|
Фото © Александр Вильф,
На снимке Виржини Дидье |
23 июля 2005
В четверг в Монреале, выиграв второй раз в своей карьере титул чемпионки мира, со спортом попрощалась француженка Виржини Дидье - лучшая солистка последних четырех лет.
Журналисты редко ходят на предварительные соревнования синхронисток, особенно когда речь идет о технических программах. Поэтому слова тренеров российской сборной, что в сольных выступлениях у Натальи Ищенко есть шанс обойти действующую чемпионку мира, были автоматически приняты на веру. Но лишь до того, как спортсменки начали состязаться в произвольных композициях. Утверждать, что хотя бы одну из участниц финала можно поставить рядом с Виржини Дидье, было бы верхом самонадеянности.
ЗАСТЕНЧИВАЯ ЗВЕЗДА
Француженка долго ждала своей очереди на высшую ступень пьедестала. На французском уровне побеждала на всех соревнованиях, но в международных турнирах постоянно уступала российской приме Ольге Брусникиной. Впервые стала чемпионкой Европы в 2002-м, после того как Брусникина оставила спорт. Через год Дидье выиграла мировое первенство в Барселоне, заметив на пресс-конференции, что этой победой прежде всего обязана российскому тренеру - Марии Максимовой. Тогда же Виржини собиралась уйти из спорта, серьезно заняться учебой в самой знаменитой художественной академии Парижа. Но вкус золота оказался сильным искушением задержаться в спорте еще на пару лет - до монреальского чемпионата.
Ее произвольная композиция стала шедевром. Ни одного лишнего движения, множество находок, потрясающая работа рук и ног в самых разных плоскостях, что всегда особенно высоко ценилось в синхронном плавании. При этом программа вовсе не выглядела спортивной. И даже когда на табло загорелись «десятки», осталась некая досада от того, что никакие, даже столь высокие оценки не способны в полной мере отразить все очарование выступления француженки.
- Она очень хорошо знает, чего хочет, а главное - умеет объяснить это руководителям национальной федерации, - рассказывал мне про Дидье журналист L'Equipe. - Несколько лет назад заявила, что хочет поработать с русским хореографом. Никакого восторга среди чиновников это не вызвало, потому что во Франции на этот счет существует определенная политика. Считается, что с французскими спортсменами должны работать исключительно свои тренеры. Дидье тем не менее сумела настоять на своем.
Аналогичная история случилась чуть позже, когда Виржини приняла решение расстаться со своим постоянным наставником - у них начались разногласия в тренировках. Ей пытались давать всевозможные советы, но она заявила, что уже сделала выбор. И стала работать с Шарлотт Масарди, которая еще в Атланте была действующей спортсменкой, выступала в группе, затем несколько лет была занята в водном театрализованном шоу в США. Параллельно Дидье нашла не самого подходящего с точки зрения федерации хореографа - парня из труппы канадского цирка Du Soleil, сделала с ним несколько постановок. Она сама выбирает музыку - может проводить за этим занятием недели. Люди, которые с ней работают, говорят, что одно и то же движение Виржини отрабатывает перед зеркалом по нескольку часов, стараясь добиться абсолютного совершенства.
Дидье призналась однажды: она никогда не руководствуется общепринятыми понятиями о том, что хотят видеть судьи. Для нее важнее получать удовольствие от работы. Хотя во всем, что не касается синхронного плавания, Дидье очень закрытый, я бы даже сказал, застенчивый человек. Лишь после того как впервые стала чемпионкой мира, начала относительно свободно общаться с журналистами. Но до сих пор избегает повышенного интереса к собственной персоне. Известно, например, что у нее есть жених, который приехал в Монреаль зрителем. Уйдет ли она из спорта сейчас, не может сказать никто. Хотя из команды уже, по сути, ушла. Отказалась от выступлений в группе и дуэте, объяснив это тем, что не хочет никого подвести, если примет решение закончить карьеру.
РУССКИЙ ВЗГЛЯД
- Если Дидье действительно уйдет, соло ждет непростой период, - заметила в Монреале Мария Максимова, которая работала с француженкой над ее чемпионскими постановками 2002 и 2003 годов. - Наташа Ищенко еще не совсем готова выступать на таком уровне. Артистизму ведь тоже нужно учиться. Не случайно лучшей программой Ольги Брусникиной стала «Шехеразада» на ее последнем чемпионате мира в 2001-м. До этого она выступала замечательно, но настоящим мастером предстала именно под занавес карьеры. С возрастом все движения становятся более осмысленными. К нынешней композиции Дидье я уже не имею никакого отношения, но это не мешает мне испытывать восхищение. В программе Виржини не было ни одного пустого движения - работает каждый палец, каждый жест.
Я наблюдала за ней много лет с того самого времени, когда Дидье в десятилетнем возрасте выиграла детский чемпионат Франции. Уже тогда я сказала французским тренерам, что эту девочку ждет в синхронном плавании огромное будущее.
Когда мы вместе начали работать над сольными программами, была потрясена тем, как эта спортсменка трактует музыку, образ. У меня есть потрясающие видеозаписи, которые Виржини присылала мне из Франции. Любой хореограф мира сказал бы, что это выдающаяся артистка. Она может показать любую композицию и в воде, и стоя на полу, и лежа. Прекрасно рисует - несколько ее акварелей висят у меня дома. Насколько мне известно, Дидье не собирается связывать свое будущее со спортом - хочет стать художником по тканям или дизайнером.
Мне искренне жаль, что она собирается уйти. Пока не вижу спортсменки, которая сумела бы соперничать с ней на равных. Испанка Джемма Менгуаль тоже очень талантлива, но она выступает во всех четырех видах, причем даже в предварительных турнирах. Отработать восемь программ в ходе одних соревнований неимоверно тяжело. Ищенко может вырасти в замечательную солистку, но лишь при том условии, что будет окружена постоянной и очень сильной конкуренцией. После ухода Дидье у Наташи есть все шансы стать первой, но настоящего прогресса можно добиться лишь в жесткой борьбе.
Знаю, некоторые судьи и тренеры в Монреале говорили, что Дидье недостаточно хорошо справляется с технической программой. Она действительно выступила в этом виде не лучшим образом, но это вовсе не значит, что она технически слаба. Скорее дело в том, что предчувствие ухода подтолкнуло ее к решению сделать техническую программу максимально сложной. Этого не требовалось - большинство спортсменок предпочитают заботиться только о предписанных элементах и выполнять их без дополнительного напряжения. Виржини включила в свою композицию очень много мелких подводящих движений, чтобы увязать всю программу в единое целое. К тому же она заметно похудела, а в нашем виде спорта любые колебания веса всегда нарушают центровку.
Несмотря на это, произвольное выступление получилось вне всякой критики. Хотя лично я получила большее удовольствие, когда наблюдала эту композицию в предварительном турнире. Там Дидье как бы играла со зрителями, сама наслаждаясь этой игрой. А вот финальное выступление вышло по-настоящему прощальным. Когда оно закончилось, у многих полились слезы.
СПОРТ ИЛИ ИСКУССТВО?
- У меня осталась мечта когда-нибудь сделать программу, в которой Брусникина и Дидье выступят вместе, - сказала Максимова. - Уже есть идея постановки. Оля - черный лебедь, Виржини - белый. Согласие спортсменок уже получено. Надо только решить, как и в какой стране мы эту задумку реализуем. Но это будет уже не спорт...
Чемпион всегда задает некое направление тому виду, в котором выступает. Когда в предолимпийском сезоне за право представлять Россию на международном уровне схлестнулись два дуэта - двукратные чемпионки Игр в Сиднее Ольга Брусникина и Мария Киселева и совсем юные на тот момент Анастасия Давыдова и Анастасия Ермакова, это было битвой именно направлений - творческого и спортивного. Победил последний, акцентированный не столько на выразительность, сколько на темп и сложность. Неудивительно, что и Ищенко, которая несколько лет работает с тренером двух Анастасий Татьяной Данченко, пошла по тому же пути. Отдельные комбинации в ее исполнении в Монреале были выполнены фантастически. Но в сравнении с программой чемпионки композиция россиянки выглядела не более чем хорошо подобранным набором сложнейших элементов. При этом заметно проигрывала в цельности образа.
Русская внутренняя война дуэтов за место в сборной породила в среде синхронного плавания бурные дискуссии. Раздавалось немало высказываний, что слишком явный упор на спортивность заведет этот вид спорта в тупик. В том числе и потому, что невозможно пленить зрителя одной лишь положенной на музыку техникой. Хитросплетения вращений и высоту «стоек» способны по-настоящему оценить лишь те, кто стоит на бортике или сидит за пультами. А вот если мурашки по коже - это не требует никаких разъяснений. Именно поэтому победа Дидье в состязаниях солисток и выглядела столь безоговорочной.
И было на самом деле совершенно не важно, флаг какой страны поднимается над пьедесталом в честь чемпионки. Когда победа так потрясающе красива, она невольно становится достоянием всех, кто стал ее очевидцем.
|