Татьяна Покровская: «ЗВЕЗДЫ, БЫВАЕТ, ШИПЯТ...» |
|
Фото © РИА «Новости»
Шанхай. Татьяна Данченко (слева) и Татьяна Покровская |
22 июля 2011
Вчера сборная России по синхронному плаванию положила в свою копилку еще одну золотую медаль, выиграв состязания в комбинации. В остальном день сложился для россиян безрадостно: российские ватерполистки проиграли в заключительном матче группового турнира гречанкам с разницей в один мяч, Юлия Колтунова заняла предпоследнее место в финале на вышке, а в командных соревнованиях на открытой воде Россия финишировала пятой.
Зато синхронистки компенсировали все горести дня. Комбинация была тем самым видом программы, где Китай искренне лелеял надежды на золото. Как выяснилось - надежды несбыточные. Два балла разницы - достаточно большой запас, чтобы чувствовать себя относительно спокойно.
Впрочем, российским спортсменкам и тренерам соотношение сил стало понятно почти сразу - уже в предварительной программе. Поэтому никакого особенного волнения по этому поводу не наблюдалось.
Что до комбинированной программы россиянок, то она вызывала, пожалуй, запоздалое сожаление о том, что на двух чемпионатах мира - в Барселоне в 2003-м и в Риме в 2009-м - мы проигнорировали этот вид программы. Среди версий тогда самой популярной была стратегическая: мол, Россия намеренно отдала этот вид на откуп (в Барселоне - сборной Японии, в Риме - испанкам), чтобы не вызывать слишком большого к себе неприятия со стороны судейского корпуса. Ведь никто не любит, когда все золото забирает одна страна.
В Шанхае подумалось: какая разница, кто что любит? Надо просто приходить и забирать свое!
Что вчера и сделали российские девушки.
- Мне Бог помогает, не иначе! - прокомментировала результат тренер российских синхронисток Татьяна Покровская. Казалось, впервые за этот день она выдохнула и расслабилась, наблюдая за тем, как ее девочки - уже чемпионки - раздают интервью в микст-зоне.
- Я до последнего момента сомневалась, оставлять эту программу, или нет. Слишком мало времени мы над ней работали - с конца апреля. Решилась я на это только потому, что доверяю девочкам. С ними можно все делать быстро. «Кармен-сюита», которую мы взяли в качестве музыкального сопровождения, это такой кладезь... Можно придумать под нее что угодно. И соло, и дуэт, и группу.
- В этом году в вашу команду вернулись Ася Давыдова, Мария Громова. Год назад - Эля Хасянова. Хоть какие-то сомнения вы испытывали, принимая ветеранов обратно?
- Давайте, это все останется внутри меня. Я не могу закрыть дверь перед теми, кто хочет вернуться. Это было бы несправедливо. Кому я скажу «нет»? Олимпийским чемпионкам?
- Мне кажется, что определяющим в вашей команде является ваш собственный характер. Будь он более слабым, вы просто не справились бы с таким количеством звезд.
- Возможно. Тем более что среди молодых девочек тоже попадаются очень ершистые. Да и звезды, бывает, шипят, когда им при всех делаешь замечание. Но у меня попадает всем одинаково. Я предупреждаю сразу, что как была жестким тренером, так им и остаюсь. И нагрузки у меня большие. Если кто-то их не выдерживает - до свидания. Сейчас в команде много молодых и неопытных. Настолько, что я даже не хотела везти команду на Кубок Европы. Принять решение помогла Оля Брусникина (трехкратная олимпийская чемпионка. - Прим. Е.С.). Она пришла к нам на тренировку, посмотрела программу и сказала мне: «Даже не сомневайтесь. Везите». Мы поехали и выиграли. Это очень сильно подстегнуло девочек.
- В игровых видах спорта любят говорить, что в каждой команде должен быть «дед». У вас он есть?
- Сейчас эту роль взяла на себя Ася Давыдова. Но все подспудно очень уважают Наташу Ищенко.
- Ревности со стороны Давыдовой по этому поводу нет?
- Абсолютно. Ася прекрасно относится к Наташе - как старший товарищ. Я бы даже сказала - боготворит ее.
- То, что у вас изменились правила судейства, это хорошо?
- Это ужасно. Мы получим все оценки с указанием имени каждого судьи только после чемпионата. И разобрать судейство сможем только дома. А это, на мой взгляд, неправильно. Все должно быть открыто. Чтобы человек за пультом знал, что он несет личную ответственность за каждую выставленную оценку. Я сама прошла в свое время этот путь, много раз судила соревнования и знаю, что говорю. Когда судейство анонимно - у судей развязаны руки.
Взять хотя бы инцидент в соло, где третье место заняла китаянка, а четвертое - куда более сильная канадка. Главный тренер сборной Канады специально попросила, чтобы по этому поводу собрали техком. Его собрали. Все до единого его члены пришли к заключению, что программы канадки и китаянки были оценены несправедливо. Но что толку-то? Поезд ушел. Хотя мне все это непонятно. Казалось бы - чемпионат мира. Здесь должны быть собраны судьи самой высокой категории. Тем более что чемпионат - предолимпийский.
- В последние годы у вас по поводу судейства были публичные столкновения с главным тренером Испании Аной Таррес. Сейчас они по-прежнему имеют место?
- Откровенно говоря, это все не всерьез. Мы просто слишком одинаковы по характеру. У нее - так же, как у меня, - сейчас сорван голос. Между нами случалось разное. Но я всегда уважала ее труд, а она - мой. А еще я всегда была сторонницей справедливой борьбы. Например, в произвольной программе у групп Китай, на мой взгляд, был сильнее Испании. У испанок новая программа, еще не отработанная. Точно так же в соло я безо всяких сомнений поставила бы на второе место испанку, а на третье - канадку.
- Вас сколько-нибудь напрягали разговоры о том, что Китай собирается показать в Шанхае что-то невероятное?
- Некоторый надлом у меня был. Ну, думаю, - все, приехали! Слухи-то доходили разные.
- Зная Китай, нетрудно предсказать, что в следующем сезоне в их программах будут все наиболее удачные находки команд, выступавших в Шанхае. И безупречное выступление. У вас нет опасения, что через год бороться станет значительно тяжелее?
- Но я ведь тоже вижу и сильные стороны соперников, и слабые - наши. Отмечаю, в каком направлении нам нужно работать, на что обратить внимание.
- Заимствование элементов - обыденная вещь?
- Да. Я очень много вижу наших элементов в исполнении других стран. Особенно обидно бывает за поддержки. Когда я это вижу, то сильно расстраиваюсь. Все-таки мы думали, искали, пробовали, а тут взяли уже готовое - и никаких проблем.
Утешаю себя тем, что мы такими вещами не занимаемся и никогда не станем заниматься. Поэтому, видимо, нам бог и помогает. Украли у нас что-то? Значит, изобретем новое.
- Это правда, что синхронистки, работающие в группе, часто ломают пальцы?
- Да. Мы же сами приучили весь мир, что работать в группе нужно близко друг к другу. Достаточно зацепиться пальцами в воде, чтобы фаланги вылетели. А при отработке поддержек - там и синяки постоянные, и спины - все летит к черту. Не было ни одного потока, в котором девочки не ломали бы мизинцы.
Сейчас с травмой руки выступает Анжелика Тиманина. Я сразу ей сказала, что есть два варианта. Либо терпеть, либо освободить место другой спортсменке. Она выбрала терпеть. А как иначе? Я знаю, что у Саши Пацкевич болит спина. Но даже не спрашиваю ее о самочувствии. Что толку - спрашивать? Она ответит, что болит. Но помочь-то я уже ничем не могу. Когда эта травма случилась, у нас, к сожалению, не было массажиста, и я сама растирала Саше спину, чтобы хоть как-то снять боль.
- Как может у вас не быть массажиста? Вы мешками приносите стране золотые медали - и у вас нет массажиста?
- Нет специалистов, готовых работать в большом спорте. Мы сейчас взяли врача, который ходит отдельно, а девочки - отдельно. Дело в том, что этот врач никогда не работала со спортсменами. Вот ей и не доверяют. Хотя врач нам очень нужен. Еще нам нужен специалист по акробатике, который мог бы работать с командой постоянно, а не наскоками, как это происходит сейчас.
- Каково руководить командой звезд на таких соревнованиях, как чемпионат мира?
- У меня есть свои секреты, как «вздернуть» спортсмена. Самое главное - не давать девочкам успокаиваться. Они ни в коем случае не должны думать, что победа в кармане.
- А бывало, что думали?
- Случалось. Да что за примерами далеко ходить? После того как мои молодые «воробьи» выиграли Кубок Европы, мы сразу поехали на турнир в Австрию. Окрыленные, уверенные. И в технической программе рассыпались до такой степени, что я была в шоке. Собрала тогда их и сказала: «Сейчас, вот именно тут, на вас закончится все российское синхронное плавание. И именно вы будете в этом виноваты. Вы этого хотите?»
На следующий день девочки отработали так, что у меня не было ни одной претензии. Это был очень хороший опыт. И для них, и для меня. Я ведь тоже тогда в глубине души подумать успела - к чему, мол, напрягаться на турнире, где выступают три «дворовые» команды?
Сейчас тоже постоянно приходится быть начеку. Накануне групповой квалификации, в которой, к слову сказать, девочки выступили прекрасно, у нас на тренировке все сыпалось. Вообще все. Эльвиру Хасянову я оставила отрабатывать поддержку, но она так ни разу и не получилась. А в соревнованиях команда вышла и все сделала.
- Это ведь ужасно тяжело - держать команду в тонусе столько дней.
- Ужасно. Перед каждым очередным стартом мы обычно садимся в кружок, и я проговариваю вслух всю композицию, каждый ее шаг - чтобы девочки лучше концентрировали внимание. С каждым днем делать это все сложнее и сложнее. А после соревнований меня словно накрывает. До тошноты. И каждый раз я думаю: ну когда все это наконец закончится?
Чемпионат мира по водным видам спорта. Синхронное плавание. Комбинация. 1. РОССИЯ (Давыдова, Громова, Ищенко, Хасянова, Колесниченко, Коробова, Пацкевич, Ромашина, Шишкина, Тиманина) - 98,470. 2. Китай - 96,390. 3. Канада - 96,150. 4. Испания - 95,740. 5. Украина - 92,080. 6. Италия - 90,550.
|