Елена Вайцеховская о спорте и его звездах. Интервью, очерки и комментарии разных лет
Главная
От автора
Вокруг спорта
Комментарии
Водные виды спорта
Гимнастика
Единоборства
Игры
Легкая атлетика
Лыжный спорт
Технические виды
Фигурное катание
Футбол
Хоккей
Олимпийские игры
От А до Я...
Материалы по годам...
Гостевая книга
Translations
Фотогалерея

Водные виды спорта - Чемпионат мира 2005 - Монреаль (Канада)

Глеб Гальперин: «КАК ДОБРАЛСЯ ДО МЕДАЛИ - НЕ ПОНИМАЮ!»

Глеб Гальперин
Фото © Александр Вильф,
На снимке Глеб Гальперин

25 июля 2005

В пятницу всем тем, кто болел за российских прыгунов в воду, пришлось расстаться с самой большой надеждой. На трехметровом трамплине у женщин, на котором выступала Юлия Пахалина, мы снова остались без медалей. Чемпионка Олимпийских игр, мира и Европы закончила выступления с пятым результатом. Зато в субботу счет нашим наградам был наконец открыт: на 10-метровой вышке Глеб Гальперин завоевал бронзу.

ЧЕРНАЯ ПЯТНИЦА

Утро пятницы началось с трагедии. 17-летняя американка Челси Дэвис, для которой чемпионат мира стал первым в жизни взрослым турниром, в четвертом прыжке ударилась о трамплин. Такое в этом виде спорта не редкость. Самый свежий и памятный пример - выступление Дмитрия Саутина и Александра Доброскока в синхронных прыжках на Играх в Афинах. Саутин зацепил доску ногами - и страна осталась без совершенно реального золота.

Катастрофичность того случая заключалась исключительно в потере медали. Прыгуны настолько часто задевают снаряд руками или ногами, что эти инциденты, как правило, вовсе не считаются чем-то из ряда вон выходящим. Так, мелкая неприятность. Только в пятничном женском турнире сразу двум спортсменкам пришлось пережить подобное. Мексиканка Яшиа Луна в одном из предварительных прыжков ударилась о доску пальцами рук, а в финале австралийка Бриони Коул задела трамплин ногами.

В случае с Дэвис все вышло гораздо серьезнее. Спортсменка выполняла прыжок из задней стойки, вращаясь вперед, и, раскрывшись после двух с половиной оборотов, пришла на доску лицом.

Как выяснилось уже в госпитале, американке крупно повезло. Она отделалась лишь несколькими швами на лице. В похожую передрягу в 1988-м на Играх в Сеуле попал легендарный Грегори Луганис, который в предпоследнем предварительном прыжке ударился о трамплин затылком. Очевидцы наверняка помнят, что американцу тогда здорово помогло своевременное вмешательство врача. Тот прямо на бортике наложил спортсмену швы, благодаря чему Луганис успел прийти в себя, выполнить заключительную попытку, вышел в финал, а днем позже выиграл на этом снаряде золотую медаль.

Когда в спорте случаются травмы такого типа, пострадавшему обычно приходится проще: шок не позволяет прочувствовать случившееся до конца. Но поставьте себя на место его соперника, на глазах которого происходит трагедия. Трамплин залит чужой кровью, по воде расходятся бурые пятна, и нужно заставить себя продолжать соревноваться как ни в чем не бывало...

Получается далеко не всегда. В конце 90-х на турнире в США лицом о доску - точно так же, как Дэвис, - ударилась еще одна американка, Нэнсили Андервуд (в Монреале она выступала в финале трамплинисток и заняла девятое место). Тот удар получился более жестким. Когда срослись кости носа и челюсти, девушке пришлось сделать несколько пластических операций, позволивших вернуть лицу прежний вид.

Ставшая очевидицей этой драмы, наша Вера Ильина была так потрясена, что целых пять лет, вплоть до Игр-2004, не могла справиться со страхом. Каждый раз она интуитивно старалась уйти как можно дальше от снаряда, траектория вылета снижалась, и спортсменке попросту не хватало высоты, чтобы выкрутить все обороты. Перед Олимпиадой в Афинах тренеры пытались уговорить Ильину попробовать более сложную модификацию того же самого элемента - в положении согнувшись, но Вера отказалась наотрез.

Постоянный риск - плата за все более возрастающую сложность прыжков. Десять лет назад набор произвольных прыжков, который в Монреале демонстрировали женщины, сделал бы честь любому участнику мужского турнира. Но есть закономерность: чем большей высоты вылета требует та или иная комбинация, тем отвеснее должна быть траектория полета. А значит, нужны предельно крепкие нервы: уходить вертикально вверх, зная, что где-то совсем рядом металлическая, обсыпанная наждачной крошкой доска, способны немногие. Как и бороться за медали.

Прогнозировалось, что в той компании, которая собралась на трамплине в пятничном финале, таких будет всего четверо. Две китаянки - олимпийские чемпионки Афин в синхронных прыжках Го Цзинцзин и By Минься (в индивидуальном олимпийском турнире они получили еще по одной медали, разыграв между собой золото и серебро), Пахалина и чемпионка мира-2005 на однометровом трамплине Блит Хартли.

Далее в протоколе расположилась троица звездных детей. Анна Линдберг - дочь олимпийской чемпионки Мюнхена-72 и вице-чемпионки Монреаля-76 Ульрики Кнапе, Таня Каньотто, отец которой Джордже Каньотто выступал за Италию на четырех Олимпиадах и завоевал на них две серебряные и две бронзовые награды, и Хайке Фишер - ее мама, неоднократная чемпионка ГДР Маргит Шепке была чемпионкой Европы-77 в прыжках с 10-метровой вышки.

Шансов забраться на пьедестал у этих троих по большому счету не было вообще: первая четверка значительно превосходила юных соперниц в сложности программ. Но прыжки в воду славятся своей непредсказуемостью. Вспомните те же Афины, где явные фавориты мужского синхронного турнира трамплинистов - дуэты Китая и России - заняли в итоге два первых места от конца протокола!

Первой из соискательниц наград выбыла Хартли. После серьезной ошибки во втором прыжке ей уже не могла бы помочь никакая поддержка трибун и арбитров. Второй пострадавшей оказалась Пахалина.

Еще до начала чемпионата я услышала от тренеров, что Юля не избежала участи большинства спортсменов-россиян, приехавших в Монреаль с травмами различной тяжести. Мол, на одной из тренировок в зале довольно серьезно повредила шею. Отец и тренер Пахалиной Владимир информацию опроверг, сказав, что все разговоры о травме - не более чем слухи. Но добавил: «Сыпаться начинает Юлька, не выдерживает напряжения. Возраст...».

Тема травмы вновь всплыла после финала. Объясняя неудачное выступление журналистам, спортсменка сослалась именно на эту причину. Принять версию мешало одно: на разминке перед самым началом финала Пахалина по разу попробовала прыжки своей программы, и все они получились идеально.

А вот в самый нужный момент не вышло: Юля смазала три попытки из пяти. Поэтому объяснение случившемуся укладывалось в одно-единственное слово - «перегорела».

Перед заключительной попыткой у Пахалиной все еще был шанс зацепиться за призовую тройку. О двух первых позициях не могло быть и речи: китаянки оторвались уже слишком далеко. Но бронза оставалась вакантной.

Однако получилось так, что и Каньотто, и Линдберг, опережавшие Пахалину после четырех раундов на 8 и 10 баллов, в своих последних попытках исполняли наиболее сложные прыжки и справились с ними на редкость четко. После чего догнать их уже не было никакой возможности.

БРОНЗОВАЯ СУББОТА

В субботу Глеб Гальперин стал главным ньюсмейкером вечера: не так часто случается, чтобы на пьедестал чемпионата мира попал спортсмен, всего за два прыжка до окончания соревнований занимавший место за пределами первой десятки.

Подобно Линдберг, Каньотто и Фишер, этот прыгун тоже вырос в бассейне. С той лишь разницей, что родители Глеба никогда не добивались сколько-нибудь значимых результатов международного уровня. Гальперин-старший вообще предпочитал соревноваться на трамплине, уверяя, что испытывает ужас от одного только вида 10-метровой вышки. А сын - под руководством мамы - стал вышечником. Правда, не так давно. В 1999-м Глебу прооперировали локоть, и прыгать с большой высоты он какое-то время не мог: болела рука.

На барселонском чемпионате мира спортсмен выступал в индивидуальных и синхронных прыжках (с Игорем Лукашиным), в олимпийском сезоне встал в пару с Дмитрием Доброскоком. Шестое место, занятое ими в Афинах, было не бог весть каким достижением, но в этом году результаты начали обнадеживать. Гальперин выиграл этап «Гран-при» в Риме, и там же они с партнером завоевали золото в синхронных прыжках.

Тот самый четвертый прыжок Гальперина стал рекордным по количеству максимальных оценок: шесть судей из семи выставили россиянину «десятки». В итоге бронзу Гальперина и четвертое место мексиканца Роммеля Пачеко разделили 0,99 балла.

- Я не очень нервничал накануне соревнований, хотя, когда засыпал в пятницу, перед глазами стоял тот самый прыжок Дэвис - его весь вечер крутили по всем каналам канадского телевидения, - сказал Глеб. - Но когда начался финал и я ошибся в первых двух прыжках, понял, что шансов не осталось. Видел, как расстроена мама. Она сказала: «Попробуй хоть в оставшихся попытках показать, что умеешь прыгать». Эта фраза, как ни странно, помогла успокоиться. Но то, что я все-таки добрался до медали, не укладывается в голове до сих пор...

 

 

© Елена Вайцеховская, 2003
Размещение материалов на других сайтах возможно со ссылкой на авторство и www.velena.ru