ГОЛОДНЫЕ КАНАДЦЫ БЫЛИ СЧАСТЛИВЫ |
|
Фото © Александр Вильф,
На снимке Александр Деспати |
23 июля 2005
Все годы, что в программе чемпионатов мира существует однометровый трамплин, специалисты спорили, нужен ли вообще этот полутренировочный снаряд в программе столь крупных соревнований. В Монреале вопросов не было. Как не было и свободных мест на трибунах.
Главная причина столь неожиданной популярности заключалась в том, что канадцы жаждали увидеть второй триумф любимца всей страны - Александра Деспати. Этот спортсмен, как я уже писала, решил сконцентрироваться в нынешнем сезоне лишь на трехметровой и метровой высоте, а для простого, не очень искушенного в специфике прыжков в воду болельщика вид программы всегда второстепенен. Куда важнее то, может твой соотечественник выиграть или нет.
С этой точки зрения финал на «метре» вообще не представлял интереса для россиян: Сергей Гольцев и Олег Викулов заняли 22-е и 29-е места в предварительной серии. На этом чемпионат мира был для них закончен.
Повод взглянуть на финал другими глазами все же имелся. За несколько дней до начала чемпионата мира Международная федерация плавания (ФИНА) утвердила новые правила, по которым отныне будут проводиться все прыжковые соревнования. До настоящего времени формат состязаний в олимпийских индивидуальных дисциплинах был стандартен: произвольная программа в предварительной серии, обязательная - в полуфинале и снова произвольная, причем итоговый результат складывался из оценок финала и «школы» - тех самых обязательных прыжков полуфинальной части.
Решением ФИНА «школу» упразднили навсегда. Наверное, правильно: наблюдать, как 18 спортсменов исполняют одни и те же простые элементы, - занятие довольно скучное. Теперь зрителей ждет куда более захватывающее действо: в предварительной, полуфинальной и финальной сериях спортсменам придется соревноваться лишь в произвольных прыжках, причем каждый раз подсчет результата будет осуществляться с «нуля». То есть именно так, как сейчас и происходит на однометровом трамплине.
Второе новшество направлено на то, чтобы сделать судейство более объективным. По нынешним правилам, итоговая сумма за прыжок складывается следующим образом: самая высокая и самая низкая из оценок семи арбитров отбрасываются, оставшиеся пять суммируются, находится среднее арифметическое, затем это число умножается на три и на коэффициент трудности каждого конкретного прыжка. Новые правила проще: отсекаться будут не две, а четыре крайние оценки. И останется просто умножить на коэффициент сумму трех оставшихся.
Мера, безусловно, здравая. По прежним временам не раз случалось, что всего два благосклонных к тому или иному прыгуну арбитра имели весьма ощутимую возможность помочь, выставляя любимцу более высокие баллы. Принцип прост: одна оценка отлетит, вторая пойдет в зачет. Точно так же можно было притопить неугодного конкурента. Новая система вряд ли позволит добиться максимальной объективности (люди есть люди), но доказать наличие сговора, как и обеспечить его, станет сложнее.
В четверг никаких нареканий в адрес судейских бригад не было. Деспати явно поймал кураж, а в этом случае никакие оценки не выглядят чересчур высокими. Подобно своей соотечественнице Блит Хартли, выигравшей чемпионат мира на этом же снаряде, канадец ни разу не дал повода соперникам подумать, что может проиграть. В финале он стал единственным, кто был удостоен «десяток». Хотя противостояли спортсмену сразу два представителя Китая (давно известно, что бороться вдвоем всегда проще, чем в одиночку).
Впрочем, вряд ли 20-летний фаворит страдал от отсутствия поддержки. Вместе с ним в этот вечер была вся Канада. Тяжелее пришлось оголодавшим за день болельщикам: пока продолжался финал, продавцы хот-догов и мороженого вместе со своими тележками оккупировали пятачок возле бассейна, откуда, привстав на цыпочки, можно было разглядеть укрепленное на одной из вышек электронное табло соревнований.
|