|
Фото © Reuters
Шанхай. Екатерина Селиверстова |
20 июля 2011
В первой олимпийской дисциплине плавания на открытой воде - 10-километровом женском заплыве - двукратная чемпионка Европы Екатерина Селиверстова заняла лишь 24-е место. Чемпионкой стала англичанка Кэри Пэйн. Серебро и бронза достались итальянке Мартине Гримальди и гречанке Марианне Лимперта.
Сразу после общего старта, когда спортсменки скрылись из виду и осталось только терпеливо ждать их возвращения на промежуточный финиш, главный тренер российской сборной Дмитрий Белов сказал:
- Мы вчера сели с тренерами и посчитали: из тех, кто стартовал на «десятке», 26 человек могут реально претендовать на медали. А на Олимпийские игры отберутся только первые 10...
Накануне в 7 утра в понедельник температура воды в акватории пляжного центра города Циньшан составляла 28,7 по Цельсию. Нетрудно было предположить, что за сутки, к моменту старта, столбик термометра поднимется еще выше, и все этого опасались. Большинство пловцов вообще не любят выступать в Китае. Где бы ни проводились соревнования, они всегда сопровождаются в этой стране духотой и жарой.
В марафоне такие условия создают не меньше проблем, нежели холод. Именно из-за жары осенью прошлого года на этапе Кубка мира в Дубае трагически погиб американец Фрэн Криппен: не выдержало сердце. Марафонцам-бегунам в этом отношении проще: когда человек бежит, он потеет. В воде поры тела закрыты. Соответственно, все тепло идет внутрь организма, и начинается перегрев.
Историй переохлаждения плавание на открытой воде тоже знает великое множество. Страшнее всего было на чемпионате мира в Робервале - том самом, где восьмикратная чемпионка мира и олимпийская чемпионка Лариса Ильченко не смогла закончить 10-километровую дистанцию - потеряла сознание. Из воды ее вынули почти в состоянии комы - с температурой тела чуть больше 30 градусов. При двадцати семи у человека останавливается сердце. В том же Робервале во время 25-километровой дистанции еще одного спортсмена вытащили из воды, когда от холода у него по телу уже пошли синюшные пятна.
Из ужасов китайской специфики спортсмены обычно называют не только жару, но и медуз. Громадных и жутко ядовитых. По словам Белова, один лишь только след от прикосновения такой медузы способен держаться на теле более двух недель.
В Циньшане, к счастью, обошлось без ужасов: акваторию, в которой предстояло соревноваться марафонцам, специальными загородками превратили в бассейн со стороной в полтора километра и очистили не только от грязи, но и от всего живого.
Плюс к этому китайские организаторы установили на трассе две уникальные сонарные установки стоимостью 150 тысяч долларов каждая. Именно такую цену назвал исполнительный директор Международной федерации плавания Корнель Маркулеску, посетовав, что столь высокая стоимость не позволяет обязать другие страны оснащать этими штуковинами все соревнования марафонцев.
Смысл устройства заключается в том, что при погружении тела спортсмена более чем на метровую глубину сонар незамедлительно реагирует звуком. Еще один отголосок недавней смерти Криппена...
За вчерашним женским заплывом с большим интересом наблюдал президент Российской федерации плавания и четырехкратный олимпийский чемпион Владимир Сальников.
- Здесь, конечно, все совершенно непредсказуемо, - сказал он, глядя, как лидеры - и Катя Селиверстова в их числе - выполняют поворот после третьего круга дистанции. - Стоит ошибиться с траекторией, и тут же можно потерять все шансы. Плюс - никогда не знаешь, насколько тебе помешают соперники.
- Если бы плавание на открытой воде существовало во времена вашей спортивной карьеры, попробовали бы себя в таких марафонах?
- Думаю, что нет. Во-первых, я боюсь холодной воды и всяческой морской живности. Мне нравится комфортная обстановка. Идеальной для меня всегда была температура воды 26,5. На полградуса выше - жарко. Ниже - холодно. Возможно, прозвучит странно, но когда плаваешь по восемь или десять километров в день, то начинаешь чувствовать каждую долю градуса. Мышцы либо очень быстро деревенеют, либо возникает ощущение, что сердце сейчас выскочит из горла. В этом отношении открытая вода, безусловно, является одним из экстремальных видов спорта...
Свою экстремальность вчерашний заплыв обозначил практически сразу. Уже на первом круге сошла представительница Индонезии - слишком резво начала заплыв и не рассчитала силы. Следом на носилках увезли итальянку: спортсменка лежала на спине с неестественно вывернутыми, скрюченными руками и истошно кричала от боли. Такое, как правило, случается с астматиками: разрешенные им ингаляторы очень активно выводят из организма соли магния, натрия и кальция. Стоит нагрузке превысить привычную норму - мышцы начинает сводить судорогами. Сошла с дистанции и Настя Жидкова, когда-то начинавшая плавать в России, но выступающая за Азербайджан.
В чем именно просчиталась Катя Селиверстова, не поняла даже она сама. На первых двух кругах дистанции (по 2,5 км каждый) Катя дважды проигнорировала тренерский плот-биржу, где можно было подкормиться, восстановить энергию. Она довольно комфортно плыла в головке лидирующей группы из 30 человек, при этом вторая российская участница Анна Уварова держалась в середине: словом, поводы для беспокойства если и были, то незначительные. К тому же Селиверстова была явно «на ходу»: по словам спортсменки, ее просто-таки тащило вперед.
Но на финишном круге вдруг закончились силы. Соперницы включили финишный ускоренный режим, Катя попробовала сделать то же самое - и почти сразу поняла, что ничего не получается.
- Я старалась плыть осторожно, никого не цепляя, - сказала Катя после финиша. - Когда тебя бьют или самой приходится обороняться, становится очень тяжело плыть - уходит энергия. Было жарко к тому же. Очень. Я не люблю плавать в воде такой температуры. Если бы таким теплым был хоть верхний слой воды, а то она вся, как в бане. Жалко, конечно, что не отобралась на Игры. Теперь придется плыть на отборе в Португалии в следующем году. Я никогда раньше там не выступала, но слышала, что там всегда холодная вода. А это – другая крайность. Но деваться некуда – буду пытаться.
- Какие-то объяснения случившемуся у вас есть?
- Надо сначала все обсудить с тренером. Возможно, сказалось то, что подготовка к чемпионату мира получилась у нас разбитой – из-за чемпионата России, который был в Анапе. Я плыла там 5 и 10 километров. Мы с тренером (Еленой Ульяновой. – Прим. Е.В.) заранее решили, что поплывем там в тренировочном режиме – под нагрузкой, но все равно такие старты выбивают из графика.
- То есть чемпионат просто был организован в неудобные для вас сроки?
- Да. После него оставалось недостаточно времени, чтобы сделать цикл серьезной работы. И до него это тоже не очень получилось.
- В какой момент заплыва вы почувствовали, что дело плохо?
- Километра за два - два с половиной до финиша. Сразу после того, как прошла поворот на заключительный круг дистанции. Все начали ускоряться, уходить вперед, а я поняла, что не могу прибавить даже немножко. Нет сил.
- До этого все было нормально?
- Более чем. Я плыла вторая-третья в группе и чувствовала, что меня просто-таки тащит вперед. Да и вообще изначально рассчитывала если не на победу, то как минимум на призовое место.
- Вы чувствуете, как сильно прибавляют конкуренты?
- Конечно. Не только лидеры, но и те страны, которые раньше не показывали каких-то заметных результатов. Шаг вперед сделали все. Кроме нас.
Чемпионат мира по водным видам спорта. Плавание на открытой воде. 10 км. Женщины. 1. Пэйн (Великобритания) 2:01.58,1. 2. Гримальди (Италия) - 2:01.59,9. 3. Лимперта (Греция) - 2:02.01,8. 4. Горман (Австралия) - 2:02.12,0. 5. Бьяджоли (Аргентина) - 2:02.12,0. 6. Окимото (Бразилия) - 2:02.13,6... 24 СЕЛИВЕРСТОВА - 2:03.18,4... 28. УВАРОВА - 2:05.11,7.
|