РОССИЯ В БАРСЕЛОНЕ: ПОЧТИ ЧТО ТРИУМФ
|
|
Фото © Александр Вильф
на снимке: Йан Торп (слева) и Майкл Фелпс |
29 июля 2003
Заключительный день чемпионата мира был отмечен еще тремя мировыми рекордами и серебром сборной России в комбинированной эстафете 4х100 метров. По числу выигранных золотых медалей - 10 россияне в общекомандном зачете чемпионата мира уступили только американцам, которые завоевали на две высшие награды больше.
ИСПАНЦЫ ДЕРЖАТ СЛОВО
Sera increible - эти слова сопровождали барселонский чемпионат повсюду. «Станет невероятным». Что ж, сейчас вполне можно признать, что единственной ошибкой в слогане применительно к текущему моменту является лишь будущее время глагола. Чемпионат мира-2003, особенно его плавательный турнир, вне всякого сомнения, стал самым невероятным из всех предыдущих.
Дело даже не в количестве высших достижений. Хотя цифры впечатляют. За восемь дней в бассейне «Сан Жорди» было установлено 14 рекордов мира, и еще 31 раз пловцы перекрывали рекорды чемпионатов. Главной достопримечательностью соревнований стало количество совершенно невероятных, но уже вписанных в историю фактов.
Ну разве можно было предсказать поражение Майкла Фелпса на стометровке баттерфляем? Дистанции, где шансы американца расценивались даже не как стопроцентные, а на порядок выше. А чего стоит сам факт, что в этом виде программы в течение двух дней мировой рекорд был перекрыт трижды? Причем тремя разными пловцами. Которые поднялись на пьедестал (на нем впору было вешать табличку «Только для рекордсменов мира») в четком соответствии с хронологией установления своих достижений.
Кому, скажите, могло прийти в голову, что даже пятый результат в этом фантастическом финале окажется столь высоким, что всего три года назад гарантировал бы его обладателю победу в олимпийском Сиднее?
Какими эпитетами можно сопроводить бронзовую медаль мужской японской команды в комбинированной эстафете? Нечто фантастическое, чего в истории крупнейших соревнований не случалось уже сорок три года.
Разве можно было предположить даже в самых смелых прогнозах, что Александр Попов - олимпийский герой Барселоны-92, завоевавший там две золотые и две серебряные медали, одиннадцать лет спустя в возрасте почти 32 лет станет в этом городе трехкратным чемпионом мира?
Испанцы сдержали слово. Барселону-2003 мир будет помнить долго.
Когда заканчиваются праздники такого масштаба и приходит время подводить итоги, всегда становится немного грустно. Для России чемпионат стал почти триумфальным. Второе место в общем медальном зачете по количеству золотых наград, три из которых завоеваны в плавании, - результат достойный. Особенно если учесть, что в неофициальном плане, утвержденном для российской плавательной сборной перед отъездом в Барселону, в графе «золото» значилась цифра "1".
Но как тут не споткнуться на мысли, что все эти награды - заслуга от силы пятерых спортсменов. Попова, на победы которого, что уж теперь лукавить, российские тренеры почти не рассчитывали, и четверки спринтеров в эстафете 4х100 метров.
ДВЕ СТОРОНЫ МЕДАЛИ
Неожиданные и крайне важные медали дебютантов чемпионата Евгения Коротышкина (50 метров баттерфляй) и Аркадия Вятчанина (100 метров на спине) не позволяют, увы, не заметить, что проколов в выступлении российской команды оказалось непозволительно много. Не должны были оказаться в числе статистов ни Станислава Комарова, ни Анатолий Поляков, ни Юрий Прилуков, ни Дмитрий Коморников. Не повезти на чемпионате мира может кому угодно. Лишился же победы на «сотне» баттерфляем Фелпс! Но показывать на главном старте сезона результаты, столь разительно отличающиеся от ожидаемых, - ЧП. Особенно за год до Олимпиады. Ведь это не что иное, как признание несостоятельности нашей тренерской школы. Что-то умеем, что-то получается. Но получится ли через год? А бог его знает...
Мы любим сравнивать себя с американцами. Нет, пожалуй, в нашей стране более заветного желания для любого причастного к спорту человека, чем обойти США в общем олимпийском зачете.
Но давайте посчитаем и сравним: плавание - это 32 комплекта олимпийских наград. Больше - только в легкой атлетике. В Барселоне американцы выступили не так чтобы очень удачно. Вполне могли бы одержать не 12 побед, а на пяток больше. Но я не о медалях. Лучшие показатели стартовой реакции (средняя величина) - у пловцов США. Лучшее время передачи эстафет - тоже у них. Когда такое фиксируется в массовом порядке, это уже не случайность, а система. Ерунда? Не скажите. Если допустить, что на Играх в Афинах на какой-либо из дистанций русский и американец сойдутся в абсолютно равной борьбе, пусть малюсенькое, но преимущество будет изначально не на нашей стороне.
На бортике тренировочно-разминочного бассейна все дни, пока шел плавательный турнир, неотлучно находился американский врач-физиолог Геннадий Соколов. Бывший русский, работавший в начале 70-х в сборной СССР по плаванию. Как только американские спортсмены заканчивали выступления в том или ином заплыве, мгновенный анализ крови позволял определить состояние мышц: насколько они «закислены», как правильно вести восстановительные процедуры. Когда с просьбой сделать такой анализ к Соколову подошел Попов, врач ответил вполне обоснованным отказом: «Извини. Приезжай к нам в Колорадо - сделаем все, что угодно. Здесь не имею права».
То, что российская сборная своим прогрессом в первые дни удивила в Барселоне многих, - лишь одна сторона медали. Суть другой заключалась в том, что в последний день чемпионата русская команда выглядела до такой степени вымотанной, что на лица спортсменов было больно смотреть. Особенно на фоне большинства свежих и жизнерадостных соперников.
Основополагающего критерия класса - умения показать на этапах заключительной эстафеты более высокие секунды, чем до этого на индивидуальных дистанциях, - болельщики в исполнении россиян не увидели. Не хватило сил. Хотя серебро и рекорд Европы - чем не повод для ликования?
ПОСЛЕДНИЙ ГЕРОЙ
Вести речь о том, что Россия может попытаться выиграть золото в комбинированной эстафете, не приходилось даже в самых смелых прогнозах. Разве что малодушно надеяться на то, что сборную США дисквалифицируют за какое-либо нарушение. Сняли же в предварительном заплыве австралийцев. Но в этом виде (это лишь мое мнение) российские тренеры допустили просчет психологического характера. Поставив на четвертый этап Попова. Давайте посчитаем еще раз: у четверки Японии Аркадий Вятчанин, Роман Ивановский, Игорь Марченко и Попов выиграли 1,4 секунды. Другими словами, Попов мог проплыть свой этап не за 47,95, как вышло в реальности, а за 49,34. И Россия все равно получила бы серебро.
Но ничуть не медленнее способен был преодолеть стометровку и каждый из оставшихся российских спринтеров. Если бы на месте Попова оказались, к примеру, Денис Пиманков, Андрей Капралов или Иван Усов, вся четверка, как мне кажется, покинула бы бассейн с совершенно другими чувствами. И с другой - более основательной - верой в свои будущие силы. Мы же получили серебро, щедро сдобренное досадой: ради чего было нужно выставлять в финале серьезно травмированного лидера? Ради того, чтобы, промучившись в бессмысленной борьбе, он приплыл к финишу почти на три секунды позже чемпионов?
Приличную долю комплиментов сорвал в эстафете Питер ван ден Хугенбанд. Голландец финишировал пятым, однако время, показанное им на этапе, оказалось рекордным - 46,70. Тоже в общем-то бессмысленный подвиг. Но Хугенбанда можно было понять. Он использовал единственный оставшийся шанс хоть как-то реабилитировать себя в глазах болельщиков и голландской прессы за поражения на двух основных для себя дистанциях. Это удалось. Утешительный приз нашел своего героя.
Ну а если говорить о герое чемпионата в целом, им, безусловно, стал Фелпс. Пятый мировой рекорд и третья индивидуальная победа (на этот раз - в финале на 400 метров комплексным плаванием) оставляли не много шансов остальным пловцам посоревноваться с американцем в весомости заслуг.
|