Елена Вайцеховская о спорте и его звездах. Интервью, очерки и комментарии разных лет
Главная
От автора
Вокруг спорта
Комментарии
Водные виды спорта
Гимнастика
Единоборства
Игры
Легкая атлетика
Лыжный спорт
Технические виды
Фигурное катание
Футбол
Хоккей
Олимпийские игры
От А до Я...
Материалы по годам...
Гостевая книга
Translations
Фотогалерея

Водные виды спорта - Чемпионат мира 2007- Мельбурн (Австралия)

НЕКОНТРОЛИРУЕМЫЙ ПСИХОЗ

Лариса Ильченко и Екатерина Селиверстова
Фото © Reuters

19 марта 2007

В первый день прыжкового турнира в бассейне акватик-центра случилось ЧП. Российский синхронный  дуэт в составе Александра Доброскока и Глеба Гальперина получил ноль баллов в двух прыжках из шести и потерял все шансы на попадание в призовую тройку. Это означает, что решать вопрос с участием в Олимпийских играх-2008 в этом виде программы России теперь предстоит в феврале следующего года – на Кубке мира в Пекине.

Главный тренер российской сборной Алексей Евангулов пошел в этом сезоне на эксперимент. Предоставил возможность готовиться к чемпионату мира сразу двум составам из которых предполагалось сформировать один непосредственно перед чемпионатом мира. Теоретически идея была задумана, как благая: с точки зрения руководителя команды всегда  лучше иметь под рукой запасных спортсменов, способных в любую минуту подменить лидеров. Тем более что в российской сборной в синхронных прыжках с трамплина сложилась идеальная в этом отношении ситуация: по две пары на каждом из снарядов имели абсолютно все качества, чтобы бороться за победу: класс, опыт совместных выступлений и раскрученность на международной арене.

Благие намерения завели куда полагается: для начала выяснилось, что количество спортсменов, которое каждая страна имеет право аккредитовать на чемпионате мира, лимитировано правилами Международной федерации плавания (FINA). Почему это «выяснилось» только в Мельбурне – вопрос отдельный, но в итоге трех спортсменов аккредитовать не удалось. Вне игры (и даже без возможности прийти в бассейн поболеть за своих) оказались действующие чемпионки Европы в синхронных прыжках с трамплина Надежда Бажина и Наталья Умыскова, а также перспективный «вышечник» Алексей Кравченко.
Таким образом вопрос, кто будет представлять Россию на парном женском трамплине отпал сам собой.

Опасения, что FINA найдет уловку и вновь не даст разрешение трехкратной чемпионке мира Ирине Лашко представлять Россию на международной арене, как это случилось год назад на Кубке мира к китайском Чаньшу, не оправдались. И спортсменка наконец – спустя семь лет после смены российского спортивного гражданства на австралийское – получила долгожданную возможность вновь выйти на старт под бело-сине-красным флагом.

Впрочем, до этого момента еще далековато: состязания команд на трехметровом трамплине состоятся в заключительный день прыжкового турнира).

Реализовать основную задачу в синхронных мужских прыжках с трамплина – застолбить за собой место в олимпийском финале – был способен любой из двух российских дуэтов. Для этого нужно было всего-навсего войти в число первых четырех команд в Мельбурне. Номинально на чемпионате мира квалифицируются только призеры, однако страна-хозяйка (то есть – Китай), которой, напомню, заведомо принадлежит одна из восьми олимпийских вакансий, вылететь из призовой тройки в синхронных прыжках не способна даже теоретически – это, увы, очевидно. 

Доброскок и Гальперин завоевали право выступать в Мельбурне на совершенно законных основаниях. На зимнем Кубке России в Электростали они на 10 баллов опередили обладателей Кубка Европы Дмитрия Саутина и Юрия Кунакова. Тем не менее на заключительный тренировочный сбор в Китай поехали обе пары.
Сама по себе ситуация, когда спортсмены ежеминутно вынуждены терзаться внутренними сомнениями поставят их в команду или нет, не может не подпаливать нервы. И совершенно не исключено, что именно по этой причине был израсходован тот нервный запас, которого в итоге не хватило Доброскоку: он неожиданно остановился в разбеге при исполнении четвертого из шести прыжков и российский дуэт схлопотал «баранку».

Как выяснилось – не последнюю. В заключительной попытке ситуация повторилась до мелочей: спортсмен снова остановился на самом краю доски…

Ошибки бывают у всех. Тем более, в таком «неуравновешеном» виде, как прыжки в воду. Достаточно вспомнить, как в этом же виде программы в олимпийских Афинах, имея стопроцентные (казалось бы) шансы на победу, ударился ногами о трамплин Саутин. Однако назвать словом «ошибка» то, что вчера произошло с двукратным чемпионом мира, не поворачивается язык. Гораздо больше  все это напоминало неконтролируемый психоз.

Жалко было всех сразу. Михаила Постникова,  выскочившего в пустой коридор с совершенно остановившимся взглядом и не имеющего никаких объяснений тому, что произошло с учеником. Раису Гальперину, сын которой выступал в этом финале с анастезией мышц спины и даже врач команды не могла гарантировать, что спортсмен сумеет выдержать этот финал. Саутина и Кунакова, вынужденных смотреть на весь этот нелепый ужас со стороны и наверняка думать при этом, что место в тройке – при том качестве прыжков, который был показан тремя счастливыми обладателями путевок в Пекин из четырех могло быть завоевано ими безо всякого напряжения. Но больше всего хотелось пожалеть самого Доброскока. Боюсь, что вчерашним выступлением он подписал себе приговор: нужно быть очень отчаянным человеком, чтобы сделать олимпийскую ставку на спортсмена, который всего за год до главного старта четырехлетия продемонстрировал всему миру, что у него в любую секунду могут сдать нервы.

Собственно, в такие моменты и понимаешь по-настоящему насколько жесток большой спорт. Восторгаясь китайскими прыгунами в воду, мало кому приходит в голову, что в этой стране ситуации, подобные той, что произошла с Доброскоком, разрешают, образно говоря, хирургическим путем, ничуть не заботясь об анестезии.  Можно вспомнить те же Афины, где фавориты мужского синхронного турнира на трехметровом трамплине Бо Пен и Ван Кенань допустили грубейшую ошибку и в одночасье лишились шансов на золото. Расплата последовала незамедлительно: спортсмены были навсегда вычеркнуты из списков потенциальных кандидатов в сборную своей страны на каких бы то ни было последующих соревнованиях. Благо заменить их другими спортсменами при существующей в Китае конкуренции за место под солнцем не представляло и до сих пор не представляет никаких проблем.

Один из очевидцев китайского тренировочного процесса рассказывал мне в Мельбурне вещи, от которых у любого здравомыслящего человека волосы встанут дыбом. После одной из тренировок он обратил внимание на спортсмена, стоящего на руках у стенки гимнастического зала. У ребенка текли слезы, однако опуститься на ноги тренер ему не разрешал. Более того, потребовал от спортсмена, чтобы тот, оставаясь в стойке на руках, начал выполнять серию отжиманий. Когда после очередного из них паренек не сумел до конца распрямить согнутые локти, его руки связали жгутом и спортсмен, обливаясь слезами, продолжал оставаться в прежнем положении. А спустя час, когда экзекуция была, наконец, закончена, тренер отправил ученика бегать. В наказание.

Те, кто оказывается не в состоянии переносить предложенные нагрузки, отчисляются из групп. С одной стороны – методы чудовищные. С другой – не приходится удивляться, что выиграть у китайских прыгунов с каждым годом становится все проблематичнее.

Два первых финала чемпионата мира проиллюстрировали это как нельзя лучше. В мужском финале чемпионов и серебряных призеров разделили без малого сорок баллов, в женском – 37.

Нам же оставалось констатировать, что шансы российских синхронных дуэтов выйти на снаряды в Пекине сократились ровно вдвое. В то время как национальная принадлежность половины финалистов Игр уже известна. На трамплине у мужчин это Китай, Канада, Германия и США, на 10-метровой вышке у женщин – Китай, Австралия, Германия и Канада.

В синхронном плавании Россия записала на свой счетвслед за победой в комбинации вторую золотую медаль. Наталья Ищенко впервые стала чемпионкой мира, выиграв техническую программу в состязаниях солисток.

Решение разыгрывать на чемпионатах мира семь комплектов наград, вместо четырех, можно отнести, пожалуй, к числу самых курьезных, что когда-либо принимала FINA. Отправной точкой были все те же благие намерения. Те, кто голосовал за нововведение, руководствовались тем, что большее количество медалей автоматически даст возможность постоять на подиуме тем странам, которые до сегодняшнего момента оставались большей частью вне медальной игры. Выяснить, кто на самом деле являлся главным идеологом, мне не удалось. Что не помешало посвятить значительное количество времени небольшому опросу. Попытке прояснить: есть ли среди тренеров, спортсменов, журналистов и официальных лиц кто-нибудь, кто готов однозначно высказаться в поддержку семи золотых медалей против четырех. Таких я не нашла.

С журналистами все понятно: подавляющее большинство для начала вообще не понимает как теперь будет происходить «раздача слонов». Поэтому напомню суть: до нынешнего чемпионата солистке, дуэту или группе предлагалось дважды выступить в предварительных соревнованиях с технической и произвольной программами, после чего в финале, где произвольная композиция исполнялась еще раз, определялся окончательный результат. Теперь же в каждом из названных видов разыгрываются по два комплекта наград. То есть техническая программа и произвольная стали совершенно отдельными, не зависящими друг от друга дисциплинами. Седьмой комплект разыгрывается в «комбинации» - виде, введенном в программу чемпионатов мира в 2003 году в Барселоне.

Россия там, правда, не выступала. Поговаривали, что на этот счет существует джентльменское соглашение: мол, страна, узурпировавшая золото в соло, дуэтах и групповых выступлениях, таким образом предоставляет возможность другим державам выиграть в синхронном плавании «хоть что-нибудь».

Слухи, похоже, были досужими. Уже на следующем чемпионате – в 2005-м в Монреале - российские синхронистки комбинацию благополучно выиграли. Победить во всех четырех видах программы им не удалось - чемпионкой мира в соло стала Виржини Дидье, но поскольку француженка там же объявила о том, что заканчивает карьеру, всем было понятно, что российский «покер» не за горами.

Однако Дидье передумала. Воспользовалась как раз новыми правилами: заявилась в одном виде программы из семи – сольной произвольной, чтобы выиграть ее, что называется, «малой кровью». Скорее всего, она действительно победит еще раз, оставив синхронисткам сборной России преимущественное право драться за остальные награды.

Понятно, что ситуация, когда одна и та же страна скорее всего заберет не три золотых медали из четырех, а шесть из семи, представителей иных стран не может устроить по определению.

Но самое парадоксальное, что нововведение не очень устраивает и Россию. Факт, что чемпионкой мира теперь можно стать, выиграв техническую композицию, и эта медаль будет считаться такой же весомой, как любая из тех, что были завоеваны в синхронном плавании до нынешнего года, не просто нелеп. Он – оскорбителен.

Хотя, возможно, к этому просто нужно привыкнуть. Не такая уж это недостижимая цель – семь из семи…

Чемпионат мира по водным видам спорта. Мельбурн. 19 января. Акватик-центр. Синхронные прыжки. Трамплин 3 м. Мужчины. 1. Китай (Кай Цинь /Фень Ван) – 458,76. 2. Канада (Деспати/Миранда) – 418,92. 3. Германия (Шелленберг/Велс) – 414,54. 4. США (Дюмэйс/Ричсон) - 414,24… 12. Россия (Доброскок/Гальперин) – 277,26.
Вышка 10 м женщины. 1. Китай (Тонь Цзя/Руолин Чен) – 361,32. 2. Австралия (Ву/Коул) – 324,00. 3. Германия (Гамм/Субшински) – 306,63. 4. Канада (Бенфейто/Филион) – 303,60… 6. Россия (Зайцева/Перунина) – 294,36.

Rod Laver Arena. Синхронное плавание. Соло. Техническая программа. Финал. 1. Ищенко (Россия) – 99,0. 2. Менгуаль (Испания) – 98,0. 3. Харада (Япония) – 96,833… 4. Джонс (США) – 95,5. 5. Будро-Ганьон (Канада) – 94,667. 6. Аделицци (Италия) – 93,5… 10. Хмельницкая (Украина) – 89,0.

 

 

 

© Елена Вайцеховская, 2003
Размещение материалов на других сайтах возможно со ссылкой на авторство и www.velena.ru