|
Фото © Александр Вильф,
На снимке китайский дуэт |
19 июля 2005
Две первые золотые медали в синхронных прыжках в воду были завоеваны представителями Китая. Тон Цзя и Пейлин Юань стали чемпионками мира на 10-метровой вышке, продолжив победные традиции страны на третьем мировом первенстве подряд, а Чонь Хе и Фэнь Ван получили золото на трехметровом трамплине. В том самом виде, где два года назад Россия праздновала победу Дмитрия Саутина и Александра Доброскока.
Звучит уничижительно, но меньше всего к двум воскресным китайским победам подошел бы столь традиционный для спорта глагол «завоевать». Тандемы из Поднебесной просто забрали свое. По-спортивному нагло и по-китайски корректно. С традиционными поклонами судьям и зрителям после каждого прыжка, но при этом ни у одного человека на трибунах не возникло даже легкого подозрения, что результат мог бы сложиться по-другому. Как не возникает иллюзий у владельца до блеска начищенного и до мелочей отлаженного «опеля» или «фольксвагена», что его машинка может быть скоростнее и комфортнее «бентли» или «роллс-ройса».
Уже не раз я писала о том, как тщательно и долго создавалась в Китае технология подготовки чемпионов в прыжках в воду. В 60-х специалисты этой страны взахлеб учились по советским учебникам, в следующем десятилетии штудировали видеозаписи лучших прыгунов мира и проецировали их на своих спортсменов, в 80-х впервые вывели подопечных на международную арену, и мир содрогнулся в прямом смысле этого слова. Потому что никакой другой нации по тем временам даже не приходило в голову, что прогресс может быть таким стремительным, а стабильность результатов - столь несокрушимой.
За последние 25 лет технология стала идеальной и пошла в массы. В частности, фантастический прогресс прыгунов Австралии, который был отмечен специалистами на Олимпийских играх в Сиднее, объяснялся прежде всего тем, что на Зеленом континенте появились китайские тренеры. Не самые лучшие, кстати. А те, кто по каким-то причинам остался без работы на родине.
О том, как обстоит дело с подготовкой спортсменов экстра-класса в самом Китае, до сих пор принято рассказывать в жанре триллера. Мол, талантливых детей там забирают в спортивные интернаты чуть ли не в шестилетнем возрасте, ежемесячно выплачивая их родителям незначительную компенсацию. И муштруют, добиваясь максимальной отдачи в работе, чуть ли не 24 часа в сутки.
Действительно, забирают и муштруют. Но секрет результата давно уже заключается не в боязни, что отправят домой и тем самым лишат нищую, как правило, семью крошечной финансовой поддержки, а прежде всего в той самой технологии. Слова, не так давно сказанные мне главным тренером российской сборной по спортивной гимнастике о том, что в Китае давно уже нет понятия двухразовая или трехразовая тренировка, потому что ежедневная тренировка длится с раннего утра до позднего вечера, - это вовсе не преувеличение. Под китайский спорт, будь то прыжки в воду, гимнастика, настольный теннис, плавание или штанга, государство давно уже стянуло лучшие тренировочные и медицинские методики, фармакологию и самые передовые научные разработки. Едва стало известно, что летние Игры-2008 пройдут в Пекине, государственные вливания в спорт возросли в десятки раз.
Кстати, именно по примеру ближайшего соседа в Японии неподалеку от Токио не так давно был отстроен фантастический по современным меркам плавательный центр, где на 28 000 квадратных метрах площади разместились шесть бассейнов, оснащенных самым современным оборудованием. Об этом мне рассказал давний знакомый - грек, возглавляющий в Афинах один из плавательных клубов.
Именно в этом центре после Игр-2004 японцы провели крайне любопытное исследование: разложили по мельчайшим сегментам выступления американца Брендана Хансена на стометровке и двухсотметровке брассом, где тот незадолго до Игр установил рекорды мира, и олимпийские заплывы чемпиона Афин Косуке Китаджимы. Сравнительный компьютерный анализ мгновенно показал, в чем Китаджима допускал ошибки и почему именно не сумел проплыть быстрее рекордных результатов Хансена. А далее тот же компьютер выдал исчерпывающие рекомендации по устранению недостатков техники.
Какое отношение все это имеет к воскресным прыжкам в воду? Да очень простое. Китайские спортсмены отличались от прочих прежде всего тем, что в их комбинациях отчетливо прослеживалась (хотя и не всегда реализовывалась) задача: не просто одновременно отрываться от платформы или трамплина и одновременно без брызг входить в воду, но добиться абсолютной синхронности во всех фазах прыжка: одновременно начинать вращение, выдерживать одинаковую (при этом - очень высокую) скорость оборотов в воздухе, сгибать и выпрямлять руки и ноги под абсолютно идентичными углами и даже кисти рук держать, словно в зеркальном отражении.
Увидеть и оценить все это в процессе прыжка неспециалисту, пожалуй, трудновато - слишком много различных движений приходится совершать спортсмену за 1,7 секунды полета (именно столько длится прыжок с 10-метровой вышки). Но наблюдая за видеоповторами в замедленном режиме, лишь диву даешься: неужели такой уровень исполнения возможен в принципе?
Поэтому, собственно, нетрудно предположить, что с каждым новым сезоном соперничать с представителями Китая будет все сложнее и сложнее. Если не начинать пользоваться их же оружием.
Но этот совет, увы, не для России.
В воскресенье оставалось только констатировать, что нынешняя конкуренция, предложенная китайцами и вполне достойно поддержанная представителями Австралии, США, Канады, Германии, нам не по зубам. Серебряные призеры Игр в Афинах в синхронных прыжках с вышки - Наталья Гончарова и Юлия Колтунова - остались восьмыми. Олег Викулов и Сергей Назин, спешно заменившие на трамплине Александра Доброскока и Дмитрия Саутина, вовсе не попали в число финалистов - закончили турнир с 15-м результатом.
Наверное, можно сослаться на недостаток опыта, небольшой стаж выступлений, но перед глазами весь воскресный вечер был пример тех же китайцев. Двух явно малолетних девчушек специалисты увидели вообще впервые, но непривычная обстановка мирового первенства не создала спортсменкам ни малейшего неудобства в реализации собственных (равно как и государственных) планов.
Один неудачный день - конечно же, не повод заведомо ждать краха. Но, возможно, лишь сейчас, когда российская команда лишилась двукратного олимпийского чемпиона Дмитрия Саутина (а значит, и синхронного мужского тандема на трехметровом трамплине) и чемпионки Игр в Сиднее Веры Ильиной (и опять же, синхронной пары на трамплине женском), мы по-настоящему поймем, какое великое множество проблем оставалось все эти годы не замеченным за спинами таких несокрушимых российских лидеров.
|