ЗОЛОТОЙ АПЕЛЬСИН ДЛЯ ДЯТЧИНА
|
|
Фото © Александр Вильф
на снимке:
Владимир Дятчин
|
17 июля 2003
В 1998 году, когда в австралийском Перте проводился восьмой чемпионат мира по водным видам спорта, Владимир Дятчин был перворазрядником по плаванию. И самое большое впечатление на него произвело тогда выступление Алексея Акатьева. Первого российского марафонца, успевшего за эти годы перейти в категорию спортивных легенд - настолько уверенно он побеждал соперников на всех соревнованиях подряд. Там, в Перте, Акатьев стал двукратным чемпионом мира, оба раза уплывая от соперников более чем на сотню метров. Видимо, в те самые дни в сознании Дятчина намертво укрепилась мысль: побеждать нужно именно так. Пусть остальные приплывают к финишу, когда ты сам уже позируешь перед телекамерами.
На эту тему мы разговорились в Барселоне с Акатьевым. Когда на 10-километровой дистанции стартовали его ученик Евгений Безрученко и бронзовый призер барселонского чемпионата на «пятерке» Владимир Дятчин, Алексей устроился на пришвартованном у берега катере, пояснив: «Нервов не хватает плыть в лодке рядом с ребятами и смотреть на них со стороны».
- Основная сложность марафона заключается в том, что ни в коем случае нельзя раньше времени вырываться вперед и тем самым тащить на себе группу, - продолжал рассказывать Акатьев. - В мире сейчас довольно много быстрых пловцов, которые могут отсидеться сзади, а на финише воспользоваться тем, что силы лидера иссякли. Конкуренция возросла за счет того, что идет смена поколений. С одной стороны, не сдают позиций ветераны типа Безрученко, с другой - появилось много новых, совсем молодых пловцов. Дятчин, несмотря на то, что у него это уже четвертый чемпионат мира, скорее из этого поколения.
Но каким бы сильным ни был пловец, уплыть ото всех сразу ему никто не даст. На «пятерке» случалось. Но это мог позволить себе только один человек в мире - итальянец Лука Бальдини. Когда-то давно получалось и у меня. На «десятке» таких случаев не было. Группа всегда сильнее. И экономичнее расходует силы. Разборки между сильнейшими начинаются после восьмого километра.
Конечно, бывает по-другому. Если, скажем, нестандартная трасса или сильная встречная волна - тогда группу разрывает на части раньше, и важно удержаться в головке. Но здесь это исключено: трасса простая, как апельсин.
...Ход заплыва развивался именно так, как предсказал Акатьев. Группа из тридцати с лишним пловцов ушла со старта вполне миролюбиво, и первые восемь километров Дятчин и Безрученко довольно откровенно купались. Периодически то один, то другой останавливались, чтобы посмотреть, что происходит в нескольких десятках метров впереди. Переворачивались на спину, расслабляя мышцы, и отчаянно ждали момента, когда можно будет рвануться вперед.
Получилось лишь у одного из них. Дятчина.
В жизни каждого спортсмена бывают соревнования, после которых он просыпается взрослым. Для Владимира Дятчина таким стартом стал прошлогодний чемпионат мира в Шарм-эль-Шейхе. Накануне выступления пловец отравился, за считанные дни потерял 7 килограммов и в таком состоянии выиграл бронзу на 10-километровой дистанции.
Отборочный чемпионат России-2003 Дятчин выиграл у Безрученко именно за счет финиша. Собственно, это отметил и Акатьев, заметив, что хороший финиш липчанина сочетается к тому же с высокой скоростью хода по дистанции в целом. В Сочи поражение Безрученко объяснялось, скорее всего, тем, что он вышел в лидеры почти сразу после старта и восемь километров тащил остальных. Хороший урок, чтобы никогда больше его не повторять. Но даже при том, что в Барселоне пловец разложил силы по дистанции максимально грамотно, бороться за победу с Дятчиным ему оказалось не по силам.
- Странное ощущение, - сказал он тренеру. - Сил столько, что еще хоть двадцать километров проплыть можно, а начинаю работать руками более активно - тут же наступает ступор.
Финишировал Евгений одновременно с испанцем Давидом Мекой, но после рассмотрения съемки ему отдали лишь четвертое место.
Дятчин же уплыл от ближайшего преследователя на несколько десятков метров. И не скрывал удовлетворения от того, что сделал все именно так, как было запланировано изначально. Уж слишком его раздосадовало поражение, случившееся двумя днями раньше.
Владимир ДЯТЧИН: БЕРЕЧЬ СИЛЫ ДО ПОСЛЕДНЕГО БУЯ
После награждения чемпион рассказывал:
- Два дня назад на «пятерке» я крепко сглупил: полез вперед раньше времени - и получил за это третье место. Хотя не планировал проигрывать. А сегодня все сложилось, как задумывал. Со старта ушел в хвост группы и начал работать по-настоящему лишь после последнего поворота. Как в бассейне. Тем более что там у меня скорости вполне приличные.
Плылось просто замечательно. Группа шла не быстро, несколько раз я совсем замедлялся - делал специальные упражнения, переворачивался на спину, чтобы мышцы расслабить. Периодически смотрел вперед, контролировал, чтобы никто из соперников слишком сильно не ушел в отрыв. Десять километров для меня - более легкая дистанция, чем пять. Может быть, потому, что выступать на ней приходилось чаще. И сил отнимает меньше скорости все-таки чуть пониже.
- Вы так легко плыли и так уверенно опередили всех на финише, что невольно возник вопрос: а такое ли уж это тяжелое дело - плавательный марафон в теплом и спокойном море?
- 10 км мне действительно легче плыть, чем 5. Да и сам заплыв сложился на редкость безоблачно. Можно сказать, купался. И ждал последней тысячи метров.
- Не скучно было ждать?
- По сторонам смотрел. Иногда переворачивался на спину, делал расслабляющие упражнения. Когда плыли в зоне порта, увидел огромный, очень красивый корабль. Почему-то ужасно захотелось рассмотреть название. Но не смог. К сожалению, вода мутная была - дна не видел. В этом отношении хорошо в Красном море плавать.
- Если вы чувствовали себя так спокойно и легко, не лучше ли было сразу оторваться от всех?
- Это обманчивое ощущение, что можно уплыть. Когда сидишь в хвосте группы, вокруг сильно разреженная вода, которая как бы сама вперед тащит. Почти не приходится тратить силы. Да и потом, я же посматривал, что впереди происходит. Видел, как некоторые пытались отрываться, но их быстро «гасили».
- Что значит «гасили»?
- Когда тебя догоняет вся группа целиком, желание продолжать плыть впереди исчезает очень быстро. Это жуткое ощущение: словно на тебе все висят. Я же именно на этом на «пятерке» обжегся. Нахлебался по самое некуда. Прилагал массу усилий, чтобы никого не пропустить вперед, упирался как мог, а в результате на финиш элементарно не хватило сил. До сих пор не понимаю, как в таком состоянии сумел закончить дистанцию третьим. Не могу сказать, что сильно расстроен бронзой. Все-таки первый опыт. Но следующие два дня только и думал о том, как построить 10-километровый заплыв. Пришел к тому, что нужно беречь силы до последнего буя, а оставшиеся 400 метров плыть в полную силу.
- Какой из 4 чемпионатов мира, в которых вы участвовали, дался вам сложнее?
- Однозначно прошлогодний. Первый раз я выступал в 2000-м в Гонолулу. Приплыл, по моим представлениям, четвертым, но в протоколе оказался на 7-м месте. Так бывает, когда щита почти одновременно касаются несколько спортсменов.
В Фукуоке на следующий год стал вторым. А Шарм-эль-Шейх вспоминается как сплошной кошмар. Мне было настолько плохо, что пришлось отказаться от старта на первой дистанции. Когда получил бронзу на «десятке», это было равносильно подвигу. До сих пор с ужасом вспоминаю, насколько тяжело дался тот заплыв. Если бы не доктор, не знаю, чем дело кончилось бы.
- Какое значение, с вашей точки зрения, в марафонском плавании имеет опыт?
- Очень большое. Когда он есть, проще сориентироваться и выбрать правильную тактику. Мне кажется, что даже на «пятерке» - самой скоростной дистанции - опыт решает очень многое. Возьмите первый заплыв: Женя Кошкаров выиграл только потому, что в отличие от меня изначально правильно распределил силы по дистанции.
- Я бы не сказала, что Кошкаров опытнее вас. Но, похоже, выводы из поражений он делает быстрее. Кстати, такой вопрос: вы с Евгением Кошкаровым занимаетесь у одного наставника. На соревнованиях, как правило, выступаете на одних и тех же дистанциях. Столь тесная конкуренция не мешает сохранять товарищеские отношения?
- Проблемы такое соперничество, безусловно, создает. Самым тяжелым для меня периодом был как раз прошлогодний чемпионат мира. До этого я довольно легко выиграл почти все соревнования сезона, поэтому 3-е место, занятое в Египте, психологически было тяжело пережить, несмотря на мое тогдашнее состояние. Сейчас уже смотрю на такие вещи по-другому. Ну проиграл. Так не Кошкаров же в этом виноват, а я сам. Причем это поражение совершенно не мешало мне искренне радоваться тому, что Женьке удалось победить.
- 25 километров вы вообще не плаваете?
- Пробовал один раз - в Китае, на этапе Кубка мира. Плыли с континента на остров. Финишировал третьим. Но очень не понравилось. У меня к этой дистанции вообще предвзятое отношение. Слишком тяжело. Поэтому так восхищаюсь Юрием Кудиновым. Все-таки 3-кратный чемпион мира. Удерживать первое место 3 года подряд...
- Кроме него кто-то еще вызывает у вас восхищение?
- Итальянка Виола Валли. Ей уже 31 год, а она выигрывает все подряд. Хорошо, что в мужских заплывах не выступает. И Алексей Акатьев. До сих пор помню, как он побеждал. Приплывал с отрывом не в секунды, а в минуты от соперников. В 1998 году, когда Акатьев выиграл два золота на чемпионате мира в Перте, я перворазрядником был. А два года спустя уже выступал на этапе Кубка мира с ним и с Кудиновым и долго не верил, что это наяву происходит. Особенно когда занял третье место.
- Вы чемпион России на дистанции 1500 м в бассейне. Почему же основной специализацией выбрали марафон?
- У нас в Липецке лучший тренер - Лидия Власьевская. А она уже лет 5 занимается именно открытой водой. И школа у нас одна из сильнейших в стране. Очень помогает липецкий спортивный клуб «Металлург». Считаю, что мне повезло с тренером, которая рассмотрела во мне какие-то задатки марафонца.
- Любимая акватория из тех, где приходилось выступать, у вас есть?
- Гонконг понравился - он такой... странный город. И Потсдам.
- Потому что там впервые стали чемпионом Европы или просто любите плавать в холодной воде?
- Холодная вода, с моей точки зрения, это ниже 18 градусов. В таких условиях мышцы быстро забиваются, перестают работать. В Потсдаме было чуть теплее. К тому же мы специально закалялись на последнем сборе - каждый день ледяной водой из шланга обливались. Но запомнилось даже не это. Еще до старта не уставал поражаться тому, как живут немцы. Вроде Берлин рядом, самый центр Европы, а жизнь - спокойнее не придумаешь.
- В прошлом году вы выиграли чемпионат Европы. Сейчас стали чемпионом мира. Какая следующая цель?
- Хочу отобраться на Олимпийские игры на дистанции 1500 метров.
- Не смущает, что, даже если отберетесь, вряд ли сумеете попасть в финал?
- Все равно хочется. «Участник Олимпийских игр» - это здорово звучит, солидно!
|