|
Фото © AFP
Шанхай. Илья Захаров и Евгений Кузнецов |
20 июля 2011
В синхронных прыжках с трехметрового трамплина серебряные медали и право выступить на Олимпийских играх в Лондоне завоевали дебютанты мирового первенства в этой дисциплине Евгений Кузнецов и Илья Захаров. Они проиграли китайскому чемпионскому тандему всего 12,09.
Вчерашний день начался с того, что российскую команду прыгунов в воду постигла очередная неудача: двукратная чемпионка Европы Надежда Бажина и вице-чемпионка Олимпийских игр в Пекине Анастасия Позднякова не смогли пробиться на пьедестал на метровом трамплине.
Психологический груз неприятностей, навалившихся на российскую сборную, был так велик, что все понимали: случись еще одна неудача - с Захаровым и Кузнецовым, - и болельщики немедленно начнут говорить о том, что совершенно напрасно в Шанхай не привезли Дмитрия Саутина с его партнером Юрием Кунаковым. Мол, понятно, что Дмитрий уже не тот и вряд ли способен рассчитывать на что-то ценнее бронзы. Но на безрыбье и бронза - драгметалл!
Предварительную утреннюю серию прыжков российские трамплинисты завершили со вторым результатом. Пожалуй, самым ценным в этом выступлении было то, что спортсменам прекрасно удался заключительный прыжок программы. Один из сложнейших - четыре с половиной оборота вперед. До Игр в Пекине этот элемент прыгуны в воду не очень жаловали, поскольку коэффициент трудности за «четыре с полтиной» был слишком низок. После Пекина в таблицу сложности были внесены коррективы, прыжок подорожал - и тут же стал востребован. Причем Захаров и Кузнецов оказались в числе тех спортсменов, у которых новинка категории «ультра-си» сразу задалась. На чемпионате Европы-2011 в Турине за дебютный показ прыжка спортсмены получили более восьмидесяти баллов, а на чемпионате России - почти сто.
Уже после того, как позади остались финал, пресс-конференция и допинг-контроль, на который по жребию попал Кузнецов, мы сидели с Захаровым в полупустом коридоре бассейна. Неожиданно Илья сказал:
- Я ведь очень хорошо помню, что вы сказали мне год назад на чемпионате Европы в Будапеште насчет последнего прыжка. В том смысле, что последний прыжок всегда надо выполнять хорошо. Иначе вообще нет смысла выступать. Я потом об этом очень много думал. У нас с Женей последними раньше стояли прыжки второго и третьего класса с «задними» входами. Не очень уверенными, скажем так. Довольно часто мы проигрывали именно в последнем прыжке. А в этом году решили это прекратить. И поменяли прыжки местами. Это сработало!
Самым большим плюсом этой вчерашней серебряной медали была не сама награда и даже не право выступить на Олимпийских играх. А совершенно явное ощущение того, что в головах российских спортсменов щелкнул какой-то тумблер, переключивший сознание. По одну сторону осталось ощущение непобедимости китайцев и того, что выиграть у них невозможно ни при каком раскладе, по другую - колоссальная и поистине безграничная уверенность в собственных силах.
Немаловажно и то, что Илья с Евгением получили возможность почувствовать: китайцы - тоже люди. И точно так же, как любые другие соперники, начинают нервничать, как только чувствуют, что против них готовы бороться всерьез.
Заключительный прыжок российской пары был в этом отношении более чем показателен. За 4,5 оборота вперед Захаров и Кузнецов набрали более ста баллов, что всегда считалось исключительно китайской привилегией. У Цинь Кая и Люо Ютона был заключительный стартовый номер. И когда они поднялись на трамплин, стало заметно, что они задергались: во взгляде Цинь Кая, дирижирующего обычно командной синхронностью, заплескалась паника. Результатом стал смазанный вход в воду с обилием брызг. И былое преимущество в виде тридцати с лишним баллов растаяло на глазах.
Кузнецов и Захаров вполне могли появиться в сборной именно в таком составе в синхронных прыжках с трамплина еще раньше. В 2008-м на отборочном чемпионате России они проиграли Саутину и Кунакову всего три балла. Более того, главный тренер российской сборной Олег Зайцев обмолвился год назад, что в какой-то степени способствовал распаду пары (имелось в виду объединение Кузнецова с Александром Доброскоком, а Захарова - с Глебом Гальпериным в 2009-м) для того, чтобы Саутин имел возможность достойно завершить карьеру, выступив с Кунаковым в синхронных прыжках на чемпионате Европы-2009 в Будапеште. Хотя уже тогда несложно было понять, что против Захарова и Кузнецова с тем прыжковым потенциалом, который способны реализовать эти спортсмены, прыгая вдвоем, на российском уровне выстоять не сможет никто.
Ну а потом в искусственно созданную реальность вмешалась судьба: Гальперин был вынужден прекратить выступления и тренировки из-за тяжелой травмы, Доброскок - тоже, и Захаров вновь стал прыгать с Кузнецовым.
- Нам бы сразу понять, что все сложится именно таким образом, - тогда можно было бы повнимательнее и к другим прыжкам отнестись, - достаточно безжалостно по отношению к себе заметил Илья, комментируя свой серебряный финал. - Ведь сделали с Женькой далеко не лучшие свои попытки. А сейчас поезд уже ушел…
Сразу после окончания финала представители английского телевидения попросили дать им возможность задать вице-чемпионам мира несколько вопросов.
- Мы очень довольны выступлением, - ответил на первый из них Кузнецов. - Были небольшие ошибки, промашки, но в целом все получилось нормально.
- Что на ваш взгляд делает китайских спортсменов недосягаемыми?
- Не сказал бы, что они недосягаемы. Прыгают здорово, но при этом у них тоже можно выигрывать. Цинь Кай и Луо Ютон в отличие от нас ребята опытные, им попроще выступать на чемпионате мира. Тем более что прыгают они у себя дома, где очень чувствуется поддержка своих зрителей. Но мы будем работать над тем, чтобы их побеждать.
После пресс-конференции Кузнецов продолжил отвечать на вопросы.
- Что помешало вам показать более высокий результат в финале на метровом трамплине?
- До сих пор сам не могу ответить себе на этот вопрос. Рассчитывал-то на иной результат.
- Расстроились?
- Неприятно было, да.
- Из-за того, что перед чемпионатом мира СМИ раздали вам достаточно много авансов?
- На это я как раз не обращаю внимания. И не считаю себя каким-то выдающимся прыгуном. Но вот как-то не получилось у меня в одном из прыжков. Вроде ровно его начал, хорошо раскрутился. А остановиться вовремя не сумел. Ошибся на входе в воду.
- Положа руку на сердце, вы допускаете, что бороться с китайцами за победу для вас с Ильей Захаровым реально?
- Вполне. Я считаю именно так. Если выполнить все прыжки так, как мы умеем, то все реально. Нам ведь уже приходилось набирать больше баллов. Просто в Шанхае пришлось потяжелее, чем на предыдущих турнирах. Климат очень специфический. Во-первых, жарко. Во-вторых, душно. Выплываешь из-под воды после прыжка, делаешь вдох, а дышать нечем. Появляется одышка, да и мышцы становятся вялыми от жары.
- Знаю, что с Захаровым вы пробовали прыгать вместе еще в детстве.
- Да. А в 2009-м нас разъединили. Илью поставили в пару к Глебу Гальперину, меня – к Александру Доброскоку и сказали, что с этими партнерами мы и будем прыгать в дальнейшем. Я не очень понимал, зачем нужно нас разбивать, но обсуждать решение тренерского состава нам не позволили. В итоге Илья стал вместе с Гальпериным вторым на чемпионате Европы в Турине.
- В вашей паре Илья выглядит более стабильным.
- Так и есть. Иногда бывает неприятно сознавать, что я делаю больше ошибок, чем он, но я стараюсь не думать об этом. Просто работаю.
- Вы не устаете друг от друга?
- Абсолютно нет.
Чемпионат мира по водным видам спорта. Прыжки в воду. Трамплин 3 м. Мужчины. Синхронные прыжки. 1. Цинь Кай/Люо Ютон (Китай) - 463,98. 2. ЗАХАРОВ/КУЗНЕЦОВ - 451,89. 3. Кастийо/Санчес (Мексика) - 437,61. 4. Ипсен/Дюмэйс (США) - 429,06. 5. Хаусдинг/Фек (Германия) - 414,39. 6. Пригоров/Горшковозов (Украина) - 412,20.
|