Юрий Прилуков:
«МНЕ ХОЧЕТСЯ ПРОПЛЫТЬ В ЭСТАФЕТЕ» |
|
Фото © Reuters
на снимке Юрий Прилуков |
1 августа 2006
Удивительно, но неоднократный чемпион мира, чемпион и рекордсмен Европы Юрий Прилуков ни разу не становился первым пловцом континента на «длинной» воде на дистанции 400 метров. Рассчитывал выиграть два года назад на европейском первенстве в Мадриде, но остался вторым. Чересчур далеко отпустил итальянца Эмилиана Брембиллу и в итоге проиграл ему финиш. Как признался потом, переволновался, «перегорел» в ожидании самого первого заплыва, успех в котором должен был, по замыслу тренеров, задать победный настрой всей сборной.
В Будапеште, казалось, история повторяется. Со старта в солидный отрыв от Прилукова ушел другой итальянец - Массимилиано Росолино. Но на этот раз российский пловец оказался начеку. А после победы пришел в микст-зону совершенно спокойным, словно и не было выматывающей борьбы за золото. На вопрос, волновался ли за судьбу высшей награды, лишь хмыкнул:
- С самого начала все было понятно. Правда, я испытывал некоторое неудобство: Росолино плыл с правой от меня стороны, поэтому я не очень хорошо его видел. Задачи начать дистанцию так же быстро, как он, у меня не было.
- А если бы не догнали?
- Не догнал - было бы плохо...
Пока Прилуков откупывался, получал медаль и проходил обязательную в таких случаях процедуру допинг-контроля, я поговорила с его тренером Валерием Шевелевым. Контраст по сравнению с Мадридом-2004 тоже был разителен. На том чемпионате после первой проигранной дистанции Шевелев не знал, куда деваться от расстройства и горечи, полыхая едва сдерживаемыми эмоциями. Здесь же выглядел удовлетворенным, но отнюдь не ликующим, как, казалось бы, подобает выглядеть тренеру чемпиона Европы.
- Не екнуло сердце, когда Росолино ушел в отрыв от Прилукова?
- Я смотрел на другое. Для меня было главным, чтобы Юра справился с техникой, которую мы сейчас готовим к чемпионату мира и Олимпийским играм. Чтобы эта техника заработала. Он действительно поймал чувство воды, ход, и это для нас с ним гораздо более ценно, нежели результат. Если вспомнить чемпионат мира в Монреале, где Прилуков занял 4-е место, то проблема заключалась в том, что Юре перед финалом на 1500 метров пришлось стартовать в эстафете 4x200, и он просто не сумел переключиться на тот стиль, которым мы собирались плыть основную дистанцию. Здесь же все получилось. Хотя третий «полтинник» Юра закончил восьмым. Вообще начал первую половину дистанции хуже, чем утром в предварительном заплыве, зато вторая получилась самой быстрой за все времена. И это показатель того, что пик формы у нас наступит в самом конце чемпионата. Как раз под «полторашку».
- Насколько способно мотивировать вашего ученика выступление на чемпионате Европы?
- Эти соревнования нельзя недооценивать. Прилуков - спортсмен такого уровня, что позволить себе плохо стартовать не может. Не стоит портить репутацию, терять лицо. Мы, кстати, побили рекорд соревнований девятилетней давности, который принадлежал Эмилиану Брембилле. Здесь, правда, Брембилла в финал не попал. Как и Павел Корженевски, который год назад в Монреале стал чемпионом мира, да и на чемпионате Европы на «короткой» воде в Триесте нам изрядно своими амбициями нервы попортил. О чем-то это говорит? Такая компания кого угодно мотивирует. Выходить на старт без соответствующего настроя - дело гиблое: никто из соперников не позволит просто так себя обыграть. Все ведь друг друга давно знают, изучили технику, тактику. Когда человек не настроен на борьбу, это видно сразу.
Скоро Прилуков снова появился на бортике.
- Вы заставили изрядно поволноваться болельщиков. Особенно когда Росолино проплыл первую половину дистанции быстрее, чем вы три недели назад чистую 200-метровку на отборочном чемпионате России.
- У Росолино просто не было другого выхода. Единственным вариантом, при котором он надеялся меня сломать, было уйти в максимальный отрыв на первой половине дистанции. Он и сыграл ва-банк. Не первый раз это делает. Но как бы он ни начал, на второй половине я его все равно догнал бы.
- То есть вы вообще не контролировали итальянца?
- Почему же? Я видел, что расстояние не критичное, и, значит, волноваться было нечего. Не могу сказать, что получилось абсолютно все. Сезон был длинным, тяжелым, я не совсем чувствовал скорость, поэтому первая половина и вышла такой невразумительной, вялой. Не такой, как я планировал. Но, думаю, в дальнейшем все должно быть нормально. Мы хорошо поработали перед этим чемпионатом.
- Насколько он для вас важен?
- Считаю, нам с тренером удалось очень грамотно пройти весь сезон. Выиграли две золотые медали на чемпионате Европы на «короткой» воде, еще две - на «коротком» чемпионате мира в Шанхае. Так же красиво хочется и завершить. Хотя уже чувствуется определенная усталость. Все-таки столько ответственных соревнований в течение одного года - это много. Тем более что мы серьезно готовились к каждому из них, а энергия имеет обыкновение кончаться. Могу сказать, что скорости, которые я показывал на тренировках перед прошлогодним чемпионатом мира в Монреале, были гораздо выше.
- В то же время вы только что дали понять, что совершенно не сомневались в победе.
- В финале, если не считать Росолино, по большому счету не было серьезных конкурентов. Все остальные - а это то самое поколение, которое еще год назад начало выдавливать «стариков» из финала, - утром проплыли со своими лучшими результатами, так что вечером улучшения ждать не приходилось. Во всяком случае, если бы это произошло, то было бы достаточно неожиданным.
- В чем, по вашим внутренним ощущениям, разница между дистанциями 400 и 1500 метров? Кстати, принято считать, что для вас главнее вторая.
- Вопрос не в ощущениях. Просто не всегда получается хорошо плыть обе дистанции. Это зависит от многих вещей. Здесь, как мне кажется, все должно быть в порядке. До финала у меня будет еще предварительный заплыв на 1500. Если что-то не пойдет, успею сделать корректировки. Но, надеюсь, этого не потребуется. Я поймал соревновательную технику еще на разминке перед 400-метровкой. Мне нравится, кстати, и эстафета 4x200 метров.
- Именно она, как считает Шевелев, стоила вам удачного выступления на «полторашке» на чемпионате мира в Монреале.
- Там вообще мое участие в этом виде программы было, считаю, не совсем оправданным. Я не должен был в ней выступать. Утром мне сказали, что я поплыву на одном из этапов только в том случае, если у команды будут хоть какие-то надежды на медаль. В финал ребята попали с седьмым результатом, и было очевидно, что никаких реальных шансов нет. Тем не менее меня заявили в состав. Я проплыл свой этап на две секунды быстрее остальных, однако это ничего не дало. А вот из колеи перед стартом на 1500 метров действительно выбило.
В Будапеште, думаю, все будет иначе. Эстафета пройдет уже после того, как я выступлю на своих основных дистанциях. Бороться, безусловно, будет непросто - соперники у нас в эстафете не подарок. Польша, Англия, Франция... Итальянцы наверняка соберутся. С ними очень тяжело соревноваться, когда на старт выходят такие проверенные бойцы, как Росолино, Брембилла. Но шансы есть. Главное, чтобы все проплыли так, как могут. Если это получится, если ребята соберутся, я и сам сделаю все, что от меня зависит. Хочется ведь проплыть быстро. В последний раз нам это удалось на чемпионате Европы-2004. Стали вторыми после итальянцев. С тех пор нигде не получалось - ни на Играх в Афинах, ни на чемпионате мира в Монреале.
- Как вы себя чувствуете в сборной?
- Вполне комфортно. Нормальная рабочая атмосфера. Нет людей, которые приехали просто так. Все борются, попадают в финалы. У кого-то что-то не получается, но обстановка в целом по сравнению с тем, что бывало раньше, нормальная. Никто никому не заглядывает в карман, не завидует. Я по крайней мере этого не чувствую. Климат хороший. Команда улыбается.
- Вам мешает или помогает то, что в группе Шевелева вы теперь тренируетесь не один, а с Настей Иваненко и Никитой Лобинцевым?
- Настя плавает по отдельному заданию, а вот с Никитой мы работаем вместе. Одному, честно говоря, было проще. Плывется, не плывется - все равно спокойно делаешь свою работу. А тут появляется совсем молодой пацан, который быстро плывет, лучше восстанавливается к каждой тренировке и постоянно держит в напряжении. Он иногда реально меня обгоняет. Хотя чаще - подгоняет. Так что в этом, если разобраться, есть свои положительные моменты.
|