Мария Максимова:
« ТЕХ, КТО РАБОТАЕТ ЗА ГРАНИЦЕЙ,
ПОЧЕМУ-ТО СЧИТАЮТ ПРЕДАТЕЛЯМИ» |
|
Фото © Александр Вильф
на снимке:
Виржини Дидье
|
21 июля 2003
На чемпионате мира-98, где российские спортсменки выиграли в синхронном плавании три золотые медали из трех, Марию Максимову назвали лучшим постановщиком мира. В Барселоне-2003 чемпионка мира в соло Виржини Дидье на пресс-конференции сказала: «Моя медаль - во многом заслуга Максимовой».
Рука российского тренера мгновенно узнавалась и в программах испанской группы. Не случись ошибок при исполнении, испанки вполне могли бы попасть в число основных фаворитов чемпионата.
- Почему в 98-м вы ушли из сборной России?
- Испугалась, что не смогу продолжать работать так, как все предыдущие годы. Мы же тридцать лет шли к этим золотым медалям. Хотелось передохнуть. Накопились дела в институте, нужно было закончить подготовку учебника.
Но быстро поняла: для того чтобы не потерять квалификацию, должна ставить хотя бы одну программу в год. Желательно сильным спортсменкам, которые способны воплотить любой тренерский замысел: не хочется тратить свои знания и опыт на работу с совсем уж никудышным материалом.
При этом у меня есть свои принципы. На приглашения японок, американок, канадок всегда отвечала отказом, поскольку они - прямые конкурентки российской команды. С Дидье стала работать лишь после того, как спорт оставила Ольга Брусникина. Поставила ей две программы и горжусь своей работой.
Мне кажется, для тренера это совершенно нормальное чувство. В прошлом году со сборной Испании начала работать моя дочь Гана. Так получилось, что к постановкам присоединилась и я, хотя долгое время не хотела за них браться: Испания понемногу подбирается к тем, кто входит в число наших соперников.
- Сейчас в синхронном плавании в моде быстрые темповые комбинации. Вы же придерживаетесь иного направления - создаете образные, пластичные композиции. Имеет ли смысл продолжать работать в этом стиле, если во главу угла ставится темп?
- Думаю, рано или поздно мы обязательно вернемся к системе Станиславского. Чисто темповое направление, с моей точки зрения, бесперспективно. Не более чем дань моде. Темп, безусловно, создает большой зрительный эффект. Но в основном все эти темповые связки делаются по прямой линии. И эти линии заполонили все синхронное плавание. Никакого разнообразия. Все похожи друг на друга, только музыка разная.
Кроме этого, большое количество темповых связок в программе помогает скрыть погрешности как в синхронности, так и в технике. В каком-то смысле темп убивает технику. Некоторые российские тренеры, знаю, обижались на меня, поскольку накануне чемпионата, когда решался вопрос, какой из дуэтов должен представлять Россию в Барселоне, я высказалась в пользу Брусникиной и Киселевой.
Мне вообще нравится, как работает их тренер Елена Полянская. В ее программах всегда много различных плоскостей, мелких оригинальных элементов - того, что в синхронном плавании всегда ценилось очень высоко.
- Тем не менее второму российскому дуэту - Анастасии Ермаковой и Анастасии Давыдовой, работающим в чисто темповом стиле, - удалось одержать в Барселоне более чем убедительную победу.
- Здесь они, безусловно, лидеры. Но это не меняет моего отношения к тенденции. Все эти темповые композиции порой вызывают ощущение, что лебеди бегают по воде, а Кармен соревнуется с тореадором. В общем, возникает ощущение какой-то суеты. Теряется образность. Когда я увидела наших девочек на разминке, где не было музыки, показалось даже, что они делают старую программу. А разница должна быть заметна сразу.
Сейчас ведь что происходит: сложнейшие элементы так или иначе делают все. И все берут по большому счету одни и те же образы. Десять Кармен, десять гладиаторов. Вся музыка - из цирка du Soleil. В этом цирке много лет работает профессиональный композитор, который выдает именно тот товар, который наиболее выигрышно адаптирован к спорту. Или берется музыка из популярных кинофильмов.
- Подобное происходит и в фигурном катании. Может быть, все дело в некой моде?
- Скорее в том, что большинство тренеров элементарно не образовано в музыкальном плане. Например, для того чтобы поставить танго, я купила штук 20 дисков с самыми разнообразными записями этого ритма. Но, во-первых, это довольно дорого. А во-вторых, нужно потратить массу времени, чтобы выбрать нужные записи. Но я по крайней мере могла объяснить в магазине, что именно хочу найти. Многие для начала этого не знают. А популярная музыка вся на слуху.
Саундтреки из современных фильмов зачастую мощные, агрессивные. Такая музыка порождает агрессию жеста. Посмотрите на кисти рук - они, как правило, округленные, злые, цепкие, со скрюченными пальцами. Работает вся рука целиком, как в брейк-дансе. И совсем другое дело - свободная пластика, которую проповедовала еще Айседора Дункан: высшее мастерство танца, когда выразителен каждый сегмент руки. Наиболее яркий пример - Дидье. Она вообще очень талантливый человек. Потрясающе чувствует жест, образ, даже мизинчик способен выражать эмоции. Такая же - испанка Гемма Менгуаль.
Если мы хотим рассчитывать на стабильный успех, то к хорошей физической подготовке, к великолепному темпу надо обязательно добавлять пластику рук, головы, глаз, каждого пальца - и тогда действительно превосходство будет подавляющим.
Должна сказать, что яркого лидера на сегодняшний момент, особенно среди групп, я вообще не вижу. Это само по себе опасный симптом. При малейшей ошибке судьи могут перетасовать призеров в любом порядке. Более того, они постоянно ждут такой возможности. Ищут ее. Не случайно все ближе подтягивают американских спортсменок. Америка гораздо предпочтительнее для многих в качестве лидера, нежели Россия. Поэтому за оставшееся время мы должны сделать все возможное, чтобы не позволить никому к себе приблизиться.
- Но ведь пока России удается побеждать.
- Снимаю шляпу перед российскими тренерами, которые уже столько лет держат марку. Это не так просто - каждый год фонтанировать идеями.
Настоящих постановщиков в синхронном плавании очень мало. Можно не любить Полянскую, Покровскую, меня, но так получается, что на протяжении многих лет именно на нашу работу обращают внимание. И мало кто способен составить конкуренцию. Хотя мне нравится, как работают тренеры молодой волны. Моя дочь Гана, которая ставила композицию испанскому дуэту, Ольга Васильченко - со сборной Греции, Ольга Седакова - со сборной Швейцарии.
У Седаковой, правда, нет материала. Не раз случалось, когда она пыталась воплотить в постановках какие-то элементы, которые блестяще делала сама, но получается смешно. Потому что по степени таланта ей до сих пор практически нет равных. Как и Дидье - во Франции.
- Получается, Россия - изначально более богатая на таланты страна?
- Нашу школу вообще отличает высокая техника. Сказываются годы, что мы не разгибаясь сидели на бортиках и сумели заложить основательный фундамент. Поэтому и работать приятно. Можно придумать что угодно - и все это нашим спортсменкам по силам выполнить.
Еще один момент - хореография. Мы отличаемся от иностранных команд прежде всего тем, что регулярно ею занимаемся. Помимо того что балетная работа учит правильно держать корпус, она подспудно тренирует синхрон. Говоришь название того или иного движения - и каждая спортсменка четко понимает, где должен быть подбородок, куда направлен взгляд, как развернуты руки, кисти. Особенно это важно сейчас, когда так ценится работа в воде в разных плоскостях. Хотя многие рассуждают иначе: зачем изо дня в день отрабатывать положение рук, когда можно просто их вытянуть и добиться синхронности гораздо меньшими усилиями. С этим я борюсь. По крайней мере в тех программах, которые делаю сама.
- И заставляете заниматься хореографией всех тех, с кем работаете?
- Нет, конечно. Та же Дидье хореографией в классическом понимании этого слова не занимается. Но много работает над конкретным образом. Например, делает на полу танец Бежара. Если бы сам Бежар или кто-то из всемирно известных хореографов это увидел, то, думаю, тут же предложил ей выступать на сцене. Настолько потрясающе она умеет импровизировать. Что и делает ее композиции в воде уникальными. А если все будут похожи друг на друга, это, для начала, не соберет зрителей на трибуны.
Очень хорошо, кстати, что Брусникина и Киселева выступали в Барселоне в российской группе. Допускаю, что кому-то из тренеров это не нравится, потому что пришлось вывести из команды более молодых девочек, но сколько я помню свою работу в сборной, основной творческий посыл всегда шел именно от опытных - Брусникиной, Киселевой, Азаровой, Новокщеновой. Когда в группе есть такие спортсменки, молодым гораздо легче работать. Как и тренерам. Если Оля с Машей останутся еще на год, у российской сборной резко возрастет шанс на победу в Афинах.
- Вы верите в то, что они сумеют составить конкуренцию чемпионкам мира в дуэте?
- Безусловно.
- Дидье, знаю, собирается оставить спорт. Из тех солисток, кто выступает сейчас, можете назвать спортсменку, способную надолго стать лидером? Таким, какими были Седакова или Брусникина?
- Возможно, Менгуаль. Несмотря на то, что она работает уже много лет, потенциал у нее огромный. Анну Козлову, выступающую за США, судьи уже не воспринимают. Как несколько лет назад перестали воспринимать Христину Талассиниду, которая была советской чемпионкой Европы в 89-м, а потом уехала в Грецию. Говорят, две очень интересные девочки есть в России. Одна из них - у Полянской. Но это - дело будущего.
- А с кем планируете продолжить работу вы сами?
- Пока не знаю. Мне было очень интересно сотрудничать с испанками, но в следующем сезоне, скорее всего, не буду продолжать эту работу. Потому что они прогрессируют так быстро, что вполне могут начать представлять угрозу России.
С другой стороны, у нас почему-то принято считать тех, кто работает за границей, предателями. Этого я не понимаю. Заставить людей восхищаться работой русского тренера - немалый труд. И этим можно и нужно гордиться.
2003 год
|