Алексей Акатьев:
«ЧИСТАЯ ВОДА БЫВАЕТ В КИТАЕ ТОЛЬКО В БУТЫЛКАХ» |
|
Фото © Елена Вайцеховская
1998 год. Перт. Алексей Акатьев |
20 июля 2011
Первый из российских марафонцев, двукратный чемпион мира Алексей Акатьев приехал в Шанхай в качестве менеджера сборной России по плаванию на открытой воде. Заметив меня возле стартовой платформы, сказал:
- Интересное место китайцы выбрали для проведения чемпионата мира. С одной стороны – нефтеперерабатывающий завод. С другой – химический. На цвет морской воды близ этих комплексов страшно даже смотреть, не то что в ней плавать. А здесь вроде бы все нормально.
- Могли бы как бывший марафонец прокомментировать условия, в которых спортсменам приходится выступать в Шанхае?
- Температура воды вполне комфортная, хотя, конечно же, на такой жаре она с каждым днем будет повышаться. Я слышал разговоры о том, что старт на 25 км, возможно, перенесут на семь утра, но не думаю, что это будет сделано. Вода могла бы быть чище, но чистая вода бывает в Китае только в бутылках. Тем не менее, не жалуюсь: бывало намного хуже.
- В чем заключается главное отличие нынешнего плавания на открытой воде от того, что было в ваши времена?
- Раньше на длинных дистанциях стартовали 20-30 человек. Сейчас – 70, а то и больше. То есть для начала возникает совершенно прикладная проблема: как выстроить свой собственный заплыв, чтобы тебя не прибили на дистанции на первом же повороте. В Шанхае с самого начала было ясно, что следует ждать очень строгого судейства. Особенно на олимпийских дистанциях. Надо быть готовым к тому, что судьи могут начать жестоко карать спортсменов даже за незначительные нарушения. Вплоть до дисквалификации. Тем более всем нам заранее было известно, что заплыв девочек на «десятке» будет судить англичанин, а мужчин – австралийка. Оба этих арбитра давно известны своей непримиримостью к каким бы то ни было нарушениям в воде.
Поэтому мы сразу предупредили девочек, что нужно быть очень осторожными. Ни в коем случае не провоцировать потасовок в воде, не ввязываться в них.
- Подобных мер следовало ждать. Все последние чемпионаты помнятся не только российскими медалями, но и тем, кто из спортсменов получил ту или иную травму. Эта жестокость в воде постоянно усугублялась к тому же.
- В том-то и дело. А ведь плавание – это не бокс. Естественно, за один день все проблемы не решаются, но жесткое судейство – это разумный подход. Гораздо более разумный, нежели ответная драка. В мои времена тоже случались потасовки в воде. Особенно на самых первых чемпионатах, когда количество участников стало резко увеличиваться, а правила поведения в воде еще не были четко прописаны. «Подводная» часть борьбы с тех пор изменилась не сильно, поскольку судьи ее не видят, но на поверхности все сейчас стараются соблюдать хотя бы видимые приличия.
- Вам приходилось драться на дистанции?
- Я старался не давать себя в обиду, скажем так. Тем более что все мы знаем, кому из соперников особенно свойственно провоцировать нарушения. Представители ряда стран вообще возвели такие вещи в норму поведения.
- Например, Бразилии?
- Без комментариев.
- Соревнования, которые проводятся в Китае, имеют какую-то особенную специфику?
- Она, скорее, общая: во всех других странах, если нужно отвезти куда-то тележку с грузом, ее везет один человек. Он же разгружает. В Китае 15 человек везут, еще 15 - разгружают и так везде, о чем бы ни шла речь. Это создает постоянную организационную неразбериху. Много суеты, но при этом все делается очень медленно. С одной стороны, китайцы, которые рулят этим процессом, вызывают у меня безграничное уважение: я хорошо знаю, как тяжело организовать толпу. А с другой - никому не понятно, зачем вообще нужна эта толпа.
- Вы часто вспоминаете во время соревнований свою собственную карьеру в марафонском плавании?
- Нет, что вы. И уж тем более не задумываюсь о сравнении. Все стало настолько другим...
- Что именно?
- Технологии, костюмы, питание. У нас была манная или овсяная кашка, сейчас же есть свое питание на любую погоду, на любой вид нагрузки. Появились специальные тейпы, помогающие минимизировать травмы. Те же правила стали гораздо более четкими и понятными. Если раньше тренер мог, стоя на плоту, невзначай стукнуть соседа по «удочке» с питанием и выбить стаканчик, то сейчас это наказывается дисквалификацией спортсмена, чей тренер спровоцировал инцидент. За некорректное поведение. Да и скорости стали совершенно другими.
- Надо ли понимать ваши слова так, что причина некоторого снижения российских результатов кроется в слишком высокой конкуренции?
- Не думаю, что дело в какой-то определенной проблеме. Скорее в стечении сразу нескольких причин. Главная из которых заключается в том, что прежнее поколение не становится моложе и сильнее, а те, кто приходит на смену, – это дети, выросшие в довольно неблагоприятный для России и, я бы сказал, «голодный» период времени. Когда на спорт по большому счету всем было наплевать. И дети в этот период рождались достаточно слабенькими физически. Когда в стране нет людей, способных по своим физическим данным показать высокий результат, это не поправить никакими деньгами.
|