|
Фото © Патрик Крамер
Мельбурн. 10 км. Финиш |
21 марта 2007
Вернувшись в спорт после двухлетнего перерыва, 24-летний липецкий пловец Владимир Дятчин принес вчера России еще одну золотую медаль - на 10-километровой дистанции на открытой воде. Его спор с немцем Томасом Лурцем разрешил лишь фотофиниш. Бронзовая награда досталась Евгению Дратцеву.
Все четыре соревновательных дня турнира пловцов-марафонцев, когда спортсмены уходили в открытые воды и скрывались из вида, зрителей на пирсе поджидало забавное зрелище: с примыкающей гряды камней к стартовому понтону приплывал небольшой пингвин. Сначала он покачивался на волнах, явно позируя публике, затем начинал стремительно носиться под водой в поисках одному ему известной добычи и так же стремительно исчезал, едва пловцы завершали очередной круг дистанции. Если бы пингвин был марафонцем, он наверняка нашел бы с чемпионом мира общий язык. Слишком уж напоминали его действия в воде ту тактику, которой всегда придерживался Владимир Дятчин: осмотреться, выждать момент и неожиданно сильным рывком уйти от группы преследования на недосягаемое расстояние.
В карьере российского пловца подобный сценарий повторялся настолько часто, что все давно поняли: самая большая ошибка в борьбе с ним - это отпустить Дятчина вперед в середине гонки. Однако до вчерашнего заплыва многие его соперники успели изрядно подзабыть об этом, тем более что к главным фаворитам многие относили неоднократного чемпиона мира Томаса Лурца.
Возможно, 27-летний германский ветеран марафонского плавания тоже не принимал Дятчина в расчет. В 2003-м россиянин в Барселоне впервые стал чемпионом мира на 10-километровой дистанции, отчаянно мечтал отобраться в олимпийскую команду на полутора километрах и поехать на Игры-2004 в Афины, но не сумел этого сделать. Подумав, что спортивная жизнь не удалась, он ушел из спорта.
Однако замены Дятчину в сборной не нашлось: все, что российские марафонцы сумели выиграть с тех пор на десятикилометровой дистанции на чемпионатах мира, - это две бронзовые медали.
ПОБЕЖДЕННЫЙ ТАНК
После награждения Лурц первым пришел в комнату для пресс-конференций и с отрешенным видом занял место в центре стола. В зале зашептались. Немец не реагировал. Шепот стал громче, раздались смешки. Лурц наконец услышал и, бросив на собравшихся отсутствующий взгляд, смутился: «Извините». После чего пересел на соседний стул, предназначенный для серебряного призера.
Что ж, привычка чувствовать себя победителем почти неискоренима. А тут еще ситуация сложилась уникальная. Когда первая тройка спортсменов выбралась на берег, судьба золота была не ясна, и судья-информатор, не смолкая, интриговал: «По неофициальным данным, пока все идет к тому, что чемпион - Лурц. Хотя, возможно, Дятчин. Вроде Дятчин коснулся все-таки щита первым. Или Лурц...»
Фотофиниш не сказался на хронометраже (обоим спортсменам в протоколе было записано одинаковое время, поскольку в плавании на открытой воде официально не фиксируются сотые доли секунды), но четко отделил золото от серебра. В пользу России. Тем не менее немецкая болельщицкая тусовка кричала на награждении так, словно Лурц выиграл Олимпиаду. Он в Германии кумир, ибо в 2004-м стал первым немецким чемпионом мира в плавании на открытой воде. В Мельбурне Лурц считался главным претендентом на высший титул и на 5-километровой дистанции, и на «десятке», поскольку на двух последних чемпионатах мира завоевал на них три золота и серебро. Причем одерживал победы настолько убедительно, что на родине ему дали прозвище Panzer. Танк.
- Каждое поражение чему-то учит, - сказал Лурц на вчерашней пресс-конференции. - Я, безусловно, сделал определенные выводы. Первый: в следующем году - никаких выступлений на «пятерке». Только 10 км. Важнее старта на Олимпиаде для меня сейчас ничего нет.
ЛУЧШЕ, ЧЕМ ДО АВАРИИ
Стертые в кровь нейлоновым костюмом бока и два устрашающего вида шрама на правом плече на удивление органично сочетались со счастливым и одновременно изможденным лицом чемпиона мира. Так ликуют, приходя с выигранной войны. Свою войну Дятчин выиграл в узком финишном створе австралийской акватории на последнем метре дистанции.
- Уже объявили, что я первый, - ответил он на поздравления, - однако я этого пока не понял. Такой большой перерыв в выступлениях - и сразу стать чемпионом мира... Хотя мы с моим тренером Лидией Власьевской готовились именно к этому. Работали очень тяжело, и результата просто не могло не получиться. К тому же условия отбора были таковы, что я мог выступить в Мельбурне лишь на «десятке». Единственный шанс, можно сказать.
- О чем думали в финишном створе?
- Ни о чем уже не мог думать. Только руками и ногами молотил. Но видел, что коснулся щита первым. Дистанция с самого начала мне понравилась, так как я люблю плавать «кругами». Знал, что, если на финише начну работать в полную силу, немцу будет непросто. Хотя в бассейне он плывет 1500 м гораздо быстрее, чем я.
- Получается, взяли соперника измором?
- Планировал, как обычно, уйти вперед на третьем круге, но не вышло. Тогда я пристроился к Лурцу в ноги, а когда тренер меня покормил, рванул и полтора километра лидировал. Однако Лурц снова меня нагнал. Атаковать его не стал, надо было во что бы то ни стало оставить силы на последний рывок. На касание.
Мы ведь не один год с ним борьбу ведем, знаем друг друга.
Все осложнялось еще и тем, что на «десятке» слишком выросла конкуренция. Огромное количество сильных пловцов, которые выступали на чемпионатах мира на дистанции 1500 м, но не попадали там в финал, перешли на открытую воду, едва было объявлено, что 10-километровка стала олимпийской дисциплиной. Собственно, я и сам из-за этого и вернулся. Уходил с мыслью, что плавать больше не буду никогда. Тем более что решение поддержали дома. Отец предложил заняться под его началом строительным бизнесом. У меня образование как раз строительное, так что я не колебался. Уехал на полтора года в Тольятти, стал зарабатывать нормальные деньги. А в один из приездов в Липецк пришел в бассейн, где как раз проходил чемпионат России, узнал от ребят, что «десятку» сделали олимпийской дистанцией, и внутри у меня словно часовой механизм запустили...
Правда, толком начать тренироваться не успел. В феврале 2006-го попал в аварию, сломал ключицу. После операции снова начал ходить в бассейн, чтобы разработать плечо, и сам не заметил, как втянулся в тренировки по-настоящему. Парадокс, но вскоре прооперированный сустав стал действовать лучше, чем до аварии.
Планировал тем же летом выступить на первенстве страны, чтобы попасть в сборную и поехать на чемпионат Европы в Будапешт и на чемпионат мира в Неаполь, однако прямо на отборе заболел ветрянкой.
- Руки не опустились?
- Сначала ужасно расстроился, а потом подумал, что это мне только на пользу. Появилась возможность не спеша подготовиться к сезону. Участвовал в нескольких второстепенных коммерческих турнирах. Кстати, на одном из них мы с Лурцем схлестнулись почти так, как здесь, - он проиграл мне касание. А в начале этого года поехал на этап Кубка мира в Бразилию, чтобы попробовать отобраться в Мельбурн на «десятке». Все остальные вакансии в команде к тому времени уже были заполнены. Вы даже не представляете, как я рад! Не знаю, чему больше: золотой медали или тому, что биться за место в сборной перед апрельским Кубком мира в марафонском плавании мне уже не придется. Лишний раз стартовать в нашем виде спорта все-таки очень тяжело.
ГОРЬКАЯ БРОНЗА
Евгений Дратцев был отчаянно расстроен, приплыв третьим.
- Перед чемпионатом считал, что будет хорошо, если на обеих дистанциях я получу медаль, но только сейчас понял, до какой степени хотел выиграть, - признался он. - Пытался всю первую половину заплыва занять хорошую позицию - в лидерах и одновременно в сторонке, и это очень меня вымотало. Вроде всегда все стараются друг другу помешать, но на «пятерке» мне плылось довольно комфортно, и почему-то я надеялся, что на «десятке» тоже не будет никаких проблем. А вышло совсем по-другому.
В отборе на мельбурнский чемпионат Дратцев не участвовал - он автоматически был включен в команду, став призером прошлогоднего мирового первенства в Неаполе. Парадоксально, но если бы там в числе призеров оказался второй российский участник, Евгений Кошкаров, то нынешний чемпион мира вообще не имел бы шансов приехать в Мельбурн. Однако Кошкаров не попал даже в шестерку
- Если бы представился шанс проплыть дистанцию заново, что сделали бы по-другому? - спросила я Дратцева после финиша.
Он расстроено покачал головой:
- Не думаю, что сумел бы что-то изменить.
Чемпионат мира по водным видам спорта. Мельбурн. Плавание на открытой воде. Мужчины. 10 км. 1. ДЯТЧИН (Россия) - 1:55.32,52. 2. Лурц (Германия) - 1:55.32,58. 3. ДРАТЦЕВ (Россия) - 1:55.47,31. 4. Занаты (Египет) - 1:55.47,83. 5. Рикеман (Бельгия) - 1:55.50,40. 6. Ван ден Вейден (Голландия) - 1:55.51,91.
Прыжки в воду. Трамплин 1 м. Мужчины. 1. Ютонь Люо (Китай) - 477,40. 2. Чон Хе (Китай) - 469,85. 3. Саккин (Италия) - 441,40. 4. Колвилл (США) - 432,10. 5. Кваша (Украина) 414,90. 6. ЛЬВОВ (Россия) - 393,15.
Вышка 10 м. Женщины. 1. Ван Синь (Китай) - 432,85. 2. Чэнь Жоулинь (Китай) - 410,30. 3. Штойер (Германия) - 386,85. 4. Уилкинсон (США) - 361,80. 5. Хейманс (Канада) - 346,05. 6. Фебвэ (Франция) - 324,95.
Синхронное плавание. Группы. Техническая программа. 1. РОССИЯ (Громова, Ищенко, Хасянова, Кужела, Насекина, Овчинникова, Ромашина, Шорина) - 99,000. 2. Япония - 97,833. 3. Испания - 97,167. 4. Китай - 96,000. 5. США - 95,833. 6. Канада - 94,667.
|