|
Фото © Reuters
Шанхай. Ву Минся |
18 июля 2011
В субботу 16 июля хозяева чемпионата завоевали первую золотую медаль. В синхронных прыжках с трехметрового трамплина у женщин победили двукратная олимпийская чемпионка Ву Минся и обладательница Кубка мира в индивидуальных и синхронных прыжках с трамплина Хе Ци. Помимо китайского дуэта на пьедестал поднялись представительницы Канады и Австралии. Эти три страны первыми завоевали право выступить на Олимпийских играх в Лондоне.
Россия финишировала восьмой. С одной стороны - ничего страшного в таком раскладе не было: по словам главного тренера команды Олега Зайцева, Анастасия Позднякова и Светлана Филиппова - это всего лишь временный вариант совместного дуэта. Все российские надежды в этом виде программы связаны с тем, что в конце года в прыжки в воду вернется олимпийская чемпионка Сиднея Юлия Пахалина - и уж тогда...
А что, собственно, тогда? Современный уровень женских синхронных прыжков в субботу блистательно продемонстрировали китаянки. В трех произвольных попытках сумма, набранная дуэтом за каждый из прыжков, превышала 80 баллов. Этого уровня ни разу не сумел достичь никакой другой дуэт. Ближе всех подобрались канадки Эмили Хейманс/Дженнифер Эбел - 74,70 за заключительный винтовой прыжок. Китаянки получили за него же 83,70.
В отношении сложности прыжков субботняя картина получилась тоже красноречивой. Все семь дуэтов-финалистов, финишировавших впереди России, имели сумму коэффициента сложности трех произвольных прыжков 9,0. Аналогичная сложность программ была у Мексики и Малайзии. Ниже - лишь у России, Франции и Макао.
И вряд ли стоит всерьез уповать на возвращение Пахалиной. В конце концов, ее лучшие спортивные годы, как ни крути, были в 1998-м, когда Юля стала чемпионкой мира в паре с Ириной Лашко, и 2000-м - когда с Верой Ильиной была добыта олимпийская золотая медаль Сиднея.
Интересно, что эти две высшие награды так и остались единственными некитайскими за всю историю синхронных прыжков на столь крупных соревнованиях.
Китайцы, конечно же, с тех пор сильно прибавили. Путем непрерывной селекции и тренировок они добились не только синхронного отталкивания от снаряда, успешно выполненного прыжка и синхронного входа в воду (чему до сих пор как великому достижению радуются представительницы прочих стран), но и отработали идеальную синхронность во всех фазах прыжка. Другими словами, на вопрос: «Чем они лучше?» существует максимально короткий ответ: «Всем!» Высотой прыжка и его сложностью. Быстротой вращений и четкостью линий в воздухе. Умением «гасить» вход и даже телосложением.
Трехметровый трамплин (в отличие от вышки с неподвижной жесткой платформой) требует от спортсменов достаточно мощного отталкивания. То есть хрупкими трамплинисток не назовешь. Но если у китаянок весь их вес - это хорошо проработанные мышцы, то подавляющее большинство их оппоненток (даже наиболее сильные из них) - массивные барышни с полудюжиной килограммов откровенно лишнего веса. А большой вес в прыжках в воду сложнее и выталкивать, и переворачивать в воздухе, и «приземлять» без брызг. Вот вам и ответ на вопрос, почему в большинстве случаев разница между китаянками и остальным миром составляет несколько десятков баллов.
Особняком стоят разве что представительницы Канады: спортсменки из этой страны никогда не отличались субтильностью. Мощное телосложение отличало чемпионку мира 2001 и 2005 годов Блайт Хартли и обладательницу высшего мирового титула-2003 Эмили Хейманс. Ведущий тренер канадской сборной Мишель Ларуш сказал мне когда-то по этому поводу: его, мол, вообще не волнует внешний вид подопечных, если вес не мешает им выполнять все прыжки произвольной программы. И добавил, что никаких проблем в отношении Хартли и Хейманс он вообще не видит: его девочки прекрасно справляются с жесткими требованиями к физической подготовке.
Стоит добавить, кстати, что и ту и другую спортсменку отличали в свое время наиболее сложные программы. А главное, и это Ларуш подчеркнул с особой гордостью, обе канадки обладали очень важным качеством: умели бороться за результат до последнего мгновения.
Собственно, в субботу серебро Хейманс и Дженнифер Эбел на трамплине состоялось исключительно благодаря заключительной попытке. Теоретически шанс выбраться на вторую позицию имели представительницы Австралии, Украины и Италии, почти не отстававшие от Канады перед заключительным прыжком. Но это был тот самый случай, когда все понимали: Хейманс и Эбел своего не отдадут.
Так и получилось.
Что до китаянок, то даже удивительно: прыгуны этой страны уже столько лет являются постоянным ориентиром для всего мира, что давно пора бы начать составлять им более реальную конкуренцию. Все ведь на виду: бери и копируй, как когда-то это дотошно делали представители Поднебесной.
* * *
В ходе финала я разговаривала на трибуне для почетных гостей с весьма неординарным собеседником. Том Гампф когда-то выступал за сборную США, а заодно был пилотом американских ВВС, что не помешало ему стать бронзовым призером Игр в Токио в прыжках с 10-метровой вышки. Позже Том некоторое время занимался экстремальными прыжками - с больших высот, включая прыжки со скал в мексиканском Акапулько. Таким же экстримом увлекался товарищ Гампфа по команде и тоже бронзовый призер токийских Игр Лоренс Андреасен, но тот в итоге разбился насмерть при попытке прыгнуть с моста высотой в 117 метров, а Гампф оказался разумнее - выступал, подрабатывая на жизнь, всего лишь год с небольшим. И то лишь когда остался без своей основной работы по причине забастовки в авиакомпании.
Еще Гампф воевал во Вьетнаме - водил транспортные самолеты. Ну а уже годы спустя долгое время возглавлял технический комитет по прыжкам в воду Международной федерации плавания. В 2005-м подал в отставку. На вопрос: «Почему?» - рассмеялся: «Я уже старенький мальчик...».
В Шанхай американец приехал как руководитель крупного благотворительного фонда. И, сидя на трибуне, рассказывал:
- Думаю, вам не нужно объяснять, сколь революционным для прыжков в воду стало в начале 60-х появление металлических трамплинов Duraflex. Идеологом этого дела стал в свое время мой соотечественник Рэй Руд. Он сколотил на производстве трамплинов достаточно солидный капитал, а когда умер, все деньги перешли по завещанию в благотворительный фонд. С тем, чтобы употребить их на благо мировых прыжков в воду.
Когда я возглавил этот фонд, мы решили учредить специальный приз World Diver’s Award и вручать его сильнейшему прыгуну планеты. Чтобы все было объективно и честно, разработали систему подсчета, взяв за основу результаты крупнейших соревнований четырехлетнего цикла. Обычно в эти четыре года попадают два Кубка мира, один мировой чемпионат и Олимпийские игры.
- Нынешние лауреаты - китайцы?
- Да. У мужчин выиграл Хе Чон, у женщин Го Цзиньцзинь. Сначала мы хотели выплачивать победителю приз в 5 тысяч долларов, но вовремя сообразили, что применительно к Китаю это только создаст проблемы спортсменам: ввезти такие деньги в страну гражданину Китая довольно сложно. Вот и было решено, что призом станет трамплин самой современной модели.
- А как вы сами относитесь к китайским прыгунам?
- Знаете, меня в свое время тренировал самый выдающийся из американских тренеров Дик Смит. Который, уже выйдя в Штатах на пенсию, очень много лет работал в Китае. Все, что мы видим сейчас, - в какой-то степени результат и его труда. Мне это приятно. Хотя честно признаюсь: не думал, что доживу до тех времен, когда все главные соревнования четырехлетия будут проводиться в Китае.
Что касается качества современных прыжков, оно неимоверно выросло. Особенно у мужчин. Иногда я ловлю себя на мысли, что это уже за гранью моего понимания прыжков в воду. Но это нормально. То же самое происходит и в хай-дайвинге: когда я начинал этим заниматься, никому не приходило в голову, что на высоте 30 метров можно поставить платформу вышки. Мы прыгали с металлической мачты с приваренной к ней площадкой, на которой едва можно было уместить ступни ног. Соответственно, и прыжочки были не очень сложные.
- Прыгали за деньги?
- За небольшие деньги. Помнится, я заработал три с половиной тысячи долларов, выступив на трех турнирах, и еще полторы - прыгая с большой высоты на точность приземления.
- Не знала, что проводятся и такие состязания.
- В мои времена проводились. На воду клали большую бумажную мишень...
- А как же распространенное поверье, что, прыгая на лист бумаги, можно переломать ноги?
- Нельзя. Я пробовал.
- Кстати, всегда хотела узнать: что чувствует человек, прыгающий в воду со скал Акапулько?
- Дикий животный ужас. Дело в том, что там, чтобы попасть в воду, нужно перелететь через прибрежные рифы. В Акапулько я прыгнул несколько раз - и понял, что продолжать не хочу. Слишком опасное это дело...
Чемпионат мира по водным видам спорта. Шанхай. Прыжки в воду. Трамплин 3 м. Женщины. Синхронные прыжки. 1. Ву Минся/Хе Ци (Китай) - 356,40. 2. Хейманс/Эбел (Канада) - 313,50. 3. Смит/Страттон (Австралия) - 306,90. 4. Письменска/Федорова (Украина) - 302,40. 5. Диков/Фрайтаг (Германия) - 299,40. 6. Даллапе/Каньотто (Италия) - 297,60... 8. ФИЛИППОВА/ПОЗДНЯКОВА - 282,72
|