Елена Вайцеховская о спорте и его звездах. Интервью, очерки и комментарии разных лет
Главная
От автора
Вокруг спорта
Комментарии
Водные виды спорта
Гимнастика
Единоборства
Игры
Легкая атлетика
Лыжный спорт
Технические виды
Фигурное катание
Футбол
Хоккей
Олимпийские игры
От А до Я...
Материалы по годам...
Гостевая книга
Translations
Фотогалерея

Плавание - Чемпионат России 2005

ПОПОВА ПРОВОДИЛИ. ЧТО ДАЛЬШЕ?

Александр Попов

Фото © Александр Вильф
на снимке: Александр Попов с семьей

25 июня 2005

Любой отборочный чемпионат - это всегда и радости, и трагедии. В первые два дня соревнований в «Олимпийском» и того и другого было с лихвой. К примеру, в пятницу лишь третьим на основной для себя дистанции - 200 метров вольным стилем - остался чемпион мира-2003 в кролевой эстафете 4x100 м Андрей Капралов (1.49,72). Он пропустил вперед Юрия Прилукова (1.49,07) и Максима Кузнецова (1.49,13). Тот факт, что оба этих пловца выполнили необходимый для отбора норматив (1.49,60), не оставил питерцу никаких иллюзий: в Монреале он на двухсотметровке плыть не будет.

В субботу похожее разочарование постигло экс-рекордсмена мира в плавании брассом Романа Слуднова. На стометровке он тоже остался третьим - за рекордсменом мира на дистанции 200 метров Дмитрием Коморниковым и совсем юным Григорием Фалько.

Не удержалась от слез и вице-чемпионка Игр в Афинах Станислава Комарова. Победить она победила. Но, во-первых, ее результат на стометровке на спине (1.02,67) так и не дотянул до нормативных 1.02,42, а во-вторых, Комарова, не допускавшая и мысли о том, что на внутрироссийском уровне у нее может найтись достойная соперница, едва унесла ноги от Марии Никитиной, которая проплыла дистанцию за 1.02,90.

К безусловным героям первых двух дней чемпионата я бы отнесла трех спортсменов - Фалько, Игоря Березуцкого, выигравшего 400 метров комплексным плаванием с новым рекордом России (4.18,07), и Евгения Коротышкина, перевернувшего все предварительные прогнозы относительно стометровки баттерфляем, где претендентами на два места в сборной почти единогласно считали чемпиона Европы Николая Скворцова и бронзового призера чемпионата Европы Игоря Марченко.

ОСЛЕПЛЕННЫЕ СТРАСТЬЮ

Евгений Коротышкин

Фото © Александр Вильф
на снимке Евгений Коротышкин

В субботу в «Олимпийском» провожали из спорта Александра Попова, Владислава Куликова и Оксану Веревку. Решение завершить карьеру Попов принял давно - официально объявил о нем в январе. Так что церемония, казалось бы, не должна вызывать избыточные эмоции. Но когда зал в едином порыве, аплодируя, начал подниматься на ноги, избавиться от комка в горле оказалось непросто.

Вот только в этот момент почему-то подумалось, что если Попов прямо здесь и сейчас сменит парадный костюм на плавки и присоединится к восьмерке спринтеров, которые на этом же бортике вовсю разминались перед заплывом на дистанции 50 метров вольным стилем, то даже без всяких тренировок нарисует любому из них «Счастливо оставаться». И отчаянно захотелось, чтобы это произошло.

Когда церемония была позади, у Попова зазвонил телефон. Поговорив несколько минут, он неожиданно протянул трубку мне: «Мой тренер. Хочет поговорить с вами».

Поинтересовавшись в общих чертах, как прошли проводы его спортсмена, Геннадий Турецкий вдруг сказал:

- Знаете, последнее время я постоянно думал о том, почему те или иные спортсмены становятся великими. Нашел ответ лишь недавно. Разговаривал с Владимиром Буре, и тот вдруг начал рассказывать о старшем сыне. О том, как Павел, едва оказавшись в хоккее, был настолько одержим страстью забивать голы, что это отодвигало на второй план все остальное.

Тут-то до меня и дошло, что в спорте все, как в жизни. Страсть, как правило, очень редко сопровождается взвешенными намерениями создать семью, добиться стабильности, благополучия. Она заслоняет собой все, кроме желания здесь и сейчас получить то, что ты хочешь.

Таким всегда был Саша. Наверное, мне лучше, чем кому другому, известно, что его физическое состояние могло бы позволить ему выступать на прежнем уровне еще несколько лет. Но страсть ушла. Соревнования стали ему неинтересны. А значит, решение оставить спорт было абсолютно правильным.

...Выступление Коротышкина запомнилось мне не результатом и не рассказами спортсмена о том, как напряженно он готовился к чемпионату и как рад тому, что установил очередной личный рекорд. А фразой, сказанной здесь же на бортике: «Пришло мое время плавать в комбинированных эстафетах!»

В этих словах сквозила уверенность, что теперь, официально став самым быстрым дельфинистом страны, пловец совершенно не намерен уступать этот титул кому-то еще. И вовсе не считает, что результат, более чем на секунду превышающий отборочный норматив, - это предел мечтаний.

Точно такое же безудержное рвение к результату отличало Березуцкого и Фалько.

Выступление Коморникова заслуживало ничуть не меньшего уважения, чем его юного визави (тем более что чемпионом страны стал именно он). Но репутация - страшная вещь. После того, как на протяжении нескольких сезонов подряд Дмитрий благополучно отбирался в сборную, но оказывался не в форме в момент самого главного старта сезона, с похвалами в его адрес хочется подождать хотя бы месяц. Ведь в отличие от Фалько он не просто может, но обязан стремиться на чемпионате мира только к победе. Как и Прилуков.

В России тяжело думать лишь о спорте. В январе, выиграв очередной этап Кубка мира, Прилуков говорил:

- Если откровенно, вся помощь городских властей заключается в том, что нам не мешают плавать. Грустно. Да и от родной федерации после победы на мировом первенстве я ничего не получил. Все это говорит об отношении к плаванию - и к спортсменам. Если так и дальше будет продолжаться, то олимпийские чемпионы в нашей стране не появятся еще долго.

В свое время Попов тоже прошел через безденежье и неустроенность. Но в «Олимпийском», скептически глядя на результаты большинства спортсменов, вдруг сказал:

- Прекрасно понимаю, что сейчас в жизни гораздо больше соблазнов, чем было 10 лет назад. Всем хочется нормально жить, покупать машины, красивые вещи. Но сама постановка вопроса: «Дайте денег - и мы покажем результат» категорически неправильна. Так не бывает. В 1993-м я уезжал в Австралию с одной сумкой и тремя тысячами долларов в кармане. Но у меня хватило ума прислушаться к тренеру, который говорил: «Сделай шаг вперед, а благополучие само тебя настигнет».

И на Западе, и в России это действительно так. Если бы кто-то из наших ребят стал олимпийским чемпионом в Афинах, то уже сейчас, уверен, почувствовал бы изменения. Только для этого нужно постоянно ставить перед собой максимальную планку. Стремиться не просто стать первым, чтобы попасть в команду, но проплыть быстрее рекорда мира, быстрее того результата, с которыми была выиграна Олимпиада. Это тяжело, больно, но по-другому не бывает.

СПОРТ ПО-АМЕРИКАНСКИ

Проигрыш Слуднова в Москве стал неприятной неожиданностью: в пятницу брассист довольно легко возглавил список финалистов. Впрочем, тренеры сборной давно отчаялись понять, чего на самом деле хочет этот спортсмен. Он несколько месяцев провел в США, тренируясь в Орландо и готовясь к поступлению в университет, причем пребывание в США чисто внешне пошло спортсмену на пользу. Он стал выглядеть раскованнее, увереннее в себе.

Но с результатами вышел прокол. Скорее случайный: кто же знал, что за место в сборной Фалько окажется способен драться настолько яростно?

Так получилось, что отъезд Слуднова в Америку, открывший ему возможность не только плавать, но и получить хорошее образование для дальнейшей, послеспортивной жизни, подсознательно стал неким ориентиром для многих. В Америку чуть раньше отправился и стал студентом младший брат Слуднова - Артем. Тому было проще: он отлично учился в школе, а в плавании, хоть и был, безусловно, талантлив, не претендовал на то, чтобы ставить перед собой задачи высшего порядка. И тех результатов, что Слуднов-младший показывал на дорожке, вполне хватило, чтобы найти университет, согласный принять к себе пловца и выделить ему стипендию.

Учитывая традиционные российские сложности бытового характера, возможность тренироваться за границей всегда представлялась пловцам некой панацеей. Сам по себе факт, что множество спортсменов самых разных стран уезжают в США, продолжая гораздо успешнее, чем до отъезда, выступать за свои сборные, заставлял задуматься о том, что система, существующая за океаном, более продуктивна, чем любая другая. Чего стоит хотя бы олимпийская победа южноафриканской мужской эстафеты 4x100 метров вольным стилем в Афинах, где все пловцы вышли на мировой результативный уровень, тренируясь в американских клубах! В институтские команды стянуты, как правило, ведущие тренеры, а сама система, при которой все расходы на образование, тренировки и жилье полностью оплачиваются спортсмену лишь тогда, когда планка его результатов непрерывно ползет вверх, стимулирует куда сильнее, чем задача просто попасть в национальную сборную.

Просто в России долгое время считалось, что возможность уехать - некий счастливый случай, да и то для избранных.

На самом деле это давно не так. В университетском спорте США наблюдается не то чтобы кризис, но некая настораживающая тенденция: все больше сильных спортсменов предпочитают самостоятельно платить за учебу (благо, уровень доходов американских атлетов это позволяет), чтобы сохранить за собой статус профессионала. То есть возможность выступать в коммерческих турнирах, получая призовые деньги и спонсорскую поддержку. Выступать при этом за студенческие команды в США не позволяется. Но каждый из двух тысяч американских университетов заинтересован в том, чтобы такие команды иметь.

Помню, во время Игр доброй воли 1998 года в Нью-Йорке один из руководителей американской команды Сэм Фриз вовсю обхаживал женскую сборную России, приглашая спортсменок в университет на Гавайях и суля при этом золотые горы. Правда, другой американский тренер - из Калифорнии, - узнав об этом, усмехнулся: мол, если мечтать о серьезных результатах в спорте, надо и высшее учебное заведение выбирать серьезное. Гавайский университет - по тем временам - таковым не считался.

Альтруизма в подобных инициативах нет никакого. В США принято считать, что человек, который способен успешно сочетать учебу и спорт, - потенциально стоит выше других. Такой работник более инициативен, умеет добиваться цели, способен быстро принимать решения и реализовывать их кратчайшим путем. Выпускникам с хорошим спортивным прошлым гораздо проще найти работу. Короче, на них смотрят как на некий золотой фонд страны.

Как результат - правительство США несколько лет назад утвердило программу спортивных стипендий Sport Scholarships и приложило немало усилий, чтобы об этой программе стало известно и в Европе. В том числе в странах бывшего соцлагеря. В России уже действует компания (единственная на территории СНГ), помогающая спортсменам подыскать университет, определиться с будущей профессией и получить американское образование, продолжая выступления в спорте. Единственное ограничение - возраст: выступать за сборные университетов и колледжей в США позволяется до 25 лет.

Воспользоваться этой возможностью могут не только спортсмены экстра-класса: общее количество ежегодных спортивных стипендий составляет порядка 150 тысяч, и рассчитаны они на людей совершенно разного спортивного уровня. Просто те, кому отъезд в США представляется заманчивой перспективой тренироваться как дома, но при этом безбедно жить, должны четко понимать: на самом деле живых денег учеба и тренировки в заокеанских университетах не приносят. Спортсменам-любителям категорически запрещено получать какие бы то ни было гонорары на стороне. Стипендия уходит на покрытие расходов по учебе (стоимость высшего образования в солидном учебном заведении начинается от тридцати тысяч долларов и неуклонно растет), а также оплату услуг тренера, врача, массажиста и т.д. Только вот поблажек на экзаменах в США не бывает.

Другими словами, работает тот же принцип, который сформулировал Попов: сначала (будь то спорт или образование) нужно подняться на ступень выше. А уж потом материальное благополучие тебя догонит.

Кстати, когда я поинтересовалась у Попова, как он сам (как вице-президент Российской федерации плавания) смотрит на то, что спортсмены станут уезжать из России в Америку, Александр сказал:

- Не думаю, что сейчас кто-либо вправе расценить подобный шаг как предательство Родины. Если человек считает, что, уехав, сумеет добиться большего, то ему, считаю, нужно дать такую возможность. Тем более что это вовсе не мешает продолжать плавать за Россию. Другое дело, что надо позаботиться о том, чтобы при этом не страдали тренеры. Они должны быть заинтересованы в том, чтобы готовить новых спортсменов. Если тренер способен дать результат, ему тоже надо создать все условия для нормальной жизни и работы. И лишь после этого спрашивать, если результата не будет.

Найти деньги можно и в России, - продолжил Попов. - Но для того чтобы система стала эффективной, всю структуру нашего спорта надо менять кардинальным образом.

С этим можно только согласиться. Несмотря на то, что результаты первых двух дней российского чемпионата оказались (с точки зрения нормативов) довольно обнадеживающими, нельзя не понимать: если в стране на спортсменов и тренеров не начнет работать программа общегосударственного уровня, рассчитывать на серьезные победы пловцов (как и представителей других видов спорта) будет все сложнее и сложнее. Ведь как ни крути, даже самая всепоглощающая страсть в условиях нищеты живет очень недолго.

 

 

© Елена Вайцеховская, 2003
Размещение материалов на других сайтах возможно со ссылкой на авторство и www.velena.ru