|
Фото © Александр Вильф/РИА Новости
Будапешт. Юлия Ефимова |
16 августа 2010
Папа одной моей школьной подружки когда-то был боксером. И со спортивных времен у него осталась присказка: «Главное - не смазать концовку».
Эта фраза употреблялась в подружкином доме по любому поводу, будь то выпускной экзамен дочери или жареный поросенок, которого по большим праздникам жена запекала в духовке. «Главное - не смазать концовку!» - провозглашал папа, воздвигая на стол собственноручно нарезанного на ровные куски и украшенного зеленью зверя. И гости, одобрительно смеясь, сдвигали бокалы.
Умение «не смазать концовку» всегда ценилось в спорте превыше всего. Не пропустить гол в добавленное время, не проиграть касание, не завалить заключительный подход к снаряду, не раскрыться на последней секунде, получив от соперника нокаутирующий удар в челюсть.
История спорта знает великое множество совершенно неожиданных, казалось бы, побед. Напомню навскидку лишь некоторые. На московской Олимпиаде во время заплыва на 200 метров брассом комментатор, предвкушая победу своей спортсменки, кричал в микрофон, срывая голос: «Светлана Варганова! На ваших глазах, друзья, Светлана Варганова становится олимпийской чемпионкой!»
Через секунду на табло вспыхнули результаты. На верхней строчке стояло: «1. Лина Качюшите. 2. Светлана Варганова».
Точно так же - в последнем гребке - выиграл стометровку баттерфляем на Играх в Пекине великий Майкл Фелпс. Серб Милорад Чавич позволил себе расслабиться на финише лишь на какую-то мизерную долю секунды. И концовка была смазана.
Еще можно вспомнить Игры в Атланте - спринтерский заплыв на 50 метров вольным стилем, где великий Александр Попов вырвал касание у Гэри Холла, имея на самом деле не так много шансов опередить американца на этой дистанции.
А четыре года спустя Попов проиграл стометровку в Сиднее - финишировал вторым. Тренер четырехкратного олимпийского чемпиона Геннадий Турецкий сказал мне тогда:
- Понимаете, Саша так долго и так беспроблемно побеждал на этой дистанции, что в какой-то степени потерял чутье. Разучился финишировать - вырывать победу в последнем движении.
Венгерский чемпионат Европы по водным видам спорта запомнится мне, пожалуй, как раз тем, что каждый день заставлял задуматься об умении не «смазать концовку». Особенно показательными в этом отношении стали финалы в прыжках в воду. В доброй половине из них российские шансы на золото рассыпались в прах в заключительной попытке. Главный тренер российской сборной Олег Зайцев заметил, объясняя причины не совсем удачного выступления своей команды в Будапеште, что в прыжках в воду почти не осталось тренеров, которые сами бы вышли из этого вида спорта.
Возможно, Зайцев не договорил свою мысль, и поэтому она осталась непонятой, но не думаю, что причина поражений кроется в послужных списках наставников. Татьяна Стародубцева и Раиса Гальперина, которые много лет работают с наиболее титулованными спортсменами российской сборной, двукратным олимпийским чемпионом Дмитрием Саутиным и двукратным чемпионом мира Глебом Гальпериным, никогда в жизни не прыгали в воду, а Стародубцева так вообще не умеет плавать. Но обе успели научить своих подопечных главному: ни в коем случае нельзя завершать программу комбинацией, в которой ты не уверен. Потому что это - концовка. Тот самый последний шанс, которым можно вырвать победу.
Именно таким образом вырвал ее в воскресенье на 10-метровой вышке немец Саша Кляйн, имевший, казалось бы, куда меньше шансов победить, нежели Виктор Минибаев. Однако факт остается фактом: Кляйн получил золото, а россиянин остался лишь четвертым.
Конечно, спорт не дает никакой гарантии, что даже при безошибочном выступлении именно ты станешь чемпионом. Но у того, кто научен биться до последнего, шансов всегда больше. Когда речь заходит об Олимпиадах, я часто вспоминаю победу Хаджимурада Магомедова на Играх в Атланте. За десять секунд до конца поединка соперник российского борца начал проводить прием, из которого, как принято считать в борьбе, уже нет никаких шансов вывернуться. Позже Магомедов так и не смог объяснить, каким образом ему удалось, уже будучи в воздухе, остановить бросок соперника. Но он это сделал, заработав самую главную победу своей жизни за секунду до финальной сирены.
Итоги венгерского чемпионата можно оценивать по-разному. Если отнестись к европейскому первенству как к самодостаточному турниру, все вроде бы и неплохо: 7 золотых медалей в плавании, 13 в общем зачете по всем четырем видам спорта, победа в плавательной эстафете 4х200 м в/с, одержанная российскими мужчинами впервые за 17 лет и почти состоявшаяся победа в комбинированном эстафетном заплыве у женщин - чего в истории российского плавания не случалось вообще никогда. Мы стали конкурентоспособными в мужском спринте, и одно это можно считать достижением мирового класса.
Но есть и другой счет - олимпийский. С этих позиций европейский чемпионат следует рассматривать как своего рода репетицию перед Играми в Лондоне. В частности - оценивать результаты, сопоставляя их с тем, как плывут не только европейские соперники, а главное - анализировать сделанные ошибки. Попробовать найти ответ на вопрос: почему мы проиграли там, где могли бы выиграть?
Это прежде всего касается плавания, где разыгрывается 32 комплекта олимпийских наград. И вот тут стоит признать: в технологии достижения результата есть множество вещей, над которыми следует работать гораздо серьезнее, чем это происходит сейчас. Над умением стартовать и финишировать, передавать эстафету и преодолевать себя, когда никаких сил для этого уже нет. Нужно учиться плыть в финале быстрее, чем на предварительных этапах, причем рискну напомнить, что наиболее выдающиеся тренеры прошлых поколений ставили это умение во главу угла. Тот же Турецкий как бы невзначай постоянно вбивал своим подопечным в голову: ты можешь умереть, можешь утонуть, но не имеешь права проплыть вечером хуже, чем утром. Только тогда тебя начнут по-настоящему уважать. Только тогда тебя начнут по-настоящему бояться.
Все это - достаточно ювелирные штрихи профессии, отличающие выдающихся атлетов от просто крепких мастеров. Кому-то, наверное, они вообще могут показаться неважными - тем более на победном фоне закончившихся в Венгрии соревнований. Я же знаю одно: нет ничего более обидного в спорте, нежели смазанная концовка. А промах на самом финише почти никогда не бывает случайным.
|