|
Фото © Reuters |
8 июля 2013
Синхронистки не любят чрезмерно баловать зрителей. Такой уж это вид спорта: для того, чтобы победить, нужно не просто быть технически сильнее. Нужно из года в год демонстрировать то, что не умеет никто другой, придумывать новые связки, перестроения, изобретать неожиданные идеи в костюмах и находить музыку, которая способна заставить композицию переливаться всеми гранями. Показал новинку на публике раньше времени – будь готов к тому, что на главном старте сезона одна страна позаимствует выбросы и поддержки, другая – рисунок перестроений, а третья нагло передерет рисунок с купальников. Вот и приходится партизанить, невзирая на то, что в Международной федерации плавания (FINA) вот уже который год раздаются недовольные мнения: мол, чемпионы (а Россия является обладательницей всех мыслимых и немыслимых титулов начиная с 1998 года) просто обязаны нести в массы умное, доброе, вечное. Проще говоря – всячески популяризировать свой вид спорта, принимая участие во всех турнирах подряд.
Возможно, когда-нибудь FINA добьется своего, пока же можно смело констатировать: выступление в Казани стало для российских болельщиков синхронного плавания уникальной возможностью первыми в мире увидеть группу, которой всего через пару недель предстоит отстаивать свои чемпионские титулы на мировом первенстве в Барселоне.
Добывали эти титулы два года назад на чемпионате мира в Шанхае совсем другие спортсменки. Из олимпийской золотой восьмерки в группе осталось лишь четверо – Анжелика Тиманина, Александра Пацкевич, Дарья Коробова и Алла Шишкина. Ветеран команды – 11-кратная чемпионка мира и трехкратная – Олимпийских игр Светлана Ромашина в группе в этом сезоне не выступает. По традиции в послеолимпийский сезон принято оставлять победные олимпийские композиции, но это отнюдь не примета. Как объяснила главный тренер сборной Татьяна Покровская, все дело в том, что новичкам приходится осваивать слишком большой объем чисто технической работы, поэтому тратить время на творческие изыскания на этом этапе просто не имеет смысла.
Ромашину же освободили от групповой повинности по серьезной причине: спортсменке предстоит дебютировать в соло и дуэте, а это в рамках чемпионата мира – четыре отдельных финала. Другими словами, Светлана может вернуться из Барселоны 15-тикратной обладательницей мировой короны даже не выступая ни в группе, ни в комбинации. Понятно, что последний из этих видов требует обязательного участия как солистки, так и дуэта, поэтому от комбинации Россия приняла решение на барселонском чемпионате отказаться.
Партнерша Ромашиной по дуэту – фигура в синхронном плавании тоже не новая. Светлана Колесниченко выступала на мировом первенстве в Шанхае, то есть один титул чемпионки мира у нее имеется. По словам Покровской, талантливая гатчинская спортсменка имела все шансы попасть в состав сборной еще раньше, ее вызывали на просмотр, и она до такой степени жаждала понравиться тренерам, что решила максимально похудеть.
Привели эти усилия к тому, что из мышц ушел белок и спортсменка просто потеряла способность переносить нагрузки. Вот и пришлось заново набирать силу.
Все это, впрочем было по спортивным меркам давным-давно, в Казани же оставалось констатировать, что дуэт Ромашина/Колесниченко ничуть не менее блистателен, нежели до них был дуэт Ищенко/Ромашина.
За пару послеолимпийских месяцев мировое синхронное плавание претерпело целый ряд достаточно серьезных изменений, наиболее неожиданным из которых стала отставка главного тренера Испании Анны Таррес. Именно она подняла в свое время испанское синхронное плавание с нуля, сделав группу второй по силе командой мира. Пожалуй, только синхронистки Анны были способны биться с Россией на равных, а то и опережать ее. Но как бы то ни было Анну решили заменить, отдав руководство сборной в руки бывшей помощницы Таррес – американке японского происхождения.
Поменялся главный тренер и в сборной Канады. На двух последних мировых первенствах Канада дважды становилась бронзовым призером в комбинации и, естественно, преисполнена амбициозных надежд. Однако по оценке той же Покровской, если кто и способен потеснить из тройки признанных грандов (а страны на пьедестале в синхронном плавании не меняются иногда десятилетиями), то это – Украина, прогрессирующая день ото дня под руководством бывшей гимнастки-художницы Светланы Саидовой.
Впрочем, в Казани группы были представлены крайне усеченным составом – синхронистками Канады, США, Японии и России, причем первые три страны не посчитали нужным привозить сильнейших спортсменок. С одной стороны, это делало бессмысленным само понятие соревнования ввиду тотального превосходства страны-хозяйки, с другой, Россия и здесь сумела доказать, что легких путей к победе она не ищет: в середине выступления у наших девушек остановилась музыка.
Подобный прецедент имел место девять лет назал на Олимпийских играх в Афинах, правда там музыкальный сбой произошел на первых тактах программы. В Казани же музыка смолкла в середине композиции, рефери от растерянности опоздал дать предупредительный сигнал, который предписывает спортсменкам остановиться, и российские синхронистки пусть вразнобой, но дотянули свое выступление до полупобедного конца. То есть для того, чтобы добраться до золота студенческих Игр им оставалась сущая формальность: исполнить свою программу еще раз в самом конце соревнований.
|