули прывет в бассейне «полторашку» за 14.40, а наши ребята в лучшем случае за 15.30?»
Фраза была брошена в сердцах перед стартом мужского заплыва и совершенно не предназначалась для прессы. «Для прессы» статус достаточно крупного российского руководителя не позволял моему собеседнику не то что произносить подобное вслух, но даже думать об этом. Тем не менее слова прозвучали, и сложно было с ними не согласиться. Другое дело, что вплоть до выхода мужчин на старт под трибунами упорно ходила информация, что олимпийский чемпион Лондона на десятикилометровой дистанции Меллули решил не размениваться по мелочам, и старт «пятерочки» собирается проигнорировать, хотя и заявлен в стартовом протоколе. Но, во-первых, среди полусотни с лишним участников и без тунисца хватало тех, кто был потенциально способен испортить уик-энд кому угодно. Тем более в столь льготных – безветренных и безволновых – условиях, в которых в нынешнем сезоне разыгрываются награды чемпионата мира. А во-вторых, Меллули появился на стартовом понтоне как ни в чем не бывало.
После финиша женской дистанции обе российские девочки жаловались: бьют в воде беспощадно. Топят, щипают, лягаются. Не всегда даже по злобе – просто слишком узок соревновательный коридор, в котором приходится плыть.
В этом отношении мужскому заплыву предстояло стать весьма жестким. Но это, к сожалению, представлялось единственным, к тому же достаточно привычным для марафонцев испытанием.
«К сожалению»– потому что в марафонском плавании российские спортсмены во все времена были сильны не столько скоростями, сколько тактикой и умением преодолевать катаклизмы стихий. Например, в 2003-м в выигрыше оказались те, кто, стартовав на 25-километровой дистанции, поплыл не по кратчайшей прямой, а сделал солидный крюк в сторону и «поймал» довольно сильное попутное течение. Выступавший тогда за Россию пятикратный чемпион мира Юрий Кудинов (на тот момент – трехкратный обладатель титула) только на первом десятикилометровом круге проиграл лидерам три с половиной минуты. И выиграл свое четвертое золото лишь благодаря тому, что как никакой другой пловец в мире умел плавать в открытом море против встречных волн.
Условия нынешних марафонских заплывов убили в соревнованиях, пожалуй, самое интересное – тактику. Описывать происходящее на дистанции потеряло смысл, оставалось следить разве что за тем, кто как ушел на дистанцию со старта и что происходит в финишном створе. Понимать это было откровенно обидно. Пожалуй, впервые за всю историю марафонских турниров организаторы добились совершенно идеального показа гонки: установленные над акваторией камеры позволяли крупно и ежесекундно видеть все, что происходит в лидирующей группе.
К заключительному повороту там не происходило ничего, что можно было бы считать неожиданным: Меллули тянул весь клин, на его ногах, чуть отставая, висел Лурц.
В какой-то момент Лурц вышел вперед и показалось, что тунисец достаточно опрометчиво позволил сопернику экономить силы за свой счет. Однако статус-кво был восстановлен олимпийским чемпионом достаточно быстро. Насколько на самом деле он силен, Меллули в лучшем виде продемонстрировал в финишном створе: когда-то именно так, не делая никаких видимых усилий, уходил от преследователей на финише легендарный Иен Торп. Как от стоячих...
|