ЗОЛОТОЙ ХЕТ-ТРИК ВЯТЧАНИНА |
|
Фото © Getty Images
на снимке Аркадий Вятчанин |
6 августа 2006
Чемпионат Европы закончился для российской сборной удачно: в плавании было завоевано в общей сложности 7 золотых, 1 серебряная и 2 бронзовые медали. Установлен рекорд Европы, автором которого стал трехкратный чемпион континента Аркадий Вятчанин. Третью золотую медаль (такого результата в ходе одного чемпионата Европы добивались из россиян лишь четырехкратный олимпийский чемпион Александр Попов и двукратный обладатель олимпийского золота Денис Панкратов) он завоевал в комбинированной эстафете 4x100 м.
Президент Европейской лиги плавания (LEN) Бартоло Консоло на церемонии закрытия отметил отменную организацию турнира, а президент Международной федерации плавания (FINA) Мустафа Ларфауи подчеркнул, что Будапешт может принимать соревнования любого ранга.
Интерес к чемпионату в Венгрии был огромен. Все, кто имеет отношение к плаванию, тут же связали это с общим ростом результатов венгерских пловцов. Однако трибуны ломились от публики и на прыжках в воду, несмотря на то что цены на билеты доходили до 200 евро. По словам российского коллеги, постоянно работающего в Будапеште, в предыдущий раз подобный ажиотаж наблюдался здесь лет 30 назад во время гастролей Большого театра. На открытии соревнований присутствовал премьер-министр страны, на закрытии - президент.
Организаторы действительно прыгнули выше головы. Новый бассейн, названный именем выдающегося венгерского тренера Тамаша Шечи и сданный в эксплуатацию за считаные дни до начала чемпионата, заслуживает самых высоких оценок. Очень удобной получилась и прыжковая ванна. Единственное, что сильно подпортило впечатление от турнира, это внезапно ухудшившаяся погода, из-за чего соревнования дважды приходилось переносить на следующий день.
И бог весть в какой раз встал вопрос: насколько правомерно проводить столь серьезное мероприятие, как чемпионат Европы, на открытой арене? После своей победы в Будапеште Дмитрий Саутин не зря сказал, что больше всего он боялся замерзнуть. Ведь в последние годы прыжки в воду стали настолько сложными, что остывшие мышцы, а также мокрое из-за дождя покрытие платформы, микроскопическая, невидимая глазу потеря равновесия из-за порыва ветра могут стать причиной довольно тяжелых травм.
Для пловцов погода имеет несколько меньшее значение, хотя, когда холодно, скорости неизбежно падают. Знаю, например, что немало спортсменов в не столь отдаленные времена целенаправленно готовились выйти на рекордный результат на традиционнном летнем турнире Mare Nostrum во французском Кане-ан-Руссийоне (уж больно хороши были призы, обещанные рекордсменам мира), но в большинстве случаев ничего у них не выходило: из-за нередких в этом городе дождя и ветра пловцы просто коченели на старте.
Два последних дня чемпионата в Будапеште было откровенно холодно, и нашим прыгуньям в воду, выступавшим в воскресном «синхроне» на трехметровом трамплине, здорово повезло: во время их финала ветер стих и выглянуло солнце. А вот жуткую и совершенно непредсказуемую неудачу олимпийской чемпионки Юлии Пахалиной я не берусь объяснить ничем иным, кроме непогоды. Она грубо ошиблась, исполняя три с половиной оборота вперед согнувшись - прыжок, который получался у нее до этого в десяти случаях из десяти, и стала лишь шестой.
Конечно, грех сетовать на погодные неурядицы, когда на турнире такого уровня нашими прыгунами и пловцами завоевано столько высших наград. Но, с другой стороны, насколько высок он, европейский уровень? Например, на фоне проходившего параллельно чемпионата США, на котором брассист Брендан Хансен дважды бил мировые рекорды, а Майкл Фелпс выиграл пять дистанций с результатами на грани его же высших достижений? А как выбросить из головы итоги недавнего Кубка мира по прыжкам в воду, на котором десять высших наград из десяти завоевали представители Китая? Вот и получается, что итог будапештского чемпионата - этакий триумф в собственном соку.
Были, конечно, исключения. Отнесу к ним три мировых рекорда немецких спортсменок в двух эстафетах и на индивидуальной 100-метровке вольным стилем, мировой рекорд Лоры Манаду, установленныйв последний день турнира на кролевой дистанции 400 метров. Но в то же время, как отметил двукратный олимпийский чемпион Денис Панкратов, сейчас, когда до Игр в Пекине осталось всего два года, казалось бы, должны в массовом порядке проявить себя молодые спортсмены, а таких проявлений, по сути, нет.
Единственным настоящим открытием в российской команде стал Вятчанин. В мужском баттерфляе позиции сданы, в брассе тоже. Про женщин лучше вообще не вспоминать. Главный тренер сборной Александр Клоков подтвердил: при подготовке к очередному чемпионату мира, который пройдет в Мельбурне во второй половине марта 2007 года, особые условия будут созданы не более чем десятку спортсменов, причем женщин среди них всего две.
На женском безрыбье (команду россиянок в комбинированной эстафете дисквалифицировали вчера в утреннем заплыве за фальстарт Ирины Беспаловой) победа Елены Богомазовой на дистанции 50 метров брассом была особенно приятной. На своем первом чемпионате Европы в 2002-м она дважды была третьей, в 2004-м получила бронзу и серебро, завоевала пять медалей европейских первенств на «короткой воде», но среди них тоже не было ни одной золотой. А на 100-метровке в Будапеште Богомазова и вовсе оказалась шестой. Поэтому появившись в микст-зоне после триумфа на «полтиннике», она чуть не прыгала от радости.
- Как плылось?
- Очень быстро, - рассмеялась чемпионка. - Хотя результат не слишком высокий - не дотянула даже до рекорда России.
- Сомнения в победе были?
- Нет. Не хотела даже думать о том, что могу в очередной раз проиграть. Слишком уж долго я стремилась к чемпионскому званию.
- Этот прорыв как-то связан с вашим отъездом из России во Францию?
- Мне не хотелось бы так говорить. Но психологически я, безусловно, отдохнула, избавилась от того груза, который накопился за годы не очень успешных выступлений.
- 50 метров - неолимпийская дистанция. На что, по вашим ощущениям, можете реально рассчитывать на 100-метровке?
- Не хочу загадывать. Уверена, что смогу улучшить свой личный результат. И готовиться к чемпионату мира-2007 собираюсь, кстати, совсем иначе.
- Дисквалификация в эстафете, в которой вы стартовали сегодня утром на этапе брассом, вас сильно расстроила?
- Гораздо больше расстроились девочки. Они очень хотели плыть вечером. Да и я тоже хотела. Ведь мне только к концу чемпионата удалось набрать обороты, чувствовала, что осталось достаточно сил, что мы сможем бороться за медаль. Но эстафета - такое дело, где эмоции бьют через край. Я сама сделала старт на грани фола, ну а потом Ира Беспалова прыгнула в воду на 0,06 раньше допустимого.
- Получается, что если бы индивидуальная 100-метровка брассом проводилась не во второй-третий день чемпионата, а сейчас, то ваш результат мог быть иным?
- Не люблю рассуждений на тему «если бы...». Расстроилась я тогда ужасно. Ведь была готова. Но настолько устала на финише, что слабо коснулась стенки, и электроника не сработала. Невыносимо было слышать со всех сторон, что руки на финишную стенку я кинула третьей. Результат в итоге пятым оказался, но винить некого. Чересчур быстро начала, да и вообще силы на дистанции разложила как-то по-детски... Слишком хотела выиграть.
- С какими же чувствами ждали воскресенья, понимая, что 50 метров - ваш последний шанс и что вы снова можете проиграть?
- Ой... Заснуть тяжело было. Но мне все-таки удалось выбросить из головы все ненужные мысли. Сказала бы даже, что они сами куда-то бесследно исчезли перед стартом. Именно в тот момент я и поняла, что стану первой.
|