Елена Вайцеховская о спорте и его звездах. Интервью, очерки и комментарии разных лет
Главная
От автора
Вокруг спорта
Комментарии
Водные виды спорта
Гимнастика
Единоборства
Игры
Легкая атлетика
Лыжный спорт
Технические виды
Фигурное катание
Футбол
Хоккей
Олимпийские игры
От А до Я...
Материалы по годам...
Translations
Авторский раздел
COOLинария
Telegram
Блог

Водные виды спорта - Чемпионат мира 2003 - Барселона (Испания)

Ирина Лашко:
«
КТО БЫ ЗНАЛ, КАК МНЕ ОСТОЧЕРТЕЛИ ПРЫЖКИ В ВОДУ!»

Ирина Лашко

Фото © Александр Вильф
на снимке: Ирина Лашко

16 июля 2003

Едва вынырнув из воды, Ирина Лашко бросила взгляд на табло и спустя мгновение разразилась слезами. Несколько секунд она упорно отворачивалась от телекамер, вытирая лицо, а когда я подошла с поздравлениями, сказала, смущенно улыбаясь: «Похоже, старая обезьяна еще на что-то способна?»

Ее победа, первая под австралийским флагом, судя по искренней восторженности всех, кто был в тот момент в бассейне, включая тренеров поверженных соперниц, воспринималась, как некое общее достояние. Именно так радуются триумфу ветеранов, прошедших в спорте все и вся. Тем более что Ирину помнят с того самого времени, как в 14-летнем возрасте она выступала на Олимпийских играх в Сеуле и заняла четвертое место.

Победы бывают разными. Можно - как Саутин на чемпионате мира-98 - с первого прыжка дать понять соперникам, что капитуляция неминуема. Но куда больше эмоций сопровождают золото, вырванное в заключительной попытке, тогда, когда, казалось бы, уже нет никаких шансов.

Именно такую картину и наблюдали в понедельник трибуны «Бернар Пикорнеля».

Мобильный телефон Ирины начал трезвонить, когда спортсменка еще не успела переодеть мокрый купальник. «Извините, - зажимая трубку, сказала мне. - Звонят журналисты из Австралии. Должна соблюдать приличия».

- Это входит в правила поведения?

- Не совсем. Но раз уж проявляют интерес, надо этим пользоваться. - И хулиганисто подмигнула в подъехавшую телекамеру.

Мне оставалось слушать телефонный разговор.

- Не могу поверить в победу до сих пор, - говорила Лашко невидимому собеседнику. - Конечно, приятно сознавать, что принесла своей стране первое золото этого чемпионата мира. И доказывать, что 30 лет - вовсе не предел для спортсмена. И что в этом возрасте возможно становиться сильнее, чем раньше. Почему люблю прыжки? Наверное, потому, что это - авантюрный вид спорта. Как раз в моем характере.

Наконец трубка была отложена в сторону.

- Что произошло в полуфинале; когда вы чуть было не вылетели из числа финалистов?

- Сама виновата. Чрезмерно расслабилась. Уже было смирилась с мыслью, что финала мне не видать как своих ушей, тем более что Наташа Умыскова должна была делать свой наиболее уверенный прыжок, и вдруг она ошиблась на входе в воду. Ну, думаю, вот он - шанс. Какого черта ехала в Барселону, если не сумею им воспользоваться?

- А какие мысли были перед заключительной попыткой в финале?

- Знаете, я обычно не смотрю на табло во время соревнований. А здесь вдруг взглянула - и увидела, что иду третьей. Сразу столько в голове проскочило... И что у немки прыжок сложнее, чем у меня, и что как минимум бронзовая медаль в кармане, и что можно попробовать догнать. Или, по крайней мере, приложить для этого все силы. Это было состояние какой-то безумной концентрации. Поэтому и заплакала, когда вынырнула и увидела, что мой результат - лучший. Не осталось никаких тормозов сдерживать эмоции.

- Ваши слова насчет первого золота для своей страны - политкорректность или вы действительно считаете себя австралийкой?

- Прежде всего меня радует то, что сумела выиграть. И потом у меня нет никаких причин не любить Австралию. Там живут моя семья, мои друзья. Ко мне прекрасно относятся, создают все условия. Не знаю даже, по какой стране больше скучаю в отъездах - по России или Австралии. И та и другая - родные.

- Почему, кстати, вы не выступаете в Барселоне на трехметровом трамплине?

- Не прошла отбор. Национальный чемпионат проводился в Тасмании, и я в первом же прыжке ударилась ногами о трамплин.

- Ваш тренер обмолвился, что сам виноват - не уделял вам должного внимания в тот период.

- Совсем с ума сошел! Дело в том, что он тяжело болен. Рак. В прошлом году ему сделали сложнейшую операцию, так он пробыл дома всего две недели. В этот период мы страшно ругались. Я даже ультиматумы выдвигать пыталась: мол, если его в бассейне увижу, тотчас уйду с тренировки. Но потом поняла, что ничего не добьюсь. Работа - это единственное, что есть у Питера в жизни. Не представляете, как мне было его жалко. Особенно когда начались сеансы химиотерапии. Стала облезать кожа, распухли губы - тренер даже говорить не мог. А сейчас - молодец просто! Мы с ним похожи - никогда не жалуемся.

- Вам-то на что жаловаться? Сами говорите: прекрасные условия, дом, семья...

- Если бы вы только знали, как мне осточертели прыжки в воду. Сама себе говорю порой: «Зачем?». Даже если сбудется немыслимое - и я стану олимпийской чемпионкой. И что изменится? Будет на одну медаль больше?

- Тогда, действительно, зачем?

- Не знаю. Муж очень хочет, чтобы я продолжала прыгать. Взял на себя все заботы о дочке и постоянно твердит, что я не имею права зарывать в землю то, что мне дано природой. А огорчать его не хочется. Питер опять же расстроится. Мечтает, чтобы я выступала в Афинах. И я буду последней скотиной, если эти надежды разобью. Хотя прыжки в воду давным-давно перестали представлять для меня интерес. Никакого желания что-то кому-то доказывать не осталось. Болит все, ноги рваные - все поверхностью трамплина содрано.

- Неужто даже в душе ничего не шевельнулось, когда оказались в барселонском бассейне спустя 11 лет после своей второй Олимпиады?

- Почему? Заметила с удивлением, какой красивый город вокруг. Обалдеть можно. Из прежних воспоминаний осталась только олимпийская деревня. И какие-то бесконечные тренировки.

- Главный тренер сборной России сказал, что считает вас наиболее выдающейся трамплинисткой мира и не удивится, если в Афинах вы возьмете золото.

- Евангулов? Вот уж не ожидала. Польщена...

- Судя по тону, давнюю историю, когда вас не включили в олимпийскую команду перед Играми в Сиднее, вы так ему и не простили?

- А вы считаете - такое забывается? Простить, наверное, можно. Забыть сложнее. Пусть я не заслужила права выступать, но слишком непорядочно все было сделано. За моей спиной, втихаря.

- Но факт остается фактом: многие отмечают, что с возрастом вы становитесь лишь сильнее.

- Возможно. Только шансов с каждым годом остается все меньше и меньше.

- А что в вашем понимании предел мечтаний?

- Хотелось бы всей семьей поехать отдыхать. За пять лет, что я живу в Австралии, пока не получалось. Люблю просто быть дома. Убираю, шью, вышиваю - постоянно чем-то занята, и мне это безумно нравится. Обожаю готовить и принимать гостей. Хотя сама ничего не ем.

- Бережете фигуру?

- Напрасно иронизируете. Если я начну есть все, что хочется, в дверь проходить перестану. Мгновенно расползаться начинаю. Поэтому за стол сажусь в лучшем случае раз в день. И то, если сильно проголодалась. Женщина моего возраста и положения должна выглядеть подобающим образом.

- Дочка еще не занимается прыжками в воду?

- Через мой труп! Хватит в семье одной ненормальной.

2003 год

 

© Елена Вайцеховская, 2003
Размещение материалов на других сайтах возможно со ссылкой на авторство и www.velena.ru