Анастасия Ермакова, Анастасия Давыдова:
«УЛЫБАТЬСЯ В ВОДЕ НЕВЕРОЯТНО СЛОЖНО» |
|
Фото из архива Елены Вайцеховской
На снимке Анастасия Давыдова (справа) и Анастасия Ермакова |
11 мая 2004
Двойная победа на втором подряд чемпионате Европы Анастасии Ермаковой и Анастасии Давыдовой сделала этих спортсменок главными героинями турнира. Многие в Мадриде уже в открытую говорили о том, что две Анастасии наверняка выиграют золото в Афинах, так как достойных конкуренток у них сейчас в мире нет.
Борьба, которую пришлось вести Насте и Асе в прошлом и этом сезонах с двукратными олимпийскими чемпионками Сиднея Марией Киселевой и Ольгой Брусникиной, была из тех, что врагу не пожелаешь. Нервы были вымотаны до предела и у тех, и у других, а конфликт спортсменок и их тренеров долго еще не забудется. Но именно эта борьба стала, на мой взгляд, причиной того, что Ермакова и Давыдова поднялись на запредельный даже для себя самих уровень. Их выступления на двух последних чемпионатах мира были, безусловно, удачны (серебро в Фукуоке в 2001-ми золото в прошлом году в Барселоне), но они не идут ни в какое сравнение с мадридским. Доказательство тому - семь высших оценок. Между прочим, услышав вопрос, почему за технику «десяток» у них оказалось больше, чем за артистизм исполнения, Давыдова лукаво, с превосходством победительницы во взгляде, усмехнулась: «Это говорит лишь о том, что во второй бригаде было меньше доброжелательно настроенных по отношению к нам судей». Фраза лишний раз напомнила о том, что не все так просто в этом виде спорта: каким бы ни было мастерство, терять бдительность нельзя ни на секунду. А лучше всего - быть на голову выше всех конкуренток.
Новой программой ведущего российского дуэта, с которой спортсменки поедут в Афины, стал «Дон Кихот».
- Прошлогодняя композиция «Акулы» нравилась нам больше, - в один голос сказали чемпионки. - Возможно, потому, что жизнь сейчас очень жесткая и хочется исполнять более жесткие программы.
- Тем не менее вам удается так обаятельно улыбаться в воде...
- А знаете, как это сложно! - продолжает разговор Давыдова. - Не получалось вплоть до последней разминки. Хотя в последние две недели перед каждым стартом мы снимаем очки и занимаемся так называемой отработкой эмоций. Ведь в нашем виде спорта оценивается все: как выглядим, во что одеты...
- Насколько велика разница между тренировкой в очках и без них?
- В очках проще. Хотя короткую программу, где особенно важны элементы, мы всегда стараемся отрабатывать без очков. Но долго находиться без них в воде тяжело - уже через час начинает сильно резать глаза. Если тренируешься дважды в день, то к вечеру они начинают так слезиться и болеть, что их невозможно открыть.
- Какой косметикой вы пользуетесь во время выступлений?
- Самой обычной, но, как правило, хороших фирм. Накладывать ее приходится очень толстым слоем, чтобы за три минуты программы макияж не успел смыться. Совсем не краситься нельзя - с трибун не будет видно наших лиц.
- Так уж вышло, что российские синхронистки не могут позволить себе проиграть даже на второстепенном турнире. А если кто-то из вас заболеет?
- На чемпионате мира в Фукуоке Настя выступала с температурой 38. Так что всякое бывает.
- Вы обе в разное время участвовали в соревнованиях солисток. Не жалеете, что отказались от этого вида?
- Нет. Соло ведь даже противоречит названию нашего вида спорта, поэтому оно и не входит в олимпийскую программу: как это, мол, соло может быть синхронным. Да и вообще, если честно, оно самый скучный вид. Можно посмотреть три-четыре выступления, а все остальные не вызывают никакого интереса. Наверное, соло - удел неординарных, супервыдающихся спортсменок. Но у таких почти всегда возникает проблема: как найти достойную партнершу для дуэта. Хотя что об этом говорить? Уже известно, что на Олимпиаде в Пекине будут выступать только дуэты и группы.
- Правильно ли я понимаю, что вы собираетесь выступать еще четыре года после Афин?
- Скорее всего, да.
- Не будете отдыхать, пропускать сезон?
- Судя по опыту Брусникиной и Киселевой, делать это довольно опасно. Зачем повторять чужие ошибки? Тем более что у нас в клубе тренируется юниорский дуэт, который прогрессирует семимильными шагами. Единственное, что радует: эти девочки тоже тренируются у Татьяны Данченко, а она вряд ли допустит конфликт в своей собственной группе. Так что четыре года - срок для нас вполне реальный. Сейчас в России конкуренток у нас нет, не будет их и в следующем олимпийском цикле.
- Где вам больше нравится выступать - в дуэте или группе?
- В дуэте сложнее, потому что, как правило, программа ставится с учетом максимума твоих возможностей. Но и в группе трудностей хватает, там есть такие вещи, как равнение, поддержки. Однако победа в дуэте приносит больше удовлетворения. Группа - это группа. А дуэт - это Давыдова и Ермакова.
- Насколько уверенно вы чувствуете себя в новой групповой программе?
- Ждем дебюта с опаской. В той композиции, что мы делали в Мадриде, знаешь каждый счет, каждую деталь, поэтому легко с ней справляешься. До Игр в Афинах осталось всего 100 дней, а новая программа совершенно не отработана. Скелет. Так что нас ждет тяжелая работа.
- Но скелет вам нравится?
- Да. Программа будет называться «Карнавал», музыку для нее писали специально, в Бразилии.
- Что происходит с вашими костюмами после того, как меняется та или иная композиция?
- Они переходят к молодому поколению, которое с удовольствием и гордостью их надевает. Например, в костюмах, в которых мы делали программу «Лебеди», выступали на юношеском первенстве Европы наши девочки и выиграли у ближайших соперниц 4 балла. Хотя не всегда приятно, когда твою программу повторяет кто-то другой, все-таки каждая композиция ставится с учетом именно наших особенностей.
- Вы же сами приехали в Фукуоку с программой, с которой ваши предшественницы победили в Сиднее...
- Это был своего рода вызов: сделать не хуже, чем предыдущий состав. На мой взгляд, мы с этим справились. По крайней мере не сделали хуже.
- Запасной в вашем дуэте в Мадриде была Наталья Ищенко. Значит ли это, что при необходимости она может заменить на Олимпийских играх кого-то из вас?
- Теоретически - да. Окончательная заявка сдается за два часа до старта. Наташа тренируется вместе с нами, будет, как и мы, жить в Олимпийской деревне, но лучше, чтобы никаких форс-мажорных обстоятельств не было. Дело не в том, что Наташа сильно отличается от нас в росте. Выступали же вместе Лена Азарова и Оля Новокщенова, у которых разница в росте 15 - 20 сантиметров . Гораздо важнее слаженность, взаимопонимание.
- То, что вам пришлось пережить длительный конфликт с олимпийскими чемпионками, не осложняет сейчас рабочих отношений в группе?
- Не очень. Мы стараемся вести себя достойно. Понимаем прекрасно, что человеческие отношения в группе крайне важны. Чем они лучше, тем выше результат.
|