СИНХРОННЫЙ ПЕРЕВОД С ИСПАНСКОГО НА РУССКИЙ
|
|
Фото из архива Елены Вайцеховской,
На снимке Наталья Ищенко |
11 мая 2004
Первые два дня чемпионата Европы по водным видам спорта прошли для России под стать феерическому фейерверку, которым ознаменовалось открытие турнира: два золота и серебро в синхронном плавании, победа в синхронных прыжках в воду у женщин плюс серебряная награда в мужском синхроне на 10-метровой вышке и бронза в индивидуальных прыжках с трамплина!
СИНХРОННОЕ ПЛАВАНИЕ:
ВСЕ ТЕ ЖЕ И ЖИЗЕЛЬ
Победные традиции россиянок в синхронном плавании давно уже приучили нас воспринимать любое место, кроме первого, как поражение, по меньшей мере в двух видах программы из четырех - в состязаниях дуэтов и групп. С 1989 по 2000 год сольное золото тоже доставалось нашим: четырежды - Ольге Седаковой, трижды - Ольге Брусникиной. Став двукратной олимпийской чемпионкой в Сиднее, а через год - чемпионкой мира в Фукуоке, Брусникина оставила спорт, и тут-то для остальной Европы наступила благодатная пора: ни Анастасия Давыдова, ни Анастасия Ермакова, сменившие в сборной дуэт олимпийских чемпионок, особо не стремились к сольным выступлениям. Давыдова, правда, попробовала себя на чемпионате Европы-2002, завоевала серебро (золото после многих лет ожидания получила француженка Виржини Дидье) и отказалась от участия в этом виде программы на крупных соревнованиях уже навсегда.
В результате в Мадриде Россию представляла в соло 18-летняя Наталья Ищенко. Программой-минимум для дебютантки было попасть в тройку призеров. Программой-максимум - стать второй: тренеры прекрасно отдавали себе отчет в том, что обойти Дидье Ищенко не дадут ни при каких условиях. Тем более что еще год назад на своих первых взрослых соревнованиях - Кубке Европы - Наталья показала лишь четвертый результат.
В Мадриде синхронисткам пришлось столкнуться с немалым количеством трудностей. Соревнования проводятся в открытом бассейне, а вплоть до самого начала соревнований в испанской столице постоянно шли грозовые дожди. Все спортсменки утверждали, что такого холода во время официальных соревнований они не припомнят. А это всегда осложняет выступление.
Поэтому и сама Ищенко, и ее персональная наставница Татьяна Данченко, и главный тренер сборной Татьяна Покровская не скрывали восторга по поводу серебряной награды. Но, как водится в синхронном плавании, была и иная реакция, суть которой сводилась к тому, что россиянка никак не должна была оказаться выше испанки Джеммы Менгуаль: мол, с технической точки зрения (то есть в короткой программе) Наталья действительно была хороша, возможно, даже лучше Дидье, а вот с точки зрения выразительности она не идет ни в какое сравнение ни с француженкой, ни с испанкой, которые давно завоевали себе репутацию суперсолисток.
На мой взгляд, у Ищенко вполне хватает качеств, чтобы обратить на себя внимание. Образ Жизели был представлен ею с потрясающей, более природной, нежели постановочной экспрессией и с настоящим русским размахом. Так что награда Натальи стала очередным признанием очевидного: российской школе синхронного плавания, точнее, ее ведущим тренерам пока удается избегать кризиса, охватывающего все больше и больше видов спорта - от спортивной гимнастики до хоккея. По большому счету путь от юниорского уровня до серебра взрослого чемпионата Европы спортсменка прошла всего за два года, переехав из Калининграда в Москву к Татьяне Данченко. Сказалось, безусловно, и то, что первый тренер спортсменки Лада Степанович, приметившая девочку еще в пятилетнем возрасте, пришла в синхронное плавание из художественной гимнастики и сумела дать ученице прекрасную гимнастико-хореографическую подготовку.
- Мы сразу обратили внимание на Наташу, когда увидели ее на каких-то юниорских соревнованиях, - рассказывает Покровская. - Уже тогда бросалось в глаза, что каждое ее движение в воде идет от души. Она очень музыкальна, любит работать и работает действительно много. Кстати, отбор в команду у солисток проходил не менее напряженно, чему дуэтов. Главной соперницей Ищенко была Ольга Кужела - такая же талантливая, высокая и пластичная. Думаю, борьба между ними станет в будущем еще серьезнее. Кстати, из них может получиться прекрасный дуэт - настолько хорошо девочки смотрятся вместе. Конечно, было рискованно заявлять дебютантку на чемпионат Европы. Но за время работы в сборной я не раз и не два убеждалась: когда мы рискуем, это себя оправдывает.
Сама обладательница серебряной медали выглядела по-детски удивленной и не до конца осознавшей, что произошло.
- Второе место было для меня максимальной задачей, я ее решила и очень рада этому. Мечтаю, конечно же, об олимпийском золоте. Правда, в этом году в состав группы я не попала - не прошла по рейтингу.
- Не страшно было выступать?
- Если честно, я плохо помню, что было в предварительных соревнованиях. Как-то все слилось в памяти. Когда мы только приехали в Мадрид, была в шоке от погоды. Почему-то мне казалось, что соревноваться предстоит в закрытом бассейне, а тут холодно, постоянный дождь и просто ледяная вода. К счастью, потом ее подогрели, и стало гораздо лучше.
- Переехать из Калининграда в Москву вы решили сами?
- Всегда об этом мечтала. Мама, конечно, боялась меня отпускать, я же думала только о том, что меня заметили. Живу в общежитии спортшколы, где у меня своя комната. Но бываю там редко - мы почти все время на сборах. Но мне нравится.
Исход состязаний дуэтов и групп (точнее, судьба первых мест) был изначально предрешен. Еще в апреле на предолимпийском квалификационном турнире в Афинах коллеги Покровской не скупились на похвалы, утверждая, что Россия вышла в синхронном плавании на некий запредельный уровень, достичь которого другим невозможно. И что даже по сравнению с прошлогодним чемпионатом мира, на котором в двух видах программы наши синхронистки тоже одержали победы, качество их выступлений ощутимо улучшилось. Отчасти это объяснялось тем, что в Мадриде наша группа показывала прежний, до предела вылизанный и отшлифованный вариант произвольной программы.
- Если бы чемпионат Европы проводился в июле, как в год сиднейской Олимпиады, мы, естественно, выступали бы с олимпийской композицией. Она уже существует, но еще не настолько отработана, чтобы представлять на суд арбитров и зрителей, - сказала по этому поводу Покровская.
Помимо Марии Киселевой и Ольги Брусникиной, которые до начала марта не теряли надежды отобраться на Игры в дуэте, а, уступив Ермаковой и Давыдовой, сосредоточились на работе в группе, команду усилили еще две олимпийские чемпионки - Ольга Новокщенова и Елена Азарова. Правда, в Мадриде выступала лишь Новокщенова, а Азарова была запасной.
Как и наши лидеры, не стали раньше времени засвечивать свои новые программы и многие другие сборные. Кстати, по замыслу и хореографии одной из лучших произвольных композиций чемпионата стала израильская, у которой, впрочем, тоже российские корни: ее поставила экс-чемпионка мира Гана Максимова - великолепная в прошлом спортсменка и дочь нашего выдающегося тренера Марии Максимовой. Несмотря на то что израильтянки не сумели пробиться в первую шестерку, их программу нельзя было не заметить.
- Эта композиция стала своего рода протестом против чисто темпового направления, которое начинает доминировать в синхронном плавании, - говорит Гана. - Я сейчас заканчиваю диссертацию, посвященную истории танца на воде. Как мне кажется, синхронное плавание хорошо отражает многие процессы, которые сегодня происходят с людьми. Они все больше уходят в виртуальный мир, замыкаются в тесных рамках, и в результате в жизни остается все меньше по-настоящему человеческих чувств. Какая-то безумная гонка, в которой все мы что-то теряем.
Наверное, это закономерно, что наиболее интересные идеи в синхронном плавании генерируют русские. Покровская - в России, Седакова - в Швейцарии, Ольги Васильченко - в Греции, рука Максимовой-старшей до сих пор угадывается в выступлениях испанок, итальянок, француженок. И это, пожалуй, ничуть не меньшее признание, нежели три медали, завоеванные в Мадриде российской сборной.
|
Фото из архива Елены Вайцеховской,
На снимке Вера Ильина (слева) и Юлия Пахалина (в центре) |
ПРЫЖКИ В ВОДУ:
ГЛАВНАЯ НАДЕЖДА - В СТАДИИ ЭКСПЕРИМЕНТА
Победа олимпийских чемпионок Веры Ильиной и Юлии Пахалиной в синхронных прыжках с трамплина была вопринята едва ли не как рабочий момент. То, что этим моментом стал чемпионат Европы, казалось второстепенным. А сами спортсменки, удивившие тем, что вообще приехали в Мадрид (большинство сильных прыгунов предпочло европейскому чемпионату серию турниров «Гран-при»), высказались по этому поводу так: «Лишние соревнования не помешают. Надо набивать руку».
Выступлению предшествовала довольно мучительная серия авиаперелетов. Из Канады, где Пахалина и Ильина приняли участие в первом из трех североамериканских «Гран-при», они ночным рейсом вернулись в Хьюстон, а утром уже были на пути в Европу. 30-часовое путешествие по воздуху - не лучшая преамбула к ответственному выступлению, но, как сказала Ильина, к таким вещам они давно привыкли.
Синхронный женский дуэт - главная надежда России на Играх в Афинах - сейчас переживает стадию эксперимента. Цель которого - успех в борьбе с китаянками Го Цзинцзин и By Минея, победительницами февральского Кубка мира. А борьба эта будет предельно жесткой, возможно, за сотые доли балла.
- От всех слабых мест не избавиться, но к этому надо стремиться, - философски заметила Пахалина. - Есть у нас идея - поменять обязательные прыжки местами. За тот, что сейчас стоит в программе первым, мы можем получить 10 баллов. Но первый прыжок, как правило, выходит слегка зажатым - именно потому, что он первый. Соответственно, судьи снижают оценки. Из-за этого, на мой взгляд, мы и проиграли китаянкам Кубок мира. Произвольную программу сделали лучше всех, а баллов, набранных за обязательную, оказалось недостаточно.
Еще одна идея - добавить в произвольную программу более сложный прыжок. Из пяти заинтересованных лиц - главного тренера сборной Алексея Евангулова, наставников спортсменок Владимира Пахалина и Джейн Фигурейдо, Юли и Веры - против этого лишь Вера.
- У нее долго были проблемы с прыжками этого класса, - объясняет Евангулов. - Делала два с половиной оборота в группировке, но только на соревнованиях - на тренировках не получалось, был какой-то непонятный заскок. А не так давно попробовала этот же прыжок в положении согнувшись - и вышло великолепно. Жаль, до Игр осталось слишком мало стартов, где девочки могли бы попробовать этот вариант, - лишь чемпионат России и суперфинал «Гран-при». Риск, связанный с включением нового элемента в олимпийскую программу, конечно, велик. Но и соблазн большой. Ведь шансы в женском синхроне у нас наиболее велики. В индивидуальных прыжках китаянки, безусловно, готовы лучше нас, а вот в синхроне у них проблемы. Напарницей Го Цзинцзин в Сиднее была знаменитая Фу Минcя. Сейчас ее заменила By Минcя, однако до уровня Го Цзинцзин она пока не дотягивает. Та просто уникальна: ниже 600 баллов в этом сезоне не опускалась. А, скажем, Ильина сумела показать результат такого уровня лишь однажды. Поэтому соперничать с китаянками нашим девочкам по отдельности будет предельно сложно. Хотя выиграла же Пахалина Кубок мира?..
Серебро на 10-метровой вышке дебютантов чемпионата Европы Константина Ханбекова и Олега Викулова порадовало куда больше, чем бронза Василия Лисовского на 3-метровом трамплине. Дело не в том, что Василий лишь повторил свой успех двухлетней давности. У него был более чем реальный шанс побороться за золото, особенно после того, как в предварительной серии произвольных прыжков Лисовский показал лучший результат. Или хотя бы за серебро: перед заключительным прыжком финала Лисовского и финна Пухакку разделяли сотые доли балла. Но не получилось.
|