Елена Вайцеховская о спорте и его звездах. Интервью, очерки и комментарии разных лет
Главная
От автора
Вокруг спорта
Комментарии
Водные виды спорта
Гимнастика
Единоборства
Игры
Легкая атлетика
Лыжный спорт
Технические виды
Фигурное катание
Футбол
Хоккей
Олимпийские игры
От А до Я...
Материалы по годам...
Гостевая книга
Translations
Фотогалерея

Водные виды спорта - Чемпионат мира 2007- Мельбурн (Австралия)

Лариса Ильченко: ШЕСТИКРАТНАЯ!

Лариса Ильченко
Фото © Елена Вайцеховская
Мельбурн. Лариса Ильченко

20 марта 2007

В плавании на открытой воде 18-летняя Лариса Ильченко из Волгограда завоевала золотую медаль на десятикилометровой дистанции. Это уже ее второе «золото» в Мельбурне и шестое – в карьере.

ОЛИМПИЙСКИЕ МАНЕВРЫ

10 километров – это прежде всего тактика. Это мне популярно объяснила серебряный призер чемпионата мира на пятикилометровой дистанции Катя Селиверстова, вместе с которой мы наблюдали, как в течение двух с лишним часов участницы будущей олимпийской дистанции дрались за очередной комплект наград в океанских водах Мельбурна. Сама Катя оказалась на этот раз вне игры: Россию на «десятке» представляли Ильченко и Ксения Попова. Победа кого-либо из спортсменок означала, что это гарантирует попадание на следующий чемпионат мира (у марафонцев он будет проходить в апреле следующего года в Севилье), а уже там предстоит биться за место в первой десятке - вакансии на Играх в Пекине.

С точки зрения тактики фавориту заплыва Ларисе Ильченко не надо было придумывать ничего нового. Она и сама рассчитывала, что сумеет построить заплыв точно так же, как пятикилометровый: отсидеться за спиной лидера, независимо от того, кто возьмется взгромоздить на себя эту неблагодарную роль, а метров за триста до финиша выйти вперед и сделать уже хорошо отработанное ускорение.

Пятикратная чемпионка мира не учла одного. А именно – насколько непримиримой может оказаться борьба, когда ставки отливают олимпийским блеском.

Поэтому не было ничего удивительного в том, что с первых же секунд заплыва в воде завязались драки.

- Мне выпала не слишком выгодная стартовая позиция, - рассказывала Ильченко.  – И так получилось, что я ушла на дистанцию метров на 20 сзади основной группы и нужно было выкарабкиваться оттуда во что бы то ни стало. Признаться, таких драк в воде мне не приходилось видеть никогда.

Больше других в этой борьбе усердствовала австралийка Кейт Брукс-Паттерсон. Она была страшно раздосадована проигрышем на первой дистанции: даже в мыслях не допускала, что может занять какое-либо место, кроме первого. Точно так же считали все австралийские журналисты.

Похожую реакцию я уже видела – здесь же, в Австралии, только девять лет назад – не чемпионате мира-1998 в Перте. Фаворитом тогда однозначно считался австралиец Грант Робинсон, занимавшийся дальними проплывами всю свою сознательную жизнь. Он направо и налево раздавал интервью, судя по которым даже не рассматривал вероятность того, что первым может оказаться кто-то другой и уж тем более – русский. Но получилось именно так. Робинсон не выдержал конкуренции с Алексеем Акатьевым.

Брукс-Паттерсон тоже начинала плавать не в бассейне, а в океане. У берегов Новой Зеландии. Представляла эту страну на чемпионате мира-2001 в Фукуоке, но потом решила поменять гражданство – перебраться к мужу на Зеленый континент. И два года назад на мировом первенстве в Монреале впервые выступила под новым флагом. Чемпионкой своей страны она становилась в общей сложности девять раз и, естественно, рассчитывала на успех в домашних стенах, тем более, что от ее результата зависела не только олимпийская перспектива будущего года, но и суммы еще не подписанных спонсорских контрактов.

Именно эта спортсменка подбила пяткой глаз Ильченко в ходе первой дистанции, так что счеты между этими двумя вполне можно было считать давними.

Вторая угроза исходила от 20-летней англичанки Кассандры Паттен. До прошлого года она специализировалась в бассейне, выступала в составе сборной Великобритании на чемпионате мира в 25-метровом бассейне в Индианаполисе и даже дважды попала там в финал на дистанциях 400 и 800 метров.
Год назад спортсменка впервые приняла участие в турнире марафонцев: участвовала в чемпионате мира и стала десятой на пятикилометровой дистанции и седьмой – на «десятке». Ничего особо выдающегося в ее выступлении не было, но впечатление на соперниц гренадерского телосложения англичанка произвела неизгладимое.

- С ней страшно находиться рядом, - рассказывала мне Селиверстова. – Когда Паттен плывет в полную силу, под нее начинает затягивать, как под катер. Начинаешь думать уже не о том, как плыть, а о том, как уворачиваться.

Впрочем, Ильченко только предстояло об этом узнать. Равно как и о том, что почти сразу за линией старта к берегу сплошным фронтом идут медузы.

ЯДОВИТЫЙ ШТУРМ

По количеству упоминаний в пресс-релизах  слово «медузы» во вторник побило все мыслимые и немыслимые рекорды. Австралийские журналисты даже потребовали, чтобы Международная федерация плавания сделала по поводу медуз официальное заявление. Понятно, что такое требование было продиктовано прежде всего расстройством от выступления Брукс-Паттерсон, но надо признать: на рыжую и светлокожую (до заплыва) австралийку было страшно смотреть. Лицо и открытые части рук и ног стали багровыми, распухли, глаза превратились в щелки и из них даже не текли – хлестали слезы.

Экстремальная ситуация сослужила неважную службу и России. Попова дважды попала под удары соперниц – на втором и третьем кругах дистанции ей сбивали очки, из-за чего спортсменке приходилось останавливаться и снова бросаться вдогонку. Медузы же словно специально ждали того, что кто-то из участниц окажется в одиночестве – тут же нападали со всех сторон. На этом фоне многочисленные пляжные плакаты, призывающие посетителей беречь живую природу, выглядели откровенным издевательством.

Первые три круга в этой гонке на выживание Ильченко упорно работала в привычном для себя режиме – держалась за лидером.

- Дистанцию я была вынуждена начать быстрее обычного и быстро почувствовала усталость, - рассказывала она после финиша. - Не ожидала, что будет так тяжело. В принципе, задачи возглавить гонку передо мной не стояло, но даже если бы такая задача была, не думаю, что сумела бы ее реализовать. На это просто не было сил.  Возможно, не успела восстановиться после первого выступления. К тому же меня постоянно задевали руками. Особенно Паттен. Под нее действительно засасывает. Я даже подумала, что лучше выйти вперед и «тянуть» ее за собой, чем плыть рядом.

- Насколько вам удавалось контролировать гонку?

- Я старалась. Сначала ничего не видела вокруг, кроме лодок сопровождения. После первого круга была уверена, что ни о какой победе и речи быть не может. А потом вдруг увидела лицо своего тренера (Владимира Захарова – прим. Е.В.). На нем лица не было. И я поняла, что должна во чтобы то ни стало сделать все, что могу. Ради него, ради тех, кто болеет за меня дома, в Волгограде. Планировала выйти вперед на последних трехстах метрах – после последнего буя. Но не получилось. Паттен не дала. Слава Богу, что это все-таки удалось сделать перед финишным створом. И еще до жути боялась медуз. За спиной на протяжении всей дистанции такие визги раздавались, словно кого-то заживо едят. Мне тоже досталось, но об этом я уже не думала. Даже холода не чувствовала. В конце концов легко на чемпионате мира никому не бывает.

- Несколько лет назад, кстати, считалось, что второй номер команды должен в ходе дистанции «прикрывать» своего лидера, по-возможности отсекать от него преследователей. У вас с Поповой такой совместной тактики не было?

- Меня почему-то все об этом спрашивают. Но я всегда полагаюсь только на себя. Раз и навсегда решила, что друзей на дистанции не бывает. После финиша – дело другое. Там я могу поулыбаться кому угодно. Даже австралийке.

- Ее вы сильно расстроили своей победой…

- Кейт – молодец, готова по-настоящему хорошо. Я удивилась даже - совсем не запомнила ее по прошлому году. На первой пресс-конференции, кстати, когда австралийку спросили, что она думает о России, она, как я поняла, стала сравнивать нашу страну с Новой Зеландией. «Ну-ну, - думаю. - Еще разберемся, кто из нас Новая Зеландия…»

- С учетом нынешнего опыта вам не кажется, что в следующем сезоне имеет смысл сосредоточиться только на десятикилометровой дистанции? Чтобы не было так тяжело.

- Черта с два я кому-то «пятерку» отдам!

 

 

 

© Елена Вайцеховская, 2003
Размещение материалов на других сайтах возможно со ссылкой на авторство и www.velena.ru