|
Фото © Александр Вильф |
22 июля 2005
Наверное, по-другому не могло быть: российская команда, дебютировавшая в Монреале в новом для себя виде - синхронной комбинации, - не оставила соперницам ни единого шанса даже на то, чтобы сохранить некую видимость конкуренции. Разрыв между новыми чемпионками и победительницами мирового первенства-2003 в этом виде программы японками получился просто разгромным.
В день финала произошло еще одно нетривиальное событие. Пожалуй, впервые в истории синхронного плавания судьи выставили «десятки», несмотря на то что основным соперницам российской команды еще только предстояло выполнить свои композиции. А тот факт, что среди арбитров, показавших максимальные оценки, были представительницы Японии и Испании, означал заведомую капитуляцию.
Комбинацию многие до сих пор считают чем-то малопонятным. В чисто групповых выступлениях проще: четыре минуты музыки - и вкалывай от первого до последнего такта без передышки. Здесь же правила более замысловаты: отработать в воде по очереди должны и группа, и дуэт, и солистка. Всего участниц 10, причем группа целиком должна исполнить в ходе одной постановки две партии, а сольных и дуэтных выступлений может быть и по одному, но не более двух. Еще одна тонкость заключается в том, что, пока работают солистки или дуэты, остальные спортсменки обязаны стоять в воде неподвижно. Любое несанкционированное движение влечет за собой потерю баллов.
Новшества редко сопровождаются доскональным соблюдением правил (как показал финал, далеко не все команды им следовали), однако команда России была обязана учитывать мельчайшие нюансы. То, что сильнейшая в синхронном плавании страна решила замахнуться еще на один вид программы, обрадовало не многих. Ведь пока мы игнорировали комбинацию, у остальных был шанс побороться за золото. И кто знает, как бы повели себя судьи, дай наши спортсменки повод придраться к своей постановке.
Писать, что золотая медаль мирового первенства досталась нам без борьбы, наверное, не очень прилично по отношению к соперникам. Но это было именно так. Гораздо больше волнений российским тренерам должна была доставлять синхронная группа-восьмерка, из которой в этом сезоне ушли двукратные олимпийские чемпионки Анастасия Давыдова и Анастасия Ермакова. Никто ведь не знал, как отнесутся арбитры к совсем юной команде без звезд. Что же касается комбинации, то представьте чувства служителей Фемиды, когда перед ними развернулся следующий спектакль, поставленный на знаменитую музыку Штраусса «Летучая мышь»: сначала уникальное по темпу и синхронности групповое шоу, затем - сольный выход второй по величине звезды Европы и без пяти минут - мира Натальи Ищенко, следом - отточенное выступление олимпийских чемпионок, органично перетекающее в еще одно дуэтное действо, причем исполнительницы - Ищенко и Светлана Ромашина - если и уступали в качестве и выразительности более опытным подругам, то совсем чуточку. Ну и на закуску - еще один групповой выход спортсменок, всего два дня назад признанных, пусть и на предварительном уровне, сильнейшими в мире. Какие тут могут быть вопросы?
Японкам все-таки удалось слегка огорчить главного тренера нашей сборной Татьяну Покровскую. На мартовский Кубок Европы, на котором Россия впервые демонстрировала свою комбинационную программу перед публикой, Япония прислала целую делегацию наблюдателей. На протяжении всего турнира гости без устали снимали на видеокамеры все, что показывали россиянки в «Олимпийском», а в Монреале выяснилось, что представители страны - чемпионки мира приезжали в нашу столицу не зря. Они нахально скопировали одну из главных изюминок российской постановки - поддержку на последних секундах программы.
Правда, это не помогло японкам сохранить титул, завоеванный в Барселоне в 2003-м. Да и вообще, сетовать на плагиат не имело смысла. Как заметила однажды известнейший тренер по фигурному катанию Тамара Москвина, если уникальный элемент показан на соревнованиях, он становится всеобщим достоянием. Не патентовать же каждый трюк?
- Я рада, что дебют получился именно таким, - сказала Покровская. - Это ведь только кажется, что нам все дается легко. На самом деле девчонки собрались на выступление из последних сил. Расписание составлено так, что мы не успеваем вернуться в гостиницу между выступлениями. Как приехали в бассейн в 7 утра, так целый день и проводим на бортике.
Не могу сказать, кстати, что я в восторге от нового вида программы. Для нас привычнее более спортивные дисциплины. Взять турниры групп. Немало сборных способны блестяще отработать первую половину выступления, но довести композицию до конца, не снижая темпа и сложности, могут единицы. Не увидела я и чего-либо выдающегося. Те же японки очень старались произвести впечатление. Взяли музыку Хачатуряна, прошлись по ней своим самурайским характером, но и только. Удивили разве что бразильянки. Мне бы никогда не пришло в голову выбрать для композиции тему фитнеса. А у них получилось здорово.
К сожалению, не удалось посмотреть выступления всех команд. Но для себя я сделала вывод: чем меньше мы будем встречаться с соперницами, тем лучше. В свое время мы пошли на то, чтобы проводить совместные сборы с испанками, и тем самым дали им колоссальный импульс в развитии. Сейчас, например, я вижу, что такого же заряда не хватает китайской команде. Спортсменки этой страны очень заметно прогрессируют, но самим нам способствовать этому совершенно ни к чему.
На вопрос, не возникает ли ревности между двумя дуэтами, которые в комбинации как бы соревнуются друг с другом, Покровская ответила:
- Такую сюжетную линию я выбрала намеренно. Во-первых, это сильно подстегивает всех четырех спортсменок, а во-вторых, у нас появилась прекрасная возможность показать всему миру, сколь сильный резерв есть за спиной у наших звезд. Кстати, ко мне подошел тут директор Международной федерации плавания Корнель Маркулеску и сказал, что потрясен российским выступлением. И что комбинация, на его взгляд, обязательно должна войти в олимпийскую программу. Возможно, он прав. Раньше я всегда жалела, что на Играх не соревнуются солистки. А сейчас должна признать, что этот вид становится все более скучным. По большому счету смотреть с удовольствием можно выступления лишь трех спортсменок: чемпионки мира Виржини Дидье, испанки Джеммы Менгуаль и Ищенко...
В финале выступления в комбинации на последнюю из солисток легла львиная часть работы. Ищенко была задействована во всех сценах «Летучей мыши», за исключением единственной минуты, когда выступали Ермакова и Давыдова. Помимо этого она единственная в команде, кто выступает в Монреале в трех видах программы.
Кстати, по поводу своего сольного выступления, в котором, как я уже писала, Ищенко впервые в жизни так близко подобралась к чемпионке мира после исполнения предварительной технической программы, Наташа без ложной скромности заметила:
- Я просмотрела видеозапись и думаю, что по элементам мне удалось справиться со своей композицией лучше, чем француженке. Знаю, что и произвольную программу выполнила очень хорошо. Хотя психологически было тяжеловато: француженка выступала раньше, и когда я увидела ее оценки, сразу поняла, что никому другому судьи не позволят выйти вперед. Ничего не поделаешь: у нас очень сильны традиции, согласно которым каждой солистке приходится годами стоять в очереди на пьедестал. Дидье тоже не была исключением, пока выступала Ольга Брусникина. Так что я не расстраиваюсь.
|